Перелётные птицы.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Павлова ЕА

Данный урок предлагается для проведения в 3 классе  коррекционных школ для слепых и слабовидящих обучающихся по предмету развитие представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционный урок развития представлений о предметах и явлениях в 3 классе.                                                                                                            Тема: Перелётные птицы.                                                                                  Цель: 
-обобщить и расширить представления учащихся о перелётных и зимующих птицах; 

Задачи:

-учить различать и классифицировать птиц по группам; 
- развивать произносительную сторону речи, мелкую моторику рук, навыки самоконтроля; 
-коррекция пространственного мышления, слухового восприятия, обогащение пассивного словаря детей; 
-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе. –проводить социально-бытовую реабилитацию посредством коррекционного занятия, расширять представления о фауне на примере птиц. 

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

Стихотворение читает учитель.

Они шипят и клюются
И в руки совсем не даются.
Рычат, мычат и мяукают
Бывает, что даже хрюкают.
Смешные, большие, пушистые,
Колючие и когтистые.
Стрекочут, жужжат и чирикают,
Кусают, хватают, пи-пикают.
В болоте, в лесу или дома,
Нам с детства они все знакомы.
Ну, что же, мой друг, постарайся
О ком идет речь догадайся?

- Что такое фауна? (ответы детей).

«Толковый словарь» Ожегова говорит, что фауна – это животный мир. Например, морская фауна. А «Словарь иностранных слов» говорит, что фауна – это в древнеримской мифологии Богиня полей и лесов, покровительница животного мира.

- Давайте сделаем вывод. (Фауна – весь животный мир).

Вспомните, на какие подгруппы можно разделить Царство животных?(птицы, рыбы, звери, насекомые…)

- Назовите представителей группы птиц.

А сейчас, давайте-ка, немного поиграем…

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем! Что мы сидим? (дети встают, машут руками)

-Что не удалось? Почему? Ведь вы старались!

Мы – люди. Люди не летают как птицы. Но летать люди хотели всегда. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали на них перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета, др. летательных аппаратов позволило человеку осуществить мечту о полете.

3. Изучение нового.

Сегодня на уроке мы поговорим о птицах перелетных, тех которые с наступлением холодов улетают в теплые края, а весной – возвращаются назад, на родину.

-Скажите, каких перелётных птиц вы знаете? (ласточки, аисты, трясогузки, жаворонки)

- Как вы думаете, какие из этих птиц улетают первыми и почему? (ласточки, трясогузки, кукушки – они питаются насекомыми)

Сегодня мы будем учиться наблюдать, сравнивать, делать выводы.

4. Работа по зрительно-осязательному восприятию. Практическая работа в парах.

-Посмотрите на чучела птиц. (Детям предлагаются чучела птиц. Названия птиц написаны по Брайлю.)

- Потрогайте их. Что это за птицы, кто догадался? (Аист, грач)

-Какое главное отличие птиц от других животных? (Главное отличие птиц от других животных – перья на теле).

-Я называю части тела птиц, а вы показываете их на птицах.

Тело-голова-шея-хвост-лапы-крылья-клюв-цвет.

1.

Аист

Грач

Тело

крупное, белое

небольшое, стройное, черное

Голова

небольшая

небольшая

Шея

длинная, подвижная

короткая

Хвост

небольшой, черный

небольшая

Лапы

тонкие, длинные, красноватые

тонкие, короткие, черные

Крылья

длинные, широкие, черные

Клюв

тонкий, длинный, заостренный, ярко-красный

тонкий

 

Аисты:

Зимуют эти птицы в теплых краях Индии и в Африке. Аисты живут в болотистой местности, в низменных лугах. Их можно встретить и вблизи жилища человека. Людей они не боятся. Гнездятся аисты на крышах домов, на деревьях. Построенные ими гнезда служат им много лет. После зимовки белые птицы прилетают на прежнее место гнездования. Первыми всегда прибывают самцы аистов. Они ремонтируют свои гнезда в ожидании своих "супруг". Чем старше гнездо, тем оно мощнее и больше в окружности. Аисты живут около 20-22 лет. И к концу жизни их гнезда весят около ста килограммов. В них гнездятся не только сами аисты-хозяева, но и другие пернатые. После гибели взрослых особей, гнездо «передается по наследству» детям аистов.
Едят аисты жаб, лягушек, ящериц, мышей, насекомых, сусликов. Маленьких птенцов взрослые аисты кормят дождевыми червями, кузнечиками, майскими жуками. А чистую воду приносят в своем клюве и переливают ее в маленькие клювики своих малышей. Через два месяца, птенцы аистов сами ищут себе корм.

Прослушивание аудиозаписи (щелканье клювом).

Грач:

Грач внешне похож на ворону, но стройнее её. Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.

Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весеннее-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи.

В апреле месяце мама-самка откладывает от трех до пяти зелёных с пятнышками яиц. Спустя месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители.

Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка.

2.

Утка

Вальдшнеп

Тело

обтекаемое

Голова

небольшая

Шея

длинная, гибкая

Хвост

Лапы

короткие, широко расставленные, пальцы соединены перепонкой

Крылья

Клюв

уплощенный, широкий

 

 Послушайте голоса этих птиц.  (слушание записи голоса)                                                                                   Утка

Утка - это крупная водоплавающая птица, распространённая по всему земному шару. Он хорошо ходит и предпочитает пастись на суше, здесь он отдыхает , собирая растительную пищу на мелководье или с берега. Короткий широкий клюв позволяет птице процеживать ил, раздавливать раковины моллюсков, удерживать во рту червей и ракообразных. При плавании перья гуся не намокают, так как они смазаны жироподобным веществом. Утка - птица перелётная. Осенью утки собираются в большие стаи и улетают в тёплые края. 

Вальдшнеп.

 Вальдшнеп - это лесная крупная птица. Длина ее около 34 см. Окраска бурая пятнистая, в точности соответствует лесной почве. Обитает эта птица в лесах Восточной и Средней Европы, Азии и Японии. Питается дождевыми червями, личинками насекомых и мелкими моллюсками.                             Слушание записи голоса птиц.

Рассматривание птичих гнёзд.

- Как вы думаете, кому из этих птиц подойдут эти гнёзда?

5.Закрепление.

   1) -Я называю части тела птиц, а вы показываете их на птицах.(голова, туловище, хвост, шея, клюв, крылья)

-Как вы можете узнать птицу вдали? (небольшое черное пятно или по голосу)

   2) Игра «Закончи предложение»

Весной птицы строят гнезда, потому что…

Первыми улетают на ласточки потому, что…

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки потому, что…( водоёмы долго не замерзают и дают им пищу)

Все люди любят слушать соловья потому, что…

Птиц нужно охранять потому, что… (птицы приносят пользу)

   3) Я называю птиц, вы хлопаете, если птица перелетная. (снегирь, утка, гусь, ласточка, синица…)

5. Итог занятия. Рефлексия.

– О чем мы говорили сегодня на занятии?

– Что нового узнали?

-Назовите птиц, которых рассматривали сегодня на уроке.

Урок окончен. Отдыхайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Перелётные птицы"

Внеклассное мероприятие проводится вместе с родителями....

"Весна.Перелётные птицы"

Утренник для учащихся 2 класса....

Встречаем перелётных птиц

Классный час в 3 классе...

Конспект занятия на тему "Перелётные птицы весной"

Конспект занятия экологической направленности для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости на тему "Перелётные птицы весной"...

Внеклассное занятие на тему "Перелётные птицы"

Данное занятие разработано в форме игры.Цель: расширить знания детей о птицах;закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях;воспитывать заботливое отношение к птицам;познакомить с птицами, занесён...

Перелётные птицы России

Перелётные птицы. Каждый из видов этих птиц уникален – некоторые проживают в лесах, другие около водоемов. Неоднородна их пища и образ жизни – все это разнообразие заставляют еще с большим интересом о...