«Что такое деньги и откуда они взялись?»
план-конспект по окружающему миру

Щетилова Людмила Сергеевна

Внеурочное занятие по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noo-011-chto_takoe_dengi_i_otkuda_oni_vzyalis_1.docx336.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности Тема: «Что такое деньги и откуда они взялись?»

Цель занятия: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

Задачи:

предметные:

- знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «товар», «ликвидность»;

  • развитие умения бережного отношения к деньгам; умения выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
  • развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания;

метапредметные:

регулятивные:

  • понимать цели своих действий;
  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • оценивать правильность выполнения действий; познавательные:
  • формировать умение осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные:
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формировать умение работать в группе;

личностные:

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

личностные: понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

метапредметные:

  • умение сравнивать, анализировать, объяснять понятия и явления,
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
  • готовность слушать собеседника,
  • умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,
  • умение работать в группах.

предметные: понимание и правильное использование термина «товар», «деньги», «ликвидность».

Форма урока: игра-путешествие. Дети сидят по группам (по желанию детей).

Оборудование: презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточные материалы.

Структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологические приемы и методы

Вариативные задания для оценки достижения

планируемых результатов

1

Организационный момент

  • Доброе утро, солнце!
  • Доброе утро, небо!
  • Доброе утро, всем нам!

Дети поднимают руки, затем опускают.

Дети берутся за руки в группах.

Психологический настрой.

2

Мотивационный

Показ серии картинок с

предметами, использовавши- мися в качестве денег (мех, каменные круги, сушеная рыба, скот, слиток, купюра).

Посмотри на эти картинки. Что их может объединять?

Рассматривают, анализируют и отвечают на вопросы.

Дети отвечают, что это деньги.

Постановка проблемы, работа с иллюстрацией.

3

Постановка темы и целей занятия.

Какая будет тема нашего урока?

Учитель записывает на доске название темы.

Что вы хотите узнать о деньгах?

Учитель записывает на доске формулировку цели.

Чтобы ответить на эти вопросы, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое.

Взялись за руки и закрыли глаза. На счет «один» глаза открываем.

Звучит музыка.

3,2,1.

Дети: деньги.

Дети: что это такое и откуда они взялись?

Игра.

4

Изучение нового материала.

Мы с вами оказались в прошлом. Представьте, что вы древние люди из разных племен: мумба, юмба, у-гу-гу, хрум-хрум.

Каждая группа получает инструкцию и набор карточек. Первая карточка обозначает, что имеется у племени, вторая

– в чем нуждается племя. Учитель дает задание: представить свое племя, рассказать о том, чем

занимается племя произвести обмен имеющихся у вас

предметов на необходимые вам. (Приложение 1, 2)

Дети читают инструкцию.

Дети представляют свое племя, рассказывают, чем занимается племя и производят обмен

предметов в свободной форме.

Работа в группах с раздаточным материалом.

Игра. Поиск решения.

1) определение понятия «товар»

У кого получилось поменяться?

Так люди стали обменивать что-то свое: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. Предметы, которыми

обменивались люди, называют

товаром.

У кого не получился обмен? Почему?

Здесь есть неудобства обмена.

Дети поднимают руки.

Дети поднимают руки. Дети: этому племени не нужен наш товар.

Работа с понятием.

Постановка проблемы.

2) определения понятия «деньги»

Такие непростые ситуации возникали довольно часто. Тогда люди додумались использовать при обмене

товары, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.

Посмотрите на парты, какие предметы обмена есть у каждого племени.

Давайте договоримся, что любой товар можно обменять

на меха. Произведите обмен те племена, у которых не получилось обменяться в первый раз.

Какой вы можете сделать вывод?

Дети: это меха.

Дети производят удачный обмен.

Дети: любые товары можно обменять посредством

денег (меха).

Работа с раздаточным материалом.

Работа с понятием.

3) создание проблемной ситуации

Может ли вода служить в качестве денег?

Почему?

Дети: нет.

Дети: воду неудобно носить, она очень легкодоступна.

4) определения понятия

«ликвидность»

Во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.

Наши меха обладают ли ликвидностью?

Дети: да.

Работа с понятием.

5

Закрепление.

Давайте вспомним цель нашего

Дети: что такое деньги и

Верные – неверные

путешествия.

Ответили мы на эти вопросы? Что такое деньги?

Пришло время возвратиться в класс.

Взялись за руки и закрыли глаза. На счет «один» глаза открываем.

Звучит музыка.

3,2,1. Мы с вами вернулись в современное время.

Физминутка.

Я предлагаю вам проверить, насколько вы были внимательны во время путешествия и отгадать ребусы или решить кроссворд (по

желанию группы). Кто

быстрее. (Приложение 3) Предлагаю вам игру «Верю-не верю». Я говорю вам утверждение, если вы верите, что это правда, то вы поднимите руки вверх, а если

не правда, руки не поднимаете. (Приложение 4)

откуда они взялись. Дети: да.

Дети: это удобный для обмена товар, обладающий высокой ликвидностью.

Дети открывают глаза.

Дети отгадывают ребусы или кроссворд.

Дети играют в игру.

утверждения.

Прием отгадывания ребусов и кроссворда.

Игра «Верные – неверные утверждения»

Фронтальная проверка на слайде ребусов или кроссворда.

Предлагаю вам игру «Верю- не верю». Я говорю вам утверждение, если вы верите, что это правда, то вы поднимите руки вверх, а если не правда, руки не поднимаете.

6

Подведение итогов

Такие необычные деньги были у людей. Удобно ли было чело- веку с большим количеством таких денег путешествовать?

Просмотр мультфильма. О том, какие деньги были более удобными, мы поговорим на следующем

занятии.

Дети: нет, потому что было очень тяжело их носить, они были не практичные (могли сломаться)

Прием мультимедийной технологии.

Приложение 1

Первая группа. Наше племя называется «Мумба».

Мы живём около большого озера и у нас очень много рыбы, которую мы бы могли обменять на нужные нам предметы.

Нашему племени нужна соль для заготовки рыбы на зиму.

Вторая группа. Наше племя называется «Юмба»

Наше племя живёт на соляных источниках, и мы можем обменять соль на нужные нам вещи.

Племени сильно не хватает мяса.

Третья группа. Наше племя называется «У-гу-гу»

Мы племя скотоводов, живём в лесо-степи и можем предложить к обмену мясо и молоко.

Племя сильно нуждается в зерне, которое не умеет выращивать самостоятельно.

Четвертая группа. Наше племя называется «Хрум-хрум»

Мы осёдлое земледельческое племя. Можем предложить для обмена излишки зерна.

У нас нет скота и озёр рядом, нам не хватает молока и рыбы.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Игра «Верю - не верю»

  1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
  2. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).
  3. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)
  4. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»? (Да. В бескрайнем Тихом  океане среди  тысяч  островов Океании есть  огромный  регион Микронезии,  включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названиям Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что такое деньги? Откуда они взялись?"

Название темы: «Что такое деньги? Откуда они взялись»Вид деятельности обучающихся: внеклассное занятие.Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме:Раздел 1, урок 1Тип занятия: комб...

Технологическая карта внеурочного занятия "Что такое деньги и откуда они взялись"

Внеурочное занятие по курсу "Финансовая грамотность" 2 класс. Цель занятия: создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаровЗадачи: ...

Занятие: «Что такое деньги и откуда они взялись?»

- познакомить воспитанников с происхождением денег, с историей, функцией денег, денежными единицами Древней Руси;- дать представление об экономических причинах возникновения денег, познакомить с таким...

«Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

laquo;Финансовая грамота»   кружок  3 классТема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Занятие внеурочной деятельности "Что такое деньги и откуда они взялись" по направлению "финансовая грамотность"

Финансова рамотность 1  класс. Занятие по внеурчной деятельности по теме "Что такое деньги и откуда они взялись" может бть использовано в курсе "Фининсовая грамотность" д...

Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Что такое деньги и откуда они взялись?"

Методическая разработка внеурочного занятия по теме"Что такое деньги и откуда они взялись?"...

«Что такое деньги и откуда они взялись». Занятие по финансовой грамотности во 2 классе

Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег....