Урок - проект по окружающему миру на тему "Красная книга России. Будь природе другом"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Анпилогова Любовь Николаевна

 В данной разработке урока показаны основные этапы работы над проектом по теме урока с применением различных методов и приёмов для активной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс 2

Тип урока: урок - проект

Тема: Красная книга России. Будь природе другом.

Цель: Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и растениях.

Задачи:

1. Познакомить с Красной книгой, с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных.

2. Развивать аналитические процессы способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; развивать память, внимание, мышление, речь; способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету; развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.

3. Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде, осознание ответственности за сохранение природы; положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в парах.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за сохранение природы; воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде.

Метапредметные:

коммуникативные: формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать у учащихся умение работать в группе;

познавательные: умение находить информацию о растениях и животных; выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

регулятивные: уметь подбирать материал о животных и растений, которые занесены в Красную книгу.

Оборудование: учебник 2 класс Плешаков «Окружающий мир», презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный этап

Вот и начался урок.

Все внимание включай,

Не крутись и не зевай,

Руку выше поднимай

И пятерку получай!

Эмоциональный настрой на урок

РУУД

2.Актуализация знаний

 Поиграем :Логическая цепочка «Может, да, а может, нет, так подумай – дай ответ!»

Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.

Береза, клен, ясень, сосна, осина – это лиственные деревья.

Сова, грач, летучая мышь, воробей, дятел – это птицы.

Тигр, медведь, белка, бегемот – впадают в зимнюю спячку.

- Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие, в страну  «  Оберегайка» Ребята, как вы думаете, почему страна имеет такое странное название (предположения учащихся).

Жителями этой страны являются растения и животные, с которыми мы сегодня и познакомимся.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету! (Я. Аким)

- Ребята, как вы понимаете о какой планете идет речь ?

- Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Что это за книга, для чего она нужна мы выясним в ходе нашего мероприятия.

-Ребята посмотрите на картинку. Как вы думаете, какое это животное?

К сожалению, сейчас это исчезнувшее животное, можно видеть только на картинках, хотя раньше оно украшало природу нашей Земли.

-Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? Откуда можно узнать об исчезающих животных

Какие вопросы у вас возникают?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

О планете Земля

Это морская корова.

Красная книга

Почему книга названа Красной?

Когда была создана Красная книга?

Какие страницы есть в Красной книге?

Кто занесён в Красную книгу?

ЛУУД
ПУУД
КУУД

3. Выявление места и причины затруднения

Знакомство с Красной книгой. ( Слайд 1)

Красная книга:

- информирует

- призывает изучать

- предупреждает

- советует

Красную книгу начали создавать в 1948 году. В нее записаны растения и животные, которым нужно помочь в первую очередь. Самая первая книга была выпущена в 1963 году. Книга имеет разные цвета страниц.

На красных страницах перечислены растения и животные, которым грозит полное исчезновение.

На белых страницах – редкие представители флоры и фауны.

На желтых страницах представлены растения и животные, численность которых быстро сокращается.

На серых страницах – малоизученный мир растений и животных.

На зеленых представлены виды, которые удалось спасти.

На черных страницах – исчезнувшие виды. (Слайд 2)

-Как вы думаете, почему страницы сделали разноцветными?

В Красной книге есть классификация растений и животных.

Прочитайте, на какие группы они разделены.

-Как вы думаете, почему их так разделили на группы?

Но самое страшное, ребята, что число записей в Красной книге из года в год растет, а запись в книге не гарантирует защиту тому или иному виду растения или животного. Бывает, что и наоборот: браконьеры желая поживиться начинают уничтожать охраняемые виды растений и животных.

Классификация, виды:

- исчезающие

- сохраняющиеся

- редкие

- неопределённые

- восстанавливающиеся

- Исчезающие виды — это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства человека. Сведения об исчезающих видах поместили на красных страницах.

- Сохраняющиеся— это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается. Сведения о сокращающихся видах поместили на жёлтых страницах.

- Неопределённые — это виды, которые мало изучены учёными. Сведения о них поместили на серых страницах.

- Восстанавливающиеся— это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по их охране. Сведения об этих растениях и животных поместили на зелёных страницах.

- Редкие — это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белыхстраницах

РУУД
ПУУД
КУУД

4. Построение проекта выхода из затруднения

 Выберите правильный ответ.

  1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?

  1. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?

— Закончите предложения-правила.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Об охране природы.)

— Прочитайте тему урока на с. 92 учебника. (Будь природе другом.)

— Какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.

 Слайд 3

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Учитель: - Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений.  Посмотрим некоторые из них.

 ( Слайд 3)

Тишина. Лишь кое- где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка. 

Жарко солнце светит,
Грозы пронеслись,
Лилий многоцветья,
Краской взорвались

учебник на стр. 89, какие еще растения занесены в Красную книгу. (Венерин башмачок, лотос, женьшень)

«Меньшие братья» ( Слайд 4) – животные

- Давайте узнаем, какие растения и животные входят в красную книгу. Я буду читать сообщения о животных и растениях, а вы по описанию должны их угадать и найти их изображение на доске. (На угаданные растения и животные крепить красные магниты.)

На экране: лотос, тюльпан, ландыш, ромашка, белый медведь, тигр, северный олень, колокольчик, лиса, заяц, журавль, воробей, ласточка, сайгак.


Какое из этих животных вы можете найти на страницах своего учебника? (Зубр)

Прочитайте информацию об этом животном.

Также существуют и другие животные, занесенные в Красную книгу.

Отгадайте, кто это…

Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет,
Сядет — землю роет. (Жук)

- Он в полярном крае, там, где вечно снег и лёд. Раньше их было много, но от безудержной охоты поубавилось. Даже с самолётов в них стреляли. А всё из-за белоснежной тёплой шубы. Могло случиться и такое, что не осталось бы их на Земле. Кто это? 

 Слайд 5

- Его называют владыкой джунглей. А ещё он живу в тайге, Уссурийском крае. Но, из-за вырубки лесов, из-за неумеренной охоты, пожаров, их стало совсем мало. Шкура его с длинной шерстью, с желтоватыми и чёрными полосами привлекает внимание людей. А это кто? 

Слайд 6

- Людей издавна изумляла, радовала и притягивала его красота. Он всегда обращен к солнцу, поэтому древние египтяне, индусы, китайцы обожествляли его, считали священным и загадочным. Увидеть его можно на воде. Что это? 


Слайд 7

- Это очень красивая птица. Живет она в больших болотах, умеет плавать, высоко и красиво летает и часто парит, описывая широкие круги. Это умная и храбрая птица. (Тело у нее длинное, ноги длинные и очень сильные и шея тоже длинная и тонкая, а голова небольшая.)

Слайд 8

- Он растет в степях и полупустынях, там, где тепло и сухо. Больше всего его любят в Голландии. Он бывает самых разных цветов и оттенков. Что это за цветок? 


Слайд 9

- У этого растения темно-зеленые листья, сильный аромат и крохотные белоснежные цветочки, которые напоминают маленькие звоночки.


Слайд 10

- Его еще называют степная антилопа. У него смешной нос, рога есть только у самцов. Он очень силен, покрыт мягкой шерстью серовато-желтого цвета. Кто это? 


Слайд 11

- Это довольно крупное животное. В длину он достигает двух метров, а в высоту одного. Шерсть у этого животного длинная, густая и волнистая, темно-бурая. Он является незаменимым средством передвижения у некоторых народов. 

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Давайте еще раз скажем, какие животные и растения занесены в Красную книгу. 

Физкультминутка Мы пойдём сегодня в лес.

(шагаем под маршевую музыку)

Там полным полно чудес!

Руки подняли и покачали,

Словно деревья в лесу.

(руки вверх, наклоны в стороны)

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер колышет листву.

(руки согнуть, потрясти кистями)

Руки в стороны поднимем,

А потом помашем ими –

Это лесные птицы летят.

Птицы тихонько на ветки садятся,

Крылышки сложим назад.

(приседают, руки за спиной)

Снова взлетают, перелетают,

Снова садятся,

Крылышки сложим назад.

(повторяют движения, садятся на стульчики, руки за спинку стула, спина прямая)

Слушают учителя и выполняют задание

а) станет больше цветковых растений;

б) станет меньше цветковых растений;   +

в) станет меньше птиц;  +

г) станет больше птиц.

а) станет меньше комаров и мошек;

б) станет больше комаров и мошек;    +

в) станет меньше цапель и аистов,      +

г) станет больше цапель и аистов.

1. Не будем... (срывать).

2. Не будем... (ломать).

3. Не будем... (обижать).

Белый медведь

Тигр

Венерин башмачок, лотос, женьшень)

Зубр

Жук

 Белый медведь

Сайгак

Северный олень

Растения и животные, которые нуждаются в особой охране

ПУУД
КУУД
РУУД

5.Реализация построенного проекта

-Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды животных и растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества?

Работа по учебнику

(Выполнение заданий на с. 92—93. Знакомство с правилами друзей природы.)

 Слайд 12

 Пословицы и поговорки по теме урока

• Не ломай ветки деревьев и кустарников.

• Не повреждай кору деревьев.

• Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

• Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

• Береги лягушек, жаб, головастиков.

• Не лови диких животных и не уноси их домой.

• Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

• Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

• Не шуми в лесу.

КУУД
РУУД

6. Закрепление с проговариванием во внешней речи

- Сейчас мы разделимся на три группы и каждая группа будет выполнять своё задание, в конце урока вы представите свои проекты всему классу.

1 группа: Группа зоологов составит памятку по охране животных.

2 группа: Группа биологов составит памятку по охране растений.

3 группа: Группа художников рисуют экологические знаки по теме «Будь природе другом»

- Теперь представим свои проекты.

Творческое задание

— Придумайте и нарисуйте свои экологические знаки.

3. Выполнение задания в рабочей тетради №1 (с. 62).

(Самостоятельное выполнение.)

Выполняют проект и представляют его всему классу

РУУД

7. Подведение итога

-Мы сегодня говорили об исчезающих животных и растениях. По чьей вине большинство видов попало в Красную книгу?

Наше занятие подошло к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

 М.Пришвин писал:

«Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоёмы!

В лесах, степях, горах живут редкие животные - будем охранять наши леса, степи, горы!

Рыбе - вода! Птице - воздух! Зверю - лес, степи, горы!

А человеку нужна Родина! И охранять природу, значит охранять Родину.»

В руках человека, а значит в ваших руках - красота и богатство родной земли.

-Берегите родную природу, любите ее!

Не забывайте, ребята, об этом.

Слушают учителя

8. Рефлексия

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- О чем бы вы рассказали своим родителям?

- Что бы вы рассказали своим друзьям, которых сегодня нет на уроке?

- Подумайте, от кого зависит жизнь животных и растений, которые занесены в Красную книгу?

- А теперь выберите свое настроение на сегодняшнем уроке  ( Дерево настроения)

Делать проект.

О животных, которые исчезли.

Как было интересно на уроке.

Жизнь этих животных зависит от нас.

КУУД

9.  Домашнее задание

Сделать элемент Красной книги. уч. с. 92-95 повторить материал урока,

Р. т. с.62-63 №1-3, творческое задание для выпуска стенгазеты (индивидуально)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Будь природе другом!"

Урок освоения новых знаний.Педагогическая цель-определить влияние деятельности человека на природу;сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение;сформировать жела...

Презентация к уроку окружающего мира для 2 класса " Будь природе другом".

Данная презентация содержит наглядный материал по правилам поведения в лесу для урока окружающего мира по теме " Будь природе другом"....

Красная книга или будь природе другом

Урок окружающего мира во 2 классе "Красная книга или будь природе другом"...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Школа России" "Будь природе другом" Тема: «Красная книга»

Цели:Продолжить знакомство с Красной книгой.Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе н...

Технологическая карта урока ОКМ во 2 «Б» классе по теме: «Будь природе другом»

Технологическая карта урока ОКМ  во 2 «Б» классе по теме:«Будь природе другом»...