Проект урока: «Тундра. Природа тундры»
план-конспект урока (4 класс) по теме
Цель:
продолжить развитие основных естественно-научных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Природные зоны России. Тундра»
Задачи:
- предметные:
- формировать представление о природной зоне;
- умение определять природную зону по основным признакам;
- установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.
Метапредметные УУД:
- познавательные:
- умение работать с географической картой;
- развивать познавательный интерес;
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
- регулятивные:
- планирование деятельности.
- коммуникативные:
- развивать речь;
- умение работать в группе.
- личностные
- помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;
- формировать представление детей о единстве природы и человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.doc | 130.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_.ppt | 1.63 МБ |
kartochki_k_uroku.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока: «Тундра. Природа тундры» 4 «А» класс
Цель:
продолжить развитие основных естественно-научных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Природные зоны России. Тундра»
Задачи:
- предметные:
- формировать представление о природной зоне;
- умение определять природную зону по основным признакам;
- установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.
Метапредметные УУД:
- познавательные:
- умение работать с географической картой;
- развивать познавательный интерес;
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
- регулятивные:
- планирование деятельности.
- коммуникативные:
- развивать речь;
- умение работать в группе.
- личностные
- помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;
- формировать представление детей о единстве природы и человека.
Основное понятие: зависимость особенностей природной зоны от географического местоположения, взаимосвязь между деятельностью человека и окружающей средой.
Оборудование: карта природных зон, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, презентация ИКТ, картинки с изображением животных, птиц, растений, карточки-помогайки.
Методы:
Словесные, наглядные, практические:
-организация работы в группах (коллективный поиск, взаимообучение учащихся, развитие учебно-информационных УУД);
- беседа эвристическая (опора на житейский опыт, установление зависимости от полученных заранее знаний);
- контроль (организация диагностической работы).
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникатив ная | Регулятивная | |||
1. Самоопределение к деятельности. | Создание проблемной сит. Фиксация новой учеб. задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи- определение особенностей природной зоны от географического положения | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентир. основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
4. Переход к этапу решения Работа в группах | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учен и следующее обсуждение составленных моделей | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
5. Презентация работы группового взаимодействия | Воспринимают ответы обучающихся | ||||
6. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диаг. работа на выходе: - орган диф. кор. Работы, - КОД | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий по эталону | Осуществляют контроль по результату |
7. Рефлексия урока. | Подвести итог урока Тема Цель Задачи Чему учились | Что нового, необычного интересного вы узнали? Каким способом? - Кому что показалось трудным на уроке? Что на уроке было самым интересным? | Умение делать выводы, обобщение | Вступать во взаимодействие | Осуществляют самоконтроль и самооценку по результату |
8. Домашнее задание. | Отработка навыков на новом материале Развитие познавательного интереса | Предлагает разные варианты | Работа с разными источниками информации | Обращение к родителям | Целеполагание, планирование и выбор деятельности |
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач урока.
Включается музыкальная картинка «Увезу тебя я в тундру…».
- Посмотрев фрагмент из видеоклипа, кто догадался, с какой природной зоной мы будем сегодня знакомиться? (с зоной тундры)
- Вы встречались где-либо с таким понятием?
- Слово “тундра” очень необычное, в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная”, а в переводе с саамского языка – «безлесная равнина» Как вы думаете, почему? (Потому что это очень холодное место на Земле, и от этого зависят условия жизни в этой зоне)
(Открытие! (записываю на доску это слово) – что особенности природной зоны характеризуются её местоположением)
2. Совместное исследование проблемы.
- Давайте предположим, чем она будет характеризоваться (антиципация), исходя из её географического местоположения?
- Определим местоположение тундры (работа с картой) Слайд 1 и карта.
3. Конструирование нового способа действий.
- И так сегодня на уроке мы знакомимся с новой природной зоной, а как будем знакомиться, ваши предложения по организации нашей деятельности?
( будем работать по группам, по плану)
- По какому плану? Вспомним про Арктику…. Слайд 2
Выход на определение групп по тематике -
Тема исследования для всего класса… (Природа тундры. Тундра и человек) Слайды 3-7.
Цель урока:
Задачи урока:
Чему будем учиться?
- работать в группах, работать с картой, с учебником, с доп. литературой, работать со схемами, составлять карту знаний.
Учитель: я приготовила задания для групповой работы, во время которой вы будете:
- использовать все знания, полученные на предыдущих уроках;
- обобщать материал в виде своего выступления;
- вы должны научиться определять по основным признакам природную зону, составлять экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.
4. Переход к этапу решения проблемы. Работа в группах.
Мы определили план, определились по группам (выход на название групп)
Слайд 8 – 11.
Карточка – помогайка: 1 группа « Географы».
Откройте учебник на странице с. 87- 90.
1. Где расположена тундра?
2. Что характерно для зимы и лета в тундре?
3. Что представляет собой поверхность тундры?
4. Почему в тундре много болот и озёр?
5. Изобрази на карте с помощью простого карандаша на стр. 22 – 23 «Проверим себя» природную зону тундры.
6.Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.
7.Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ | Фамилия, имя | Активность работы в группе | Сотрудничество |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Карточка – помогайка. Группа 2 «Ботаники»
Откройте учебник на странице 90.
- Какие растения растут в тундре?
- Как растения приспособились к жизни в тундре?
- Почему растения в тундре низкорослые?
- Составьте из раздаточного материала карту «Растительный мир тундры»
- Составьте рассказ по вопросам. Обратите внимание на вывод.
- Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ | Фамилия, имя | активность работы в группе | сотрудничество |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Карточка- помогайка. Группа 3 «Зоологи».
Откройте страницу 91-92 учебника.
1. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?
А) насекомые
Б) птицы
В) животные
Оформите это на карте «Животный мир тундры» (Внимание: в пакете есть «ловушки»)
2. Как приспособились животные к условиям жизни?
Какая «одежда» у животных? | Шерсть густая и длинная, много пуха и перьев. |
Какая окраска? | Меняется, зимой – белая, летом – светлая. |
Какие размеры? | Различные, но не крупные. |
Какова форма тела? | Формы тела разные. |
- Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.
- Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ | Фамилия, имя | активность работы в группе | сотрудничество |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Карточка – помогайка. Группа 4 «Исследователи».
Откройте страницу 93 учебника.
- Основное занятие северных народов. Какое значение имеет разведение оленей. Заполни таблицу.
- Какие поиски ведутся в тундре?
- Какие народы севера вам известны? (обратите внимание на дополнительные тексты, их надо использовать)
4. Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.
5.Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ | Фамилия, имя | активность работы в группе | сотрудничество |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Карточка –помогайка. Группа 5 «Экологи»
Откройте страницу 94-95 учебника.
- К чему приводит хозяйственное освоение тундры?
- Почему природа тундры необыкновенно ранима?
- Как же связаны между собой обитатели тундры? Проследите цепочки питания животных, обитающих в тундре? (поставьте правильно стрелки и вставьте слова)
1. Ягель – ……… – волк
2. Ягода – лемминг – белая сова
3. ………… – лемминг – песец
4. Ягода – белая куропатка – кречет
К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?
4. Какие птицы занесены в Красную книгу? (обратите внимание на дополнительный материал)
5.Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.
6.Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ | Фамилия, имя | активность работы в группе | сотрудничество |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Физминутка «Две руки»
5. Презентация работы группового взаимодействия.
Учащиеся предоставляют наработанный материал, который оценивается по обсуждённым заранее критериям. Учитель может совместно с учащимися задавать вопросы. По ходу демонстрирует слайды. Слайды 12-17.
Вывод: Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.
6. Контроль на этапе окончания учебной темы.
- Какой следующий этап? (проверить полученные знания)
- Я вам предлагаю выполнить тестовую работу.
Слайд 18-19.
- Проверьте себя по эталону.
Самооценка.
- Рефлексия.
- Подтвердились ли наши предположения относительно особенностей зоны тундры?
- Какой вывод мы сделали?
Цели и задачи? Мы выполнили их?
Что было трудное? А какие мысли вам сейчас хочется высказать вслух?
8. Домашнее задание:
Обязательное для всех: с. 87-95, чит., тет. с. з.
По выбору: 1. Сделать сообщение о Таймырском заповеднике.
2. В книге «Зелёные страницы» прочитать рассказ «Ягель»
3. с. 96, зад. 1, 3.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План изучения природной зоны. Название, изображение на карте. Особенности природы: климат растительный мир животный мир 3. Тундра и человек. 4. Экологические проблемы. 5. Охрана природы. Путешествие по природным зонам России.
Тема: Цель: Задачи: Чему учиться:
Тема урока: Природа тундры. Тундра и человек.
Цель: продолжить развитие основных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Природа тундры. Тундра и человек.»
Задачи: научиться определять природную зону по основным признакам; уметь устанавливать зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий; определить роль человека в охране природы тундры.
Чему учиться: - уметь работать с географической картой; - учиться работать с учебником и дополнительной литературой; - развивать логическое мышление , уметь сравнивать и делать выводы; - планировать свою деятельность; - учиться правильно высказывать свои мысли (доказывать, аргументировать); - работать в группе.
Программа исследования: Географическое положение Климат Растительность Животные Деятельность человека Экологические проблемы. Охрана природы.
Работа по группам: 1 группа – Географы Цель : изучить климат природной зоны. 2 группа – Ботаники Цель : изучить растительный мир. 3 группа - Зоологи Цель : изучить животный мир. 4 группа – Исследователи Цель : жизнь человека в тундре. 5 группа – Экологи Цель : изучить экологические проблемы в тундре.
Правила работы в группе Прочитать вопросы. Найти ответы, используя учебник, дополнительную литературу и другой материал. Распределить роли участников группы и подготовить выступление. Оценить работу группы.
Оценка работы группы Самооценка работы в группе. Интересное выступление. Правильно выполненная работа. Сделаны выводы.
Группа географов
Группа ботаников
Тундра летом
Группа зоологов ЖИВОТНЫЕ ТУНДРЫ
Группа исследователей. Тундра и человек.
Группа экологов
Проверь себя: Тундра расположена… а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах. 2. В тундре… а) ярко выражены все четыре времени года; б) длинная суровая зима и жаркое лето; в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето. 3. Растения тундры… а) высокие с мощными корнями и широкими листьями; б) низкорослые, стелющиеся с мелкими листьями. 4. В тундре обитают… а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, лемминги, волки; в) верблюды, лошади, коровы. 5. Главное занятие местного населения тундры… а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.
Эталон 1. а) 2. в) 3. б) 4. б) 5. б)
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
1 группа «Географы»
Карточка – помогайка:
Откройте учебник на странице с. 87- 90.
1. Где расположена тундра?
2. Что характерно для зимы и лета в тундре?
3. Что представляет собой поверхность тундры?
4. Почему в тундре много болот и озёр?
5. Изобрази на карте с помощью простого карандаша на стр. 22 – 23 «Проверим себя» природную зону «Тундра».
6. Составьте рассказ по вопросам. Обратите внимание на вывод.
7. Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ | Фамилия, имя | Активность работы в группе | Сотрудничество |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
2 группа «Ботаники»
Карточка – помогайка
Откройте учебник на странице 90.
- Какие растения растут в тундре?
- Как растения приспособились к жизни в тундре?
- Почему растения в тундре низкорослые?
- Составьте из раздаточного материала карту «Растительный мир тундры», картинки подпишите. (Внимание: в пакете есть «ловушки»)
- Составьте рассказ по вопросам. Обратите внимание на вывод.
- Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ | Фамилия, имя | Активность работы в группе | Сотрудничество |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
3 группа «Зоологи»
Карточка- помогайка:
Откройте страницу 91-92 учебника.
1. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?
А) насекомые
Б) птицы
В) животные
Оформите это на карте «Животный мир тундры», картинки подпишите (Внимание: в пакете есть «ловушки»)
2. Как приспособились животные к условиям жизни? (заполните таблицу)
Какая «одежда» у животных? | |
Какая окраска? | |
Какие размеры? | |
Какова форма тела? |
- Составьте рассказ по вопросам. Обратите внимание на вывод.
- Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ | Фамилия, имя | Активность работы в группе | Сотрудничество |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
4 группа «Исследователи»
Карточка –помогайка:
Откройте страницу 93 учебника.
- Основное занятие северных народов. Какое значение имеет разведение оленей. Заполни таблицу.
- Какие поиски ведутся в тундре?
- Какие народы севера вам известны?
4. Составьте рассказ по вопросам и дополнительному материалу. Обратите внимание на вывод (в конверте есть дополнительные тексты, их можно использовать)
5.Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ | Фамилия, имя | Активность работы в группе | Сотрудничество |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
5 группа «Экологи»
Карточка –помогайка:
Откройте страницу 94-95 учебника.
- К чему приводит хозяйственное освоение тундры?
- Почему природа тундры необыкновенно ранима?
- Как же связаны между собой обитатели тундры? Проследите цепочки питания животных, обитающих в тундре? (поставьте правильно стрелки и вставьте слова)
1. Ягель – ……… – волк
2. Ягода – лемминг – белая сова
3. ………… – лемминг – песец
4. Ягода – белая куропатка – кречет
4. К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?
5. Какие птицы занесены в Красную книгу? (обратите внимание на дополнительный материал)
6. Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.
7. Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ | Фамилия, имя | Активность работы в группе | Сотрудничество |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОНЗ.Тема "Тундра".
Урок ОНЗ. Тема «Тундра»Задачи: 1.Образовательная: познакомить с тундрой, как природной зоной., подвести через проблемный диалог к тому, что тундра – расположена южнее арктической зоны.2.Лич...
Интернет-урок по теме "Тундра"
Шаблон урокаАвтор: Вологжина Евгения ВладимировнаМОУ: МОУ СОШ п. Усть-УдаДолжность: учитель начальных классовПредмет: Окружающий мирКласс: 4 классНазвание курса: Природные зоны России.Название темы: Т...
Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс
Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчи...
Конспект открытого урока по окружающему миру: "Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры"
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"...
Проект "Суровая и ранимая тундра" (конспект урока)
Проект "Суровая и ранимая тундра" (конспект урока)...
Урок географии в 7 классе по теме "Природа тундры. Растительный и животный мир тундры."
Природа тундры. Растительный и животный мир тундры....
«Природа Тундры»
План - конспект урока окружающего мира: "Природа Тундры"...