Конспект занятия "О зимующих птицах нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2 класс)

Цели:

  • Познакомить детей с зимующими птицами  нашего края;
  • Расширить знания о зимующих птицах;
  • Воспитывать бережное  отношение к  природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_zimuyushchih_ptitsah_nashego_kraya.doc941 КБ

Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

Тема:  «О зимующих птицах нашего  края».

Составила учитель начальных классов  МАОУ СОШ №2 города Покачи

Мухаметшина Эльвира  Рашитовна

Цели:

  • Познакомить детей с зимующими птицами  нашего края;
  • Расширить знания о зимующих птицах;
  • Воспитывать бережное  отношение к  природе.

Оборудование:

костюм совы, аудиокассета  с  голосами птиц, презентация.

Ход урока.

I.Оргмомент.

II. Введение  в тему.

Учитель:  Ребята, к нам  в  гости  прилетела очень  интересная птица. Отгадайте, кто  это?

Загадка:  У неё глаза  большие,

                  Хищный клюв - всегда  крючком.

                  По ночам она  летает,

                  спит  на  дереве  лишь  днём.  (сова)

Может  быть кто–нибудь  из  вас,  ребята, скажет, почему в  гости   к  нам прилетела  именно  сова (сова  издавна  считалась  на Руси  символом  мудрости).

Учитель:  Сегодня  сова  хочет  предложить  вам кроссворд  отгадать.

Кроссворд:                                  

  1. Снег  мешками  валит  с  неба,

С  дом  стоят  сугробы  снега.

То  бураны  и метели

На деревню  налетели.

По ночам  мороз силён,

Днём капели  слышан  звон.

День  прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?  (февраль)

2.  Щиплет уши, щиплет  нос,                                          

Лезет  в  валенки  мороз,

Брызнешь  воду – упадёт,

Не вода уже, а  лёд.

Даже птице не  летится –

От мороза  стынет птица.

Повернуло солнце  к  лету,

Что, скажи, за месяц это?   (январь)

  1. Назовите –ка,   ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны  легли  снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год

                 3

          1    д

            Ф  е

            Е   к

  2  я н в  а р ь

             Р  б

             А р

             Л ь

             ь

Учитель  :  - К какому  времени  года  относятся  эти  месяцы?

-Назовите  их  по  порядку.

-Какие  приметы  зимы  вы  знаете?

-А теперь  послушайте стихотворение, которое  прочитают  дети.

1-ый ученик:   Поёт зима,  аукает,

                            Мохнатый лес  баюкает

                            Стозвоном  сосняка.

                            Кругом  с  тоской  глубокою

                            Плывут  в  страну  далёкую

                            Седые  облака.

2 –й ученик:  А по двору  метелица

                         Ковром  шелковым  стелется,

                         Но  больно холодна.

                        Воробушки  игривые,

                        Как  детки сиротливые,

                        Прижались у окна.

3-й ученик:   Озябли пташки  малые,

                         Голодные, усталые,

                         И жмутся,  поплотней.

                        А  вьюга  с  рёвом  бешенным,

                       Стучит  по  ставням  свешенным

                       И злится  всё сильней.

4-й ученик:   И  дремлют пташки  нежные,

                         Под этим вихрем,  снежные

                         У мёрзлого  окна.

                         И снится им прекрасная,

                         В улыбках солнца  ясная

                         Красавица – весна.

                                                                       Сергей Есенин

Учитель: - О какой птице  шла речь в этом  стихотворении?

-Какие это птицы? (зимующие)

-Почему их так называют?

-Сегодня   Сова  и её друзья хотят поведать нам о зимующих птицах нашего  края.

-Каких зимующих птиц вы знаете?  

(Дети называют: воробей, синица, сорока. свиристель, дятел, клёст, снегирь, кедровка, ворона, глухарь, тетерев, голубь, рябчик, куропатка).

Учитель:  - Сейчас  друзья  Совы  расскажут вам о некоторых зимующих птицах нашего края. (Дети переодеты в костюмы птиц).

Клёст:   - Меня зовут клёст. Я считаюсь святой птицей. Если присмотреться, у меня клюв похож на крестик. Я живу  в еловых и сосновых лесах, ведь мой корм – это семена хвойных растений, а созревают они зимой.

  В феврале  появляются птенцы, но птенчики не замерзают, ау них пушистое оперение. К тому же один из родителей всегда  находится  в гнезде  и  обогревает и кормит их.

Учитель: - Рассмотрите  рисунки. Под каким номером   находится эта птица.

-А теперь послушайте ещё об  одной птице.

Дятел:  - А я дятел. У меня большой сильный клюв. Я долблю им деревья, добываю жучков, ими и питаюсь. После моей работы остаются дупла, в которых  могут жить птички и даже  небольшие зверушки – например – белка.

Учитель:  - Но дятел, оказывается, может  разорять гнёзда других птиц, что бывает, правда, очень редко.

 - Найдите эту птицу среди других.

-К нам, ребята, прилетела  ещё одна   гостья. Послушайте, что она расскажет о себе.

Куропатка:  - Я – куропатка. Летом я рыже-бурая, а зимой белоснежная, только  хвост чёрный. На лапах, почти до когтей густое оперение, которое помогает  держаться  на рыхлом снегу.

Учитель: - Где эта птица? Под каким номером?

-А что вы знаете о нашей хозяюшке – сове?

Сова: - У меня  красивое пёстрое оперение и большие немигающие глаза. Я уничтожаю мышей, чем приношу большую пользу людям. Одна сова за год сберегает около одной тонны  пшеницы. Я ночная хищница. Ночью вылетаю на охоту.

 Учитель: - Наша  Совушка предлагает нам поиграть в игру «День-ночь».  ( Дети  «замирают» при слове «ночь», а Сова летит на охоту). Кто шевельнётся, тот пойман  Совой.

Учитель: - ребята. Дома вы должны были приготовить загадки о зимующих птицах нашего края. (Дети отгадывают загадки)

Загадки.

  1. Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам , красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь.

-Как зовут тебя?  (снегирь)

  1. . Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая.  (Сорока)

  1. Спинкою зеленовата,

      Животиком желтовата,

     Чёрненькая шапочка

     И полоска шарфика   (синица)

  1. Кто там прыгает, шумит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! – Клё! – Клё! – поёт со свистом.  (клёст)

  1. Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит – и легче!   (дятел)

  1. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.  (воробей)

Учитель:  - А теперь отгадайте мою загадку.

Загадка.

 Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

- С какими птицами  мы познакомились сегодня? Какие они?

-Почему для них нужно вешать кормушки

-Кто из вас сделал кормушки? Из чего вы их сделали?

 Что можно положить в кормушку?

Ученик:    (читает стихотворение  «Покормите  птиц»)

  Покормите птиц.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов –

К вам слетятся как весной

Стайки на крыльцо.

  Сколько гибнет  их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь  в нашем сердце есть

И для них тепло!

Разве можно забывать:

Улететь могли.

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучайте птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!    

                                         (Александр Яшин)

Учитель: - а сейчас мы с вами узнаем, какие птицы прилетели к нашей кормушке.

А для этого отгадайте ребусы.

 (воробей)

  (снегирь)

 (синица)

Учитель: - Молодцы! Мы с вами отгадали птиц.

III.  Подведение  итога

Учитель: -  О каких птицах мы говорили на уроке?

-Почему их так назвали?

- Наша Совушка надеется, что вы будите помогать её друзьям в холодную зиму.  А на память о сегодняшнем  уроке она  вручит всем  по птичке. Дома вы её раскрасите, а потом покажите нам, как вы их раскрасили.  (Дарят картинки)

                                                        Литература:

В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. Зимние праздники игры и забавы для детей.

М.Е. Фрид.   1000 и дона загадка.

З.А. Клепинина. Природоведение 2 класс.

                                                     Интернет- -ресурсы

http://www.kostyor.ru/poetry/esenin/?n=12

http://allforchildren.ru/poetry/winter47.php

http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_zimuyschih_ptic.html

http://imgfoto.ru/images/2378-.html

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Зимующие птицы нашего края"

1.  Загадки  и  фото зимующих птиц.2. Конкурс "Узнай птицу".3. Конкурс "Третий  лишний"....

Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"

Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...

Дневник наблюдений "Помощь учащихся 2А класса зимующим птицам нашего края.

Ребята нашего класса любят природу, часто ходят на экскурсию в парк, слушают пение птиц. Но вот выпал снег и нашим друзьям стало холодно.  Чтобы помочь птицам мы развесили кормушки и решили понаб...

Проект "Зимующие птицы нашего края"

Проект "Зимующие птицы нашего края" учащихся 2 класса МБОУ "Екатерининская СОШ" Сивинского района Пермского края, руководитель проекта: Мальцева Валентина Семеновна...

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Самоанализ занятия интегрированного кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведение. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Тема урока: Зимующие птицы нашего краяЦели занятия: Сформировать представление о зимующих птицах...