Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Школа России" "Будь природе другом" Тема: «Красная книга»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Магомедова Заидат Адиловна

Цели:

Продолжить знакомство с Красной книгой.

Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.

Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

Познакомить с Правилами друзей природы.

Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.

Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.

Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzh_mir.docx241.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                      «Согласовано»___________                                                            Утверждаю:                                                                                                          

зам.дир.по УВР н/кл.                                                                  Директор МБОУ «СОШ №4»                                                                                

                     Сулейманова Л.И.                                                                         Мирзаев Р.Н.  ____________                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                  «______»_____________________20____г                                                                                                                                                                                                                                                          

Открытый урок по окружающему миру                              во 2 классе "Школа России"

"Будь природе другом"

                       Тема: «Красная книга»

https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klas-5.html http://kuyurgazacbs.ru/wp-content/uploads/2018/10/1012148411.jpg

Подготовила                  и провела                              Магомедова             Заидат Адиловна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4»                г.Даг.Огни

2018-2019уч.г.

Цели:

Продолжить знакомство с Красной книгой.

Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.

Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

Познакомить с Правилами друзей природы.

Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.

Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.

Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

1. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация, презентация).

2.Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

3.Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

4. Личностные: формировать ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: наглядный, поисковый, словесный, метод сотрудничества, творческий.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Технические средства обучения: компьютер

                 Ход урока 

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята!

 Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

- Что означает слово “здравствуйте”?

- Верно, пожелание здоровья, здравия.

- Я желаю здоровья всем присутствующим.

- А нам с вами хочется пожелать успешной работы.

II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. Фронтальная беседа.

– О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге) Слайд 1)

 Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)

 Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)

 В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)

 Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)

 Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)

– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)

– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)

III. Сообщение темы и задач урока (. Слайд 2)

- А теперь все внимание на экран, прочитайте.

- Доброе утро, меньшие наши друзья! (Слайд 3)

- Здравствуйте, реки, озера, моря, (Слайд 4)  Луга, леса, равнины и горы!

- Доброе утро, родные просторы! 

- Кого подразумеваем под словами “друзья наши меньшие”?

- Давайте посмотрим, что означает слово “друг” в словаре Ожегова.

- Друг – сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь. (Слайд 5)

- Как вы понимаете такое толкование?

- Используя его, продолжите мысль: “Дружить с растениями, обитателями лесов, полей и рек – это значит… (защищать их)”.

- Объектами какой природы являются растения и животные?

- Докажите.

- Вспомните, о чем мы с вами говорили сейчас и попробуйте определить тему урока.

- Будь природе другом. (Слайд 6)

- Если бы человек вот так же здоровался со всем тем, что его окружает и защищал бы все это, наверняка, были бы живы многие животные и растения на Земле, которые мы, к сожалению, уже не можем увидеть.

– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.

– Каждая группа выберет себе отдел (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)

– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.

IV. Работа по теме урока. Изучение материала.

1. Беседа.

 - В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

- В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).

-  Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).

- Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!

2. Работа в паре по учебнику. С. 92. (Слайд 7)

– Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).

– Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

 При входе в лес можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (С. 93 учебника.)

 Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.

Дети читают вслух «Правила друзей природы». (Слайд 8,9)

– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

 Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)

 О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

 Правильно. Это запрещающие знаки.

V. Физкультминутка.

(Под запись «Голоса леса).

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.


VI. Продолжение изучения материала. 1. Работа в группах.(Слайд 10)

– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.

– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги на столе, альбомы для фото, открытки. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.

Пока дети готовятся, отвожу каждому «Отделу» место на доске для расположения рисунков запрещающих и иных знаков.

Карточка 1 (Отдел охраны зверей) 

1. Отгадайте загадки:
– Я – зверек, лесной,
Встал, как столбик, под сосной.
И стою среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)

Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)

Не мышь, не птица,
В лесу резвится. 
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)

2. Расскажите об одном из этих животных по плану:

Внешний вид.

Место обитания.

Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)

Чем питается?

Почему человек истребляет?

3. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.

Карточка 2 (Отдел охраны птиц)

1. Отгадайте загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней. 
Кто же это? (Соловей)

Пестрая крякуша
Ловит лягушек (Утка)

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)

2. Расскажите об одной из этих птиц по плану:

Внешний вид.

Место обитания.

Есть ли у этой птицы особенности, какие?

Чем питается?

Почему истребляется человеком?

3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых) 

1. Отгадайте загадки:
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду –
Притворюсь больною тяжко, 
В обморок я упаду. (Божья коровка)

Не птичка,
А с пестрыми крыльями. (Бабочка)

Летит – пищит,
Сядет – молчит;
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар)

2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:

Внешний вид.

Место обитания.

Чем интересно насекомое?

Чем питается?

Почему человек истребляет?

3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год. (Ель) 

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом. 
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)

Стоит красавица на полянке:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке. (Береза)

2. Расскажите об одном из этих растений по плану:

Внешний вид.

Где растет?

Чем интересно растение?

Как человек использует?

3. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.

- Работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.

- Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.

2. Выступление ребят со своими сообщениями.

– Хорошо потрудились ребята. Молодцы.

– А сейчас, я хочу прочитать рассказ Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)

 О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).

– Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (Слайд)

– Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на «Страничках для самопроверки» учебника.

– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).

 Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах

Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.

3. Подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе.

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек – 
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»


VII. Подведение итогов урока.

– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?

– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.

– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше?

Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.

– Поработали на «5»,
А теперь всем отдыхать!

– Всем спасибо за хорошую работу!

VIII. Домашнее задание.


Использованная литература:

Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А. Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: К учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»: 2 класс»/ Е.М. Тихомирова. – М: Издательство «Экзамен», 2014. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – 2 класс. М.: «Вако», 2014. – (Серия «В помощь школьному учителю»).

Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М: Дрофа, 2009. – (Библиотека учителя начальной школы)

Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. (автор А.А. Плешаков, 10-е изд., испр. и доп.- М.: «Просвещение», 2009 – (Школа России).

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса: В 2-х ч. (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение» – (Школа России).

Третьяков П.В. Рабочая тетрадь для учителя: 2 класс: к учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас, 2 класс. В двух частях/ П.В. Третьяков, А.И. Холина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – (Серия «Учебно-методический комплект»).

От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, А.А. Румянцев, издательство «Просвещение»).

Самоанализ урока по окружающему миру по теме «Будь природе другом» 2 класс

Цели: 1.Продолжить знакомство с Красной книгой.

2.Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.

3.Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

1. Познакомить с Правилами друзей природы.

2.Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.

3.Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.

4.Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

1. Познавательные:добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация, презентация).

2.Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

3.Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

4. Личностные: формировать ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и работа в парах. А также использовано оборудование: компьютер, справочный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Мотивация, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся потребность изучения нового материала. Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке я использовала задания развивающего характера. Цель: формирование коммуникативных УУД. Дети владели предложенным содержанием. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему занятия. Были актуализированы знания учащихся, с целью восстановить знания, а также наладить контакт с детьми. В начале урока была создана проблемная ситуация с детьми, способствующая определению темы урока и цели урока. Цель: учить детей выражать свои мысли.

При изложении нового материала я использовала различные виды работы. Учебный материал не давался в готовом виде. Ребята находились в постоянном поиске, здесь развивались коммуникативные, регулятивные, а также познавательные УУД. Также я использовала задания развивающего характера, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Учебная деятельность осуществлялась посредством индивидуальной, фронтальной и групповой формы работы. Важным аспектом урока является смена видов деятельности, а также проведение физминутки, которая направлена на соблюдение здоровьесберегающего режима.

Работа в парах позволила организовать взаимодействие между учащимися, создать условия для само – и взаимообучения детей, а также формированию коммуникативных и личностных УУД. Самооценка в течение всего урока была направлена на выражение своего «я», а также на формирование личностных качеств. Задания также носили практический характер, способствующий применять практические навыки, знания в реальных ситуациях. Использовала задания с экологическим уклоном, для развития экологического воспитания.

На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Была использована мультимедийная презентация, как средство наглядности.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

В конце своего анализа, мне еще раз хочется отметить, что дети не в готовом виде получали знания, а добывали их самостоятельно.

Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по программе Перспектива Тема: Красная книга

Конспект открытого  урока по окружающему миру в 1 классе по программе "Перспектива". Тема урока: "Красная книга"...

Презентация к уроку по окружающему миру 2 класс "Будь природе другом!"

Наглядный материал к конспекту урока по окружающему миру 2 класс "Будь природе другом1"...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....

Урок - проект по окружающему миру на тему "Красная книга России. Будь природе другом"

В данной разработке урока показаны основные этапы работы над проектом по теме урока с применением различных методов и приёмов для активной деятельности учащихся....

Конспект урока «Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

Обобщение представлений о факторах, угрожающих живой природе; воспитание уважительного отношения к живым организмам; формулирование важнейших правил поведения в природе.Планируемые результаты: учащиес...