«Природа Тундры»
план-конспект урока по окружающему миру

Геворгян Ангелина Сергеевна
План - конспект урока окружающего мира: "Природа Тундры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_tundry.doc73 КБ
Office presentation icon mir_tundry.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:

 «Природа Тундры»

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры, познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром.

Задачи:

-Установить зависимость растительного и животного мира тундры от ее природных условий;

-Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Формируемые УУД:

Личностные : способствовать формированию ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные : содействовать развитию умений прогнозировать  предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей                     Познавательные: способствовать развитию умений извлекать информацию из текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.                                                            

Коммуникативные: способствовать развитию умений слушать и понимать других; создать условия для развития умения работать в паре, формулировать собственное мнение.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс под ред. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова., Ч.2.; презентация.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок естествознания.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

Мотивация к учебной деятельности.

2.Постановка учебной задачи.

Сегодня мы проводим необычный урок – экспедицию, где мы узнаем много нового и интересного.

3.Актуализация знаний

4.Работа над новым материалом.

- А теперь послушайте рассказ, который укажет нам цель путешествия.

«Юра над Вовой пошутил:

Посмотри, что ты нарисовал: мухомор больше сосны, а люди настоящие великаны!

Напрасно ты над ним смеешься, сказал вдруг папа,- однажды мне привелось видеть такие вещи в действительности: грибы возвышались над деревьями совсем так, как у Вовы на рисунке. Люди же на этом листе и не поместились бы вовсе. Там, наверное, правильней было бы называть грибы «надберёзовиками».

-Как вы думаете, как же называется этот удивительный край?

Давайте уточним место нашего путешествия. Отгадайте кроссворд. Если на все вопросы ответите верно, то в выделенной графе прочитаете слово, обозначающее название природной зоны, куда мы совершим путешествие.

Итак, удивительный край, в котором грибы выше деревьев, называется тундрой. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем природу тундры.

Тундра  протянулась по всему побережью Северного Ледовитого океана. На территории России она начинается узкой прибрежной полосой на Кольском полуострове, а в Сибири заходит далеко вглубь материка.

Ребята, тундру полукольцом охватывают холодные моря Северного Ледовитого океана и Тихого. Зима здесь холодная, долгая, с сильными заморозками и метелями. Почва промерзает на большую глубину. Солнце не поднимается над горизонтом, поэтому стоит полярная ночь. Многие животные стремятся зимой покинуть тундру, птицы улетают. Но существуют некоторые животные, которые сумели приспособиться к суровому климату зимней тундры. А что это за животные мы сейчас узнаем….

Откройте учебник на стр. 113 -114, прочитайте об этих животных.

Лемминг – маленький зверек из отряда грызунов, обитающий на Севере, имеет длинную  пятнистую шерсть.  

Самым крупным животным тундры является Северный олень. Он имеет замечательную способность приспосабливаться к суровым условиям окружающей среды. Питается лишайником-ягелем.

Так же тундра богата хищниками: Волк-охотится на канадского оленя, горностай-питается леммингами, песец-хищник подобен горностаю, зимой меняет окрас и становится белым.

Рассказ учителя, прием зрительного восприятия.

(Слайд 1-2)

Учащиеся высказывают свое мнение.

Вопросы.
1.Полезное ископаемое, которое добывают на болоте.

2.Насекомоядное земноводное, которое весной устраивает «концерты». 3.Растение, которое приспособилось есть насекомых.

4.Змея, которая ест лягушек и жаб.
5.Растение, у которого листы в виде стрелки.

6. Вечнозеленый кустарник с красными ягодами, которые богаты витаминами.

(Слайд 3)

(Слайд 4 )

(Слайд 5-6 )

(Слайд 7-8 )

(Слайд 9-10)

 

(Слайд 11-12 )

(Слайд 13-16)

5. Физ.минутка.

Буратино потянулся

Раз- нагнулся,

Два- нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

На носочки нужно встать.

Выполнение физических упражнений

6. Продолжение изучения новой темы.

Растительный мир тундры состоит из лишайников, мхов, осоки, карликовые деревца, еще и морошка, вороника и другие растения. Летом тундра расцветает. За короткое полярное лето растения должны успеть отцвести и дать семена. Осенью тундра покрывается сизыми полями голубики, оранжевыми - морошки, всюду торчат шляпки грибов.

Карликовая березка – близкая родственница нашей стройной красавицы – березы повислой. Только ее крона обычно едва доходит взрослому человеку до колен. И растет тундровая береза не деревом, а раскидистым кустарником, а еще чаще ее ветви попросту стелются поверх мхов и лишайников. Кора у деревца не белая, а бурая: темная окраска помогает ему поглощать как можно больше драгоценного солнечного тепла.

Ребята, хотелось бы, чтобы мы узнали больше о тундре. Для этого я предлагаю вам работу в парах. Вам необходимо заполнить карточки. Но прежде чем вы приступите к работе, нужно прочитать текст учебника на стр. 114-117, который и поможет вам верно выполнить работу.

 Карточка№1

1.Запиши слова в таком порядке:

а) Травы: ____________________________________________________

б) Кустарники: _______________________________________________

в) Лишайники: _______________________________________________

Слова для справок: ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза, куропаточья трава, голубика, пушица.

(Слайд 17-18 )

(Слайд 19)

Прием выполнения упражнения.

Работа с текстом, парная работа.

7. Закрепление изученного.

Вот и подошла к концу наша экспедиция, и пришло время обобщить полученные вами сведения.

Перед вами лежат карточки, я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно, после чего мы все вместе проверим и оценим вашу работу.                                         Карточка №2.

1.Какие растения встречаются в тундре?

2.Почему именно они могут расти в тундре?

3.Как животные тундры приспособились к суровым условиям обитания?

Самостоятельная работа, прием взаимопроверки.

8. Домашнее задание.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: рабочая тетрадь - стр. 46, Упр. 108-109., учебник - стр. 112-117 читать.

9. Итог урока. Рефлексия.

-Сегодня мы знакомились с тундрой, а теперь давайте закрепим полученные сегодня знания и ответим на вопросы.

-Какие растения встречаются в тундре?

-Почему именно они могут расти в тундре?

-Перечисли животных тундры?                          Ребята, а теперь я попрошу вас взять карандашики в руки: Красный - мне не понравился урок, было скучно и не интересно. Зеленый – мне понравился урок, я узнал(а) много нового и интересного.

- Спасибо за урок, вы все молодцы, урок окончен!

Метод беседы. Прием обобщения пройденного материала.

Прием рефлексии.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь коренного населения тундры

Презентация к уроку окружающего мира ...

Тесты по ОМ (тундра)

Дополнительный материал на уроке ОМ...

Природные зоны. Тундра

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Тундра"...

Проект урока: «Тундра. Природа тундры»

Цель: продолжить развитие основных  естественно-научных представлений о    зависимости между географическим положением природной зоны  и её особенностями на примере темы...