Урок вежливости
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Берлинская Людмила Васильевна

    Тема:   Правила вежливости

    Цели:  1) - повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных

                   ситуациях: приветствие,  прощание, благодарность…;

                      - разобрать правила вежливого разговора по телефону; дать по-

                    нятие «культура поведения»; 

                      - разобрать правила поведения за столом.

                 2) развивать познавательный интерес, память, логическое мышле-

                      ние. 

                 3) воспитывать в детях вежливость, культуру поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vezhlivosti.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА

во 2 классе по учебнику «Мир вокруг нас»

(под редакцией А.А. Плешакова)

Автор: Берлинская Людмила Васильевна, учитель высшей категории МОБУ «Азановская СОШ» Медведевского района, Республики Марий Эл

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ по стране ВЕЖЛИВОСТИ

    Тема:   Правила вежливости 

    Цели:  1) - повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных

                   ситуациях: приветствие,  прощание, благодарность…;

                      - разобрать правила вежливого разговора по телефону; дать по-

                    нятие «культура поведения»;  

                      - разобрать правила поведения за столом.

                 2) развивать познавательный интерес, память, логическое мышле-

                      ние.  

                 3) воспитывать в детях вежливость, культуру поведения.

    Оборудование: 

                 1) Карта города Спасибоград.

                 2) Схема разговора по телефону.

                 3) Изображение цветов с волшебными словами.

                 4) Изображение героев книги: пес Рыжик, попугай Илья, Сережа

                   и Надя .

                 5) Два детских телефона.

                 6) Грамзапись песен «О поведении», «Волшебные слова».

                 7) Фонограмма «Жар – птица»  

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали

Хоть и были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого в том, что мы друг другу сказали

Просто «здравствуйте».

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку Солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

Здравствуйте!

2. Проверка домашнего задания.

- На прошлом занятии мы начали разговор по разделу «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас – это наши родные, наша семья. (Рассказы детей о своих семьях)

- Объясните, пожалуйста, что же такое «культура общения»? (вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку).

- Нужна ли она  в семье? Нужна ли она в школе?

3. Сообщение цели.

-Ребята, пройдет совсем немного времени, вы закончите школу, станете трудиться на заводах, строить дома, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать тяжелые  болезни. Много славных дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. ( Песня «Поведение»)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (о вежливости, о поведении, о культуре…)

- Да, правильно.

Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, урок – путешествие. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Вежливости и побывать в столице этого государства – городе Спасибограде. Погулять по его улицам, бульварам, посетить  «школу вежливых наук». А что же это за город такой?

( стихотворение «Город Спасибоград» читает Фомин Кирилл)

Вы когда-нибудь бывали в городе Спасибоград?

Где на вежливом бульваре вежливо благодарят!

Там в проезде Гостевом  зазывают в каждый дом,

Даже если вас не знают и никто вам незнаком!

Там на улице Веселья вас от грусти смех спасет,

А на улице Везенья вам на друга повезет.

На проспекте Угощенья вас на славу угостят.

Что вы любите? Варенье? Эскимо? Халву? Печенье?

Или, может, лимонад?

На проспекте Угощенья, где на славу угощенье,

И на улице Везенья, где чудесное везенье,

И в проезде Гостевом – в этом городе кругом

Люди говорят друг другу,

И особенно гостям: очень рады, рады вам!

Если только захотите, не стесняйтесь – заходите!

Скажут адрес, дом, подъезд.

И «спасибо» - за проезд.

- Вам захотелось побывать в этом городе?

- Чтобы попасть в него, вы должны ответить на вопросы:

  • Что такое вежливость? (это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Это хорошие поступки, это добрые слова.)
  • В чем проявляется вежливость? (в словах, в тоне, в поведении).

( Звучит песня «Жар – птица»)

4.Изучение  нового материала

- А вот и город. Путешествовать мы с вами будем на автобусе. Надеюсь, правила  дорожного движения вы все знаете.

Представьте себе, что светофоры горят, причем красный свет. Что  он означает?

Но как только вы справитесь с заданиями, которые приготовили жители города на каждой улице, загорится зеленый свет. Что он означает?

Вежливые люди пользуются какими – то особенными словами. В этих словах заключена великая сила волшебства.

- Как называются такие слова? (волшебные)

И мы с вами оказались  на центральной улице Спасибограда – улице Волшебных слов.

(Стихотворение «Волшебные слова»)

Извини, пожалуйста, прости и разреши

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы- таблицы умножения

Есть еще таблица, таблица уважения.

Помните как азбуку, как дважды два

Спасибо и пожалуйста – волшебные слова.

Всюду, где нескромному укажут отворот,

Вежливый попросит, попросит и пройдет

Перед словом вежливым все двери отворяются

Пусть оно почаще, почаще повторяется

Помните как азбуку, как дважды два

Спасибо и пожалуйста – волшебные слова.

- Ребята, скажите, какое волшебство совершают эти слова? (от них становится радостнее и светлее на душе. Эти слова могут развеять плохое настроение. Они украшают нашу речь.)

- От чего зависит  сила волшебных слов? (от того, как они сказаны)

Жители  этого чудесного города хотят проверить, какие волшебные слова вы знаете.

(Игра «Доскажи словечко»)

  • Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…. (спасибо)

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали, сколько раз

- Какие слова благодарности  вы еще знаете?

  • Зазеленеет старый пень

Когда услышит….. (добрый день)

Добрый день! – тебе сказали

Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

- Какие слова  приветствия  знаете еще?

  • Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …..( спасибо)

  • Когда нас бранят за шалости

Говорим ….. (прости, пожалуйста)

- Когда мы сказали «прости», значит мы что сделали? (извинились)

- Как  можно еще извиниться?

- Какие слова извинения вы знаете?

  • Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь ….. (здравствуйте)

- А вы знаете, что означает это слово? (Здравствуйте – т.е. мы желаем вам здоровья, здравия). Поэтому людям приятно слышать это приветствие.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

  • И во Франции, и   в Дании

На прощание говорят … (до свидания)

- Что означают эти слова «до свидания»? (т.е. мы надеемся увидеть вас еще раз)

- Какие  слова прощания вы еще знаете?

- Какие волшебные  слова вы используете, когда просите о чем-то? (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас…)

- Это слова – просьбы.

Итак, все волшебные слова можно разбить на:

1. Приветствие

2. Прощание

3. Извинение

4. Благодарность

5. Просьба

- Давайте соберем эти группы.

Душа человека расцветает от хороших и добрых слов. Смотрите, наш город тоже преобразился и расцвел от волшебных слов.

Приветствие: привет, добрый день, приветствую вас, рад вас видеть,

                           доброе утро, здравствуйте

Прощание:       до свидания, пока, всего хорошего, счастливо оставаться,

                           до встречи, до завтра, до вечера 

Извинение:___ извините, простите, я виноват, прошу прощения, мне

                           очень жаль 

Просьба:_____ разрешите, будьте любезны, пожалуйста, будьте добры,

                           прошу вас

Благодарность: спасибо, благодарю, очень  признателен, большое

                            спасибо, огромное спасибо

Следующая улица – улица Театральная. Каждому, кто попадает на эту улицу, предлагается стать немножечко артистом. (Предлагается разыграть ситуации. Придумать разговор между героями, используя нужные волшебные слова )

             

             Добрый день.                                                 Доброго пути.

- Добрый день! – тебе сказали.              Нам желают: «Доброго пути!»-                  

- Добрый день- ответил ты.                 Будет легче ехать и идти

Как две ниточки связали                        Приведет, конечно, добрый путь

Теплоты и доброты.                              Тоже к доброму чему-нибудь.

                Здравствуйте.                                                 Простите.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку    Простите, я больше не буду

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,      Нечаянно бить посуду.

И, наверно, не пойдет в аптеку,                  И взрослых перебивать,

И здоровым будет много лет.                     И что обещал – забывать.

                                                                         А если я все же забуду, -

                                                                        Простите, я больше не буду.

              Спасибо.                                                     Пожалуйста.

За что мы говорим «спасибо»?    Отменить, что ли, слово  «пожалуйста»?

За все, что делают для нас           Повторяем его поминутно.

И мы припомнить не смогли бы   Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

  Кому сказали, сколько раз             Нам становится неуютно.

Давайте – ка заглянем на Вежливый бульвар. Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседником. Иначе произойдет вот что.

- Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника, которые как  раз живут на Вежливом бульваре.

Х    Х    Х    Х    Х

- Получился ли телефонный разговор вежливым и понятным? (Нет)

- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (нужно говорить слова приветствия, вежливым тоном, говорить не слишком долго)

- Давайте сделаем вывод. (Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго).

- Вот перед вами схема    разговора по телефону

  1. «Алло».
  2. Приветствие.
  3. Объяснение цели своего звонка.
  4. Разговор.
  5. Благодарность.
  6. Прощание.

- Кто желает разыграть телефонный разговор между попугаем Ильей, псом Рыжиком, Сережей, используя правила телефонного разговора.

Х    Х    Х    Х    Х

- А сейчас, я полагаю, что мы  с вами  пришли в Парк Веселья.

(Физминутка)

Если весело живется.

Если весело живется, хлопай так – 2 хлопка – 2 раза

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Хлопай так – 2 хлопка.

 

Если весело живется, щелкай  так – 2 щелчка – 2 раза

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Щелкай  так – 2 щелчка.

 

Если весело живется, топай  так – 2 притопа – 2 раза

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Топай  так – 2 притопа.

Если весело живется,

Хорошо! Хорошо!

Если весело живется,

Хорошо! Хорошо!

 Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Делай все! (2 хлопка, 2 щелчка, 2 притопа)

   Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Делай все! (2 хлопка, 2 щелчка, 2 притопа)

- Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми. Они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение «странным».

- Мы подходим к Школе вежливых наук, где познакомимся с рассказом попугая Ильи «Странный папа». Откройте стр. 56.

  1. Чтение
  2. Как вы объясните «странное» поведение папы? (Папа – вежливый культурный человек)
  3. Что можно сказать о попугае Илье? (Он не знает правил культурного поведения, поэтому поведение папы он считает странным).

- Какие правила вежливости вы запомнили, каким хорошим манерам вы научились у папы Сережи и Нади?

  • Если мужчина в дверях встречает женщину, сначала он должен пропустить ее, а потом пройти сам.
  • Из транспорта мужчина должен выйти первым, а потом подать руку даме и помочь ей спуститься по ступенькам.
  • Мужчина должен помочь  женщине нести тяжелые вещи и сумки.

- Чему  мальчики на этих рисунках смогли бы поучиться у папы Сережи и Нади?

- Молодцы!

- Ребята, мне кажется, что мы попали в какой-то тупик. Да, так и есть – тупик Вредных советов. Жители этого тупика приготовили вредные советы, т.е. советы наоборот. Внимательно послушайте и скажите, что в этих советах неправильного, вредного. Как по-вашему, надо поступать  в данных ситуациях?

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла,

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, и потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой, сдавайся, руки  вверх!»

(Нельзя перебивать взрослых, нельзя громко кричать)

- Что мы скажем о том мальчике или девочке, которые ведут себя так?

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

 Никому не говори

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

(Про них скажут, что они невоспитанны, невежливы. С ними никто не захочет дружить).

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Девчонок надо никогда нигде не замечать

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

- А в проспекте Угощенья нам предстоит научиться правильно вести себя за столом.

- А вы знаете, ребята, первая книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась более 200 лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало», или «Показания к житейскому обхождению». Составлена она была Императорской Академией Наук. Вот какое большое значение придавали тогда правилам поведения. Большинство приведенных в книге правил вполне годятся и сегодня. Судите сами.

  1. Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
  2. Не сопи, когда еси.
  3. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами не мотай, не утирай рук губою и не пий, пока пищи не проглотил.
  4. Над ествою не чавкай, как свинья и головы не чеши.
  5. Около своей тарелки  не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.
  6. Неприлично руками везде колобродить, смирно сиди.

 

Конечно, многие слова уже не употребляем в нашей речи, но смысл сказанного, я думаю, ясен всем.

А сейчас предлагается вам решить тест «Как вести себя за столом».

5.Закрепление и проверка усвоения материала

Сейчас проверим, как же вы усвоили материал и поиграем в игру «Вежливо –невежливо» (да –хлопок, нет – ууууу)

1. Сесть за стол в шапки.

2. Разговаривать за столом с полным ртом.

3. Помочь маме по дому.

4. Поздороваться при встрече.

5. Нечаянно толкнуть и не извиниться.

6. Помочь донести тяжелую сумку.

7. Не уступить место в транспорте.

6. Итоги урока. 

Наше путешествие подходит к концу. Ну что ж, ребята, вы с честью выдержали все испытания и справились с заданиями  жителей Спасибограда. И я уверена, что поняли вы, что этот город находится не где-то далеко, в неведомой стране, а рядом с вами, в нашей школе, в вашей семье, в вашей душе. И я хочу, чтобы вы всегда и везде вели себя как настоящие жители Спасибограда. (Игра «Вежливо – невежливо» -  М О Л О Д Ц Ы )

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Культуре поведения уделяли большое внимание с давних лет. Первая книга о правилах поведения появилась более 200 лет назад).

- Что такое культура поведения? ( Вежливые поступки)

ЕЖЕЛИ  ВЫ  ВЕЖЛИВЫ

1.Ежели вы вежливы                        2. Ежели вы вежливы

И к совести не глухи                         В душе, а не для виду

Вы место без протеста                  В троллейбус вы поможете

Уступите старухе                           Взобраться инвалиду.

                 3. Ежели вы вежливы             4. Ежели вы вежливы

                Вы сидя на уроке                      Поможете вы маме  

               Не будете с товарищем          И помощь ей предложите

               Болтать как две сороки          Без просьбы, т.е. сами

5.И ежели вы вежливы                          6.И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей                          На тех, кто послабее

И с дедушкой, и  с бабушкой                Вы нападать не будете

Вы их не перебьете.                              Пред сильными робя.

7. Домашнее задание.

- прочитать текст в учебнике на стр. 54 – 61;

-знать все изученные правила, постараться всегда использовать их в общении  с другими людьми ;

На следующем уроке мы с вами пойдем на День рождения к Наде и поэтому вам нужно подумать над пожеланиями и поздравлениями с этим замечательным  праздником.  А подарком будет этот замечательный букет из волшебных цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок вежливости.

Внеклассное мероприятие, которое проводилось во втором классе. Цель данного  мероприятия показать важность употребления "волшебных " слов, повторить правила поведения. Воспитывать отзывчивость, д...

Урок вежливости

Сценарий урока вежливости в 1 классе, презентация к уроку....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий мир"

Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий  мир", 3 класс Для просмотра конспекта урока пройти по ссылке: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....

Внеклассное мероприятие на тему: "Урок вежливости. Вежливые слова"

Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливые слова"...