Урок по окружающему миру "Почему звенит звонок" 1 класс (Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Мубаракова Ирина Павловна

Данный урок по окружающему миру является уроком открытия новых знаний. 

Весь урок построен в соответствии системно - деятельностного подхода.

На уроке созданы проблемные ситуации.  Не все дети ещё легко могут сформулировать выводы, поэтому используется подводящий диалог, в ходе которого   ребята подводятся к формулировке вывода. Дети во время урока становятся участниками опытов и учатся действовать по инструкциям. Урок хорошо проводить совместно с уроком технологии, ребята сразу видят продукт полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_zvenit_zvonok.docx35.04 КБ
Файл pochemu_zvenit_zvonok.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя   Мубаракова Ирина Павловна__________________________

Класс__1_____________________________________________________________

Тип   урока:___урок  открытия новых знаний_______  

 Количество часов         -          2      совместить с уроком технологии______________________

Тема: ________Почему звенит звонок? _________________________________________________

Цель урока: _познакомить учащихся с возникновением и распространением звуков.

Задачи:

Образовательная:    формировать первоначальное представление о звуке, его возникновении и распространении;

Развивающая:   показать разнообразие звуков окружающего мира, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;

Воспитательная:  воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Планируемые результаты:

Личностные:,  осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки, учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих  людей

Метапредметные  

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы по теме, использовать речевые средства.

 Регулятивные: умение осуществлять действия по реализации плана, умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно.

 Познавательные: умение анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы; умение наблюдать, читать и слушать.

Предметные: сформировать первоначальное представление о звуке, его возникновении и распространении

Оборудование: резинка, бутылка, свеча, банка, металлическая кастрюля, линейки, листы бумаги, банка с фасолью, шарф, бумажный рупор, стаканчики бумажные, скрепки, нитки, презентация к уроку, компьютер, экран, проектор.

Этапы

урока

Задача –

результат

каждого этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД, формируемые на каждом этапе

Орг. момент и мотивация к учебной деятельности. 

Настроить на работу и создать положительную мотивацию.

-Добрый день ребята, гости!  А кто его делает добрым?

-А вы слышали высказывание «Человек – царь природы»? Как вы понимаете это выражение?

 Необходимо после ответов детей упомянуть о добром и бережном отношении человека к природе.

Над тайнами природы
Откроем мы завесу
По средствам приобщения
К научному прогрессу.

 Сегодня на уроке наш класс превратиться в научно-исследовательскую лабораторию.

А мы с вами будем младшими научными сотрудниками.

 

Высказывают свое мнение

Личностные

Коммуникативные

Самоопределение к деятельности и

Показать разнообразие звуков окружающего мира.

Дать представление о понятии: естественные и искусственные звуки.

Включается запись     звуков леса

  - Перечислите, что вы слышали.

- А как назвать одним словом, всё, что вы слышали?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. О чём пойдёт речь?

-А что бы вы хотели узнать про звук?

(На доске фиксируем вопросы детей)

-Звуки, которые вы слышали - это звуки природы или их называют естественные звуки. А ещё бывают искусственные звуки.

- Как вы думаете это, какие звуки?

Если дети затрудняются, учитель формулирует.

(Естественные звуки – это звуки, созданные самой природой, а искусственные звуки – звуки, которые создаёт человек.)

-Посмотрите на слайд (слайд 1) и определите, в какой строчке естественные звуки, а в какой искусственные?

Ученики называют шум ручья, дождя, раскаты грома, пение птиц.

- Звуки природы

Дети формулируют тему урока

Дети формулируют вопросы.

Предположения детей

Сравнивают

Анализируют

Озвучивают понятие

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Работа по теме урока

Сформировать первоначальное представление о звуке,

его возникновении и распространении

1. Извлечение звука 

       Исследовательская работа

В мире столько неизвестного,

Любопытного и интересного!

Хочется нам все узнать.

Все потрогать и понять.

У ребят первого ряда лежит линейка, у ребят второго ряда – лист бумаги, у ребят третьего ряда – канцелярская резинка.

Создаём проблемную ситуацию.

- У вас на партах лежат предметы, они издают звук?

- А могут ли они зазвучать?  

Ваша задача провести эксперимент, следуя инструкции, которая лежит у вас на партах. (Приложение1)

 Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в паре.

(слайд 2)

Выполните действия по этой инструкции и свои результаты занесите в рабочий лист.

(Приложение 2)

Проверка выполнения практической работы:

Выслушать ответы представителей каждого ряда.

-Что происходит с линейкой?

-Что происходит с листом бумаги?  

-Что происходит с резинкой?

   

Отвечают на вопросы

Работают в паре

Выполняют задания, следуя инструкции, и заносят результаты в рабочий лист.

Анализируют и

обобщают свои наблюдения и высказывания.

- Дрожит, колеблется.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Подвести обучающихся к выводу

-Что у вас у всех произошло?

- А какой звук вы получили?

-Вы смогли прекратить звук?

-Звук сам появлялся и останавливался?

Вывод: значит, вы воздействовали на предмет (креплю да доску табличку)

На доске постепенно составляется схема.

-Что вы увидели в момент удара и щипка?

Вывод: небольшое движение, колебание, дрожание предмета.

- Что вы ощутили? 

Вывод: дрожание, колебание предметов передаются воздуху, так родился звук.

       На доске появляется схема:

 ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРЕДМЕТ

ДРОЖАНИЕ, КОЛЕБАНИЕ ПРЕДМЕТА                                                                                       ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗВУК

Извлечение звука человеком

- Поднесите руку к горлу, произнесите своё имя то шепотом, то громко.

Что почувствовали рукой, когда говорили громко?

Что почувствовали, когда говорили шепотом?

Получился звук.

Искусственный звук.

Формулируют вывод.

В горле что-то дрожит, и появляются звуки.

Дрожания нет.

Это дрожат ваши голосовые связки, которые издают звук.

Что надо сделать, чтобы звук был громче?

А что может произойти, если очень громко кричать?

Знакомство с приспособлением для усиления звука и бережного отношения к себе.

- Для усиления голоса используется рупор.   Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче.

Опыт 1 с бумажным рупором.

  Оборудование:

   -бумажный рупор

2.Как распространяются звуки? 

- Когда мы кидаем в воду камешек, что мы видим на воде?

- Посмотрите, как расходятся волны.  (слайд 3)

-Звук распространяется так же – волнами.  От каждого предмета идет волна.     (слайд 4)

Выдвигаем проблему.

Можно ли увидеть звук?

При громком крике, разговоре наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить.

Ученик, который тихо говорит, отходит в конец класса и называет своё имя сначала без рупора, а потом в рупор.

Предположения детей

Познавательные

Личностные

Опыт 2 (проводит учитель) Оборудование: 

       -   пластиковая бутылка,

       -   пищевая пленка,

        - резинка, свеча.

Ход опыта:  

Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжём свечу.  Придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.

 Нужно кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. Свеча погаснет или пламя поменяет направление.

Научное обоснование: Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.

Вывод: звук можно не только услышать, но и увидеть. 

Наблюдают за опытом.

Делятся впечатлениями.

Высказывают свое мнение.

Формулируют вывод

Познавательные

Коммуникативные

Опыт 3 (проводит учитель)

  Оборудование:

- чашка,

- сахар,

 - пищевая плёнка,

 - металлический ковш,

 - молоток,

Ход опыта:

На тарелку натянуть пищевую плёнку. Насыпать немного сахара. Перевернуть над чашкой ковш и постучать. Мы заметим, как кристаллы сахара начинают прыгать.

Научное обоснование:

звук из ковша волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и кристаллы сахара подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают кристаллики.

Вывод: звуки невидимой волной расходятся, и появляется звук.

 Продолжение схемы – НЕВИДИМОЙ ВОЛНОЙ РАХОДИТСЯ

3.Уши - орган слуха

- Какой орган нам помогает услышать разные звуки – уловить звуковую волну?

        

Отвечают на вопросы

Познавательные

Коммуникативные

- Эти колебания невидимой волной доходят до наших ушей

Продолжение схемы –

УШИ УЛАВЛИВАЮТ ЗВУК 

- Как устроено наше ухо?

- Как мы слышим.  (слайд5)

  -Когда мы с вами проводили предыдущий опыт, я заметила, что многие из вас прикрывали уши руками. Почему?

Значит, очень громкие звуки могут причинить вред нашим ушам?

Вывод: сильные и громкие звуки могут повредить барабанную перепонку, и мы можем потерять слух.

Выдвигаем проблему

Почему у человека два уха, а не одно?

Опыт 4 «Зачем нам уши?»

Оборудование:

       -  банка с насыпанной фасолью,

        -   шарф.

Ход опыта.

Вызывается один ученик. Испытуемому завязывают глаза. Трясут банкой то слева, то справа. Он поднимает ту руку, откуда слышит звук. Потом трясут ровно за его головой посередине. Испытуемый затрудняется ответить.

Высказывают свое мнение.

Формулируют вывод

Высказывают свое мнение.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Мы смогли определить, откуда исходит каждый звук?

Так зачем человеку два уха?  

Научное обоснование:

у человека два уха, поэтому мозг может сравнивать громкость звуков и вычислять, откуда именно идет звук. Когда источник звука находится на одинаковом расстоянии от обоих ушей, трудно судить, насколько он далек.

  4.   А что такое эхо?

Отгадайте загадку:

Нас эффектом поражает,

Звук нам в уши отражает,

Но бывает не до смеха,

Если испугает…  (Эхо)

- А мы можем сделать эхо в классе?

 (Предлагаются стакан, банка.)    

- Попробуйте объяснить, как получилось эхо.

Если затрудняются, учитель помогает с опорой на слайд.

-   Когда звуковая волна натыкается на какое-то препятствие, возвращается обратно, и мы во второй раз слышим свой голос, но только тихий, потому что волна постепенно ослабевает.   (Слайд 6) 

- Давайте попробуем поиграть в эхо.

Выдвигают свои предложения.

Показывают свои действия с предметами, чтобы получилось эхо.

Делают вывод.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Игра в эхо

1"Кто забрался под диван?"
Эхо мне в ответ: "..."

2."Не боится кто мороза?"
Эхо отвечает: "..."

3."Кто съел плитку шоколада?"
Эхо (с укоризной): "..."

4."Кто гуляет до рассвета?"
Эхо мне ответит: "..."

5."Кто глядит из-за сарая?"
Знает эхо: это ...

6."Кто потерял сандалик?"
Промолвит эхо: "..."

7."Назови мне кавалера!"
Эхо прокричит: "...!"

Дети называют хором окончание фразы.

Практическая часть

(совместить с уроком технологии)

Создание творческого продукта.

А теперь вы сейчас попробуете сделать переговорное устройство из бумажных стаканчиков.

Все стаканчики учитель заранее прокалывает шилом, в целях безопасности.

Что понадобится:

  • Бумажные стаканчики
  • Нитка
  • Ножницы
  • Шило
  • Канцелярские скрепки

Ход работы:

  1. Отрежьте нитку длиной 1 м или 1,5 м.
  2. Проденьте нить в отверстие одного стаканчика и закрепите с помощью скрепки - просто привязав ее к ней таким образом, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. То же самое проделайте со вторым стаканчиком так, чтобы между ними была натянута нить.
  3. Теперь возьмите переговорное устройство и попробуйте поговорить, один говорит в стаканчик, другой в это время прикладывает стаканчик к уху и слушает.

Убедились?

Работают в паре

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Итог урока  

Зафиксировать новое знание, изученное на уроке; организовать рефлексию и самооценку учащихся.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

- Давайте вернёмся к вопросам, которые вы задавали по этой теме. На все ли мы смогли дать ответ?

А кто, из вас опираясь на схему, которую мы составили в ходе урока, объяснит, почему ваше переговорное устройство действительно работает и почему звенит школьный звонок?

Схема

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРЕДМЕТ

ДРОЖАНИЕ, КОЛЕБАНИЕ ПРЕДМЕТА                                                                                       ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗВУК

НЕВИДИМОЙ ВОЛНОЙ РАХОДИТСЯ

УШИ УЛАВЛИВАЮТ ЗВУК 

-  На слайде вы видите начало фразы, дополните своими высказываниями по уроку.

(слайд 7)

Понял: 

Узнал:

Удивился:

Научился:

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Осуществляют самооценку

Регулятивные

Коммуникативные

Приложение 1

Инструкция для 1 ряда

  1. Возьмите линейку и приложите на край парты, так, чтобы половина линейки выходила за край парты.
  2.  Придавите сверху одной рукой.
  3. Другой рукой надавите   вниз на линейку и резко отпустите.
  4. Что вы услышали?

Инструкция для 2 ряда

  1. Возьмите лист бумаги двумя руками.
  2. Пошевелите быстро руками одной вперёд, другой назад.
  3. Что вы услышали?

Инструкция для 3 ряда

 1.Возьмите резинку и натяните на указательные пальцы двух рук.

2. Сосед по парте оттягивает резинку и резко отпускает.

3. Что вы услышали?

Приложение 2

                                            Рабочий   лист

       Ваши   действия        данные

    Ваши    результаты

Какой предмет вы взяли?

Какие действия вы с ним проделали?

Что вы заметили или ощутили?

Что произошло?

Сделайте вывод.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему звенит звонок 1 класс учитель начальных классов МБОУ ТСОШ № 1 и мени М.Г. Ефремова Мубаракова И.П.

Слайд 2

ЕСТЕС ТВЕННЫЕ ЗВУКИ ИСКУС ТВЕННЫЕ ЗВУКИ

Слайд 6

Звук попадает сначала в ушной проход, упирается в барабанную перепонку и та начинает колебаться. По слуховым косточкам звук попадает в «улитку». Дальше каждый волосок «улитки» передает о своем звуке в головной мозг человека.

Слайд 8

Понял: Узнал : Удивился : Научился:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4 классе "Школа России"

     Оргпроект урока ТЕМА УРОКА: «ЛЕСА РОССИИ» Цель урока: знакомство с природной зоной.Задачи урока:сформировать у учащихся представление о лесной...

урок по окружающему миру в 4 классе (Школа России) "Начало истории человечества"

Конспект Урока "Начало истории человечества" и презентация к уроку...

Урок по окружающему миру для 3 класса «Школа России». Тема: Семейный бюджет

Оновные цели и задачи урока: - создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи;- ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, пра...

Урок по окружающему миру в 1 классе "Школа России" "Куда и откуда текут реки"

Урок по окружающему миру в 1 классе "куда и откуда текут реки". Мониторинг с помощью системы мониторинга и контроля RROClass....

Урок по окружающему миру в 1 классе Школа России

Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?Цель:Предметные:научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;получат возможность: сравнивать способы очистки вод...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Животноводство" 3 класс ("Школа России")

Тема: ЖивотноводствоУчитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.А.Цели: Образовательные: познакомить с животноводством как отраслью сельского хозяйства; с особенностями разведения и...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Школа России" "Будь природе другом" Тема: «Красная книга»

Цели:Продолжить знакомство с Красной книгой.Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе н...