Урок окружающего мира . 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок по теме: "Я - гражданин России"

Урок преследует следующие цели 

  • познакомить учащихся с основными символами современной России, основным законом, правами и обязанностями гражданина.
  • помочь ученикам осознать свою личную принадлежность конкретному государству, почувствовать себя гражданами России.
  • прививать интерес к науке-истории, к прошлому своего народа. Родины.
  • развивать умение аргументировать, высказывать свою точку зрения.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mira_konspekt.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3Б классе.

Учитель Яркова Татьяна Юрьевна

Тема: «Я - гражданин России»

Цель:  

  • познакомить учащихся с основными символами современной России, основным законом, правами и обязанностями гражданина.
  • помочь ученикам осознать свою личную принадлежность конкретному государству, почувствовать себя гражданами России.
  • прививать интерес к науке-истории, к прошлому своего народа. Родины.
  • развивать умение аргументировать, высказывать свою точку зрения.        

План урока

  1. Постановка проблемы: почему с 1991 года изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?
  2. Версии детей, актуализация знаний.
  3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
  1. Изменение в государстве (СССР, РФ)
  2. Государственные символы современной России
  3. Обновлённому государству – обновлённые законы (Конституция 1993г.).
  1. Выражение решения проблемы.

Применение нового знания.

Итоги урока.

Домашнее задание.

                                               Ход урока  

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;

-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

-Думаю, что теперь можно начать работу

- Итак, у нас урок окружающего мира.

  1. Актуализация знаний

-Как называется книга, по которой мы работаем? (Мое Отечество) 

-Что означает слово Отечество? (Родина, где испокон веков жили наши деды и отцы)

-Интересно ли вам изучать историю нашего Отечества и почему? (Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего, история учит нас уважать опыт и мудрость старших, Пользуясь опытом прошлых поколений, современные люди учатся решать свои проблемы не силой, а разумом, убеждениями, человек, не изучающий историю своей Родины, не может любить и понимать ее.)

  1. Постановка проблемы.

- Перед вами копии самых главных документов, которые были выданы одному и тому же человеку. Посмотрите на обложку Свидетельства о рождении

Гражданину какого государства оно выдано?

Слайд 1

На доске появляется запись: «Свидетельство о рождении выдано гражданину СССР»

  • Посмотрите на обложку паспорта.
  • Гражданину какого государства он выдан?

На доске появляется запись: «Паспорт выдан гражданину Российской Федерации»

  • Посмотрите на доску. Какой вы заметили противоречие? (Свидетельство о рождении выдано гражданину одного государства, а паспорт – гражданину другого)
  • Какой возникает вопрос?

«Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?»

Какую поставим цель?

-Цель нашего урока: найти причины, почему же изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали.

  Кроме этого будем работать над развитием умения доказывать свою точку зрения, опираясь на исторические факты, знания, аргументировать свои ответы.  

В конце урока каждый из вас себя оценит. Критерии оценивания вам уже известны, мы их разработали вместе.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-А давайте посмотрим, как она сформулирована в учебнике.

  1. Версии детей, актуализация знаний.
  2. Слайд 2.
  • - Перед вами река времени (с.26-27). Вы уже догадались, сейчас мы совершим небольшое путешествие по реке времени.
  • Необходимо восстановить порядок.  Расположите карточки с рисунками, которые символизируют о событиях, которые произошли в истории нашей страны, но которых не достает на реке времени. Есть дата, но нет события.
  • (Дети располагают события и даты на реке времени)

В этом месте «река времени» делает крутой поворот. Какие у вас будут гипотезы (предположения) по проблеме урока?  (Река времени разбивается о камень, на котором написано «Распад СССР. 1991 г». Река делает крутой поворот, времена «СССР» заканчиваются, начинаются времена «Современной России». Можно предположить, что государство СССР распалось, а новое государство стало называться Российская Федерация. Возможно, будут и другие предположения)

Вот сегодня на уроке мы и попытаемся разобраться в этом.

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
  1. Изменение в государстве (СССР - РФ)
  2. Слайд 3

Посмотрите на карту на с. 95 учебника и на с. 111 и скажите СССР – это одно государство или много? (Одно).

- Из каких крупных частей состояло это государство? (Из республик)

- Какая республика была самой большой? (Российская Федеративная Социалистическая Республика)

Итак, до 90-х годов ваши родители являлись гражданами какого государства?

Итак, до 90-х годов ХХ века наши родственники являлись гражданами СССР и жили на территории одной из его республик.

  • Посмотрите на карту на с.111. Что изменилось? Найдите в тексте после карты, как расшифровывается СНГ.
  • А какое государство называется независимым? (Независимое государство самостоятельно решает свою судьбу.  Для этого у него есть самостоятельное правительство, свои деньги, своя армия, милиция, законы.) 
  • Что произошло с бывшими республиками?

 (Бывшие республики СССР стали отдельными государствами, в том числе и РСФСР)

Не все бывшие республики вошли в состав СНГ (только 12 из 15)

  • Жителями какого государства мы теперь являемся? (жителями России)
  • А раз Россия стала государством, то назовите признаки государства.
  • Обратите внимание, что теперь у каждого из государств есть свои границы, своё правительство, армия, законы.
  • О чём вам говорит слово «содружество»? (Ученики отвечают) Как вы думаете, с какой целью государства объединились в содружество? (Ученики высказывают предположения)
  • В тексте на с. 110 учебника найдите, когда произошли эти изменения в жизни нашего
  • государства.
  • Используя слова сделайте вывод.
  •  государство,

одно,

много,

родственники,

СНГ,

РСФСР.

Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

  1. Государственные символы современной России.
  2. Слайд 4

- У каждого независимого государства должны быть свои отличительные символы. Давайте поразмышляем, какие это символы?

-Я предлагаю вам небольшую текстовую информацию, изучив ее,  вы должны среди трех предложенных гербов найти герб Современной России. И доказать, используя ключевые слова, фразы текста.

  • Итак, какое из предложенных изображений соответствует современному гербу России?
  • Как вы его узнали?
  • Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь дракона.
  • Ребята, все детали, которые изображены на государственных символах, они о чем-то символизируют. Просто так здесь ничего не изображают.
  • Что это символизирует?
  • Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации
  • в лапах скипетр и держава -  олицетворяют государственную власть и единое
  •  на груди изображен всадник, поражающий копьем дракона - это один из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества.
  • Все три герба принадлежали России в разное время.
  • За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся. При Михаиле Федоровиче (1613-1645) первом царе из династии Романовых над головами орла, увенчанными коронами, появилась третья корона. При сыне царя Михаила, Алексее Михайловиче, русский орел получил в свои когти символы царской власти – скипетр и державу.
  •  Сегодняшний герб России - это новый герб, который олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.
  • Где вы видели герб РФ?
  • Для чего государству нужен герб? (Его используют для печатей, подтверждающих подлинность важных документов, паспортах, на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, денежных знаках.  Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации).
  • Посмотрите еще раз на паспорт…
  • Слайд 5 Иллюстрации с изображением флага России, Канады, Белоруссии.  Исключите лишний (Третий лишний)
  •  Где вы видели государственный флаг РФ?  (Линейка 1сентября, в школе на 1 этаже, Хаб.края и РФ) … Какие цвета на нашем флаге?
  • Почему именно такие цвета?  Подумайте.
  • Официального толкования значения цветов флага России не существует. Неофициально чаще всего встречаются три трактовки цветов
  • белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
  • 1) красный цвет - державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости;
    2) еще одна "державная" трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточнославянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии.
  • У кого возникло желание узнать и где можно узнать? А почему?
  • 22 августа – день Государственного флага РФ  
  • Все ли символы государства были сейчас продемонстрированы? (Нет, только флаг и герб)
  •  Где вы слышали исполнение гимна РФ?  Когда исполняют государственный гимн?
  •  Каждый новый день в нашей стране начинается с гимна России (в случае победы наших спортсменов на международных олимпиадах)
  •   Гимн – это торжественная песнь о красоте и величии Родины (в переводе с греческого). (При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов).
  • А так как, это торжественная песнь, то и исполняют гимн в торжественных случаях.
  • О серьезности отношения к государственному гимну самого Николая1 свидетельствует следующий факт из жизни его семьи. Как-то в сумерки император, проходя по дворцу, услышал, как три его дочери, великие княжны, совсем еще девочки, поют «Боже, царя храни». Стоя у открытой двери, он дослушал пение до конца, вошел в комнату, похвалил дочерей за хорошее пение, но ласково и строго сказал, что гимн можно петь только по очень серьезному поводу, а не когда вздумается.
  • .

- А теперь я предлагаю исполнить Государственный Гимн России. (учащиеся поют Государственный Гимн России). 

Какие чувства вы испытали, слушая гимн?

В каких словах прославляется Родина?

  • Неправда ли торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости – национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее
  • Почему мы встаем при исполнении гимна? (Уважение, гордость…) Попробуйте объяснить свое мнение.
  • Государственная символика является частью истории и культуры страны.
  • Все ли мы теперь знаем о символах нашего государства?
  1. Обновлённому государству – обновлённые законы.
  • Русский поэт Некрасов написал такие строки: «Поэтому можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Что значит быть гражданином своего государства?
  • Диспут:
  • Насколько я понимаю, вы говорите…
  • Погодите-ка, вы утверждаете, что…, но ---только что сказал…
  • Мне непонятно…

Проверка предположений проводится по фрагменту «…гражданином быть обязан» до слов «…обязан их знать»

  • Мы выяснили, что в 1991 году наше государство изменилось. А законы могут остаться прежними? Конституция… День Конституции-12 декабря.

- Слайд 6

  • А бывает, что права у гражданина есть, а он с ними ничего сделать не может (Ералаш) а теперь оцените ситуацию.
  • Слайд 7
  • Не думайте о том, что мы можем сделать в данной ситуации. Просто наденьте белую шляпу и скажите, какими фактами, какой информацией мы располагаем.
  • Сначала
  • Потом
  • Затем
  • И тогда
  • наконец

- Красная Шляпа. Надев красную шляпу, прислушиваемся к мыслям и эмоциям.

Доверимся своей интуиции и предчувствиям.

Типичные реплики: "Я чувствую, что…", "Мне это не нравится…", "Я полон энтузиазма…"

- Пожалуйста, наденьте черную шляпу. Не хотелось бы допустить здесь ошибку.

- Черная Шляпа. Здравый смысл и соответствие фактам.

(Надев черную шляпу, мы оцениваем истинность высказывания, заявления или цепочки рассуждений).

С черной шляпой связаны вопросы:

1. Верно ли это?

2. Подходит ли это?

3. Сработает ли это?

4. Каковы возможные проблемы и опасности?

Типичные реплики: "Этот слишком рискованно, потому что…", "Это нам не подходит, поскольку…", "Я вижу противоречие, так как…"

  • Что самое тяжелое сложное в этой ситуации?
  • Какие видите негативные последствия?
  • Зеленая Шляпа. – Как насчет свежих идей? Давайте наденем зеленые шляпы и подумаем над этим.

Зеленая шляпа - генератор идей.

Типичные реплики: "А давайте попробуем вот как…", "А что, если…", "Есть еще один необычный вариант…"

Желтая шляпа?  А теперь оцените ситуацию? Зачем это делать? Каковы будут результаты?

Желтая шляпа должна помочь посмотреть Вам на ситуацию с положительной стороны. Попытайся понять, что хорошего в том, что произошло или происходит

Будут играть вместе- подружатся

- Желтая Шляпа. Желтая шляпа - это надежда. Это поиск преимуществ и выгоды. Для использования желтой шляпы необходима логика!

В этой шляпе человек спрашивает:

1. Каковы преимущества этого?

2. Почему это должно сработать?

3. Что позитивного это может принести?

Типичные реплики: "Это прекрасно и перспективно, так как…", "Идея может привести к позитивным переменам…", "Большой потенциал этого подхода можно видеть на примере…"

- Пока мы мерили шляпы и Ваше и мое отношение к ситуации изменилось. Мы увидели и хорошее, и плохое в данной ситуации, извлекли из него жизненный урок. Попробуйте определить в словах, почему для Вас важен этот жизненный опыт

М. Горький писал: «Мы должны относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое великое создание в мире – это человек»

      А каждый человек – это личность.

  • Сделайте выводы: что такое права человека и для чего они необходимы? Можно ли их нарушать?
  • Если ты считаешь себя гражданином страны, то должен уважать…
  1. Выражение решения проблемы
  • Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?)
  • Сформулируйте ответ на этот вопрос.

Вывод: гражданство жителей нашей страны изменилось из-за того, что распалось государство СССР и на его месте были созданы независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновлёнными законами, символами, порядками.

Все ли бывшие граждане СССР являются гражданами РФ? А у кого бабушка на Украине, в Белоруссии? (Так они теперь граждане другого государства) У всех свои символы.

Самостоятельное применение знаний

  1. Работа в тетради на стр.…   Слайд 8
  2. Решите жизненную задачу. Самостоятельно.  Представьте, что после распада СССР дядя уехал жить в один из городов Казахстана, а тетя в Архангельск. Кто из них является гражданином РФ. Источником информации будет карта.
  3. Выберите правильное название карты.
  • Сформулируйте и задайте друг другу вопросы по этой теме.
  • Кто хочет сказать доброе слово об ответе своего товарища?
  • А кто считает, что вопрос вашего товарища должен услышать весь класс?
  1. Рефлексия

Слайд 9

Герб, флаг, гимн, СНГ, РФ, гражданин…

  • Назовите ключевые слова нашего урока.

Заполним кластер.

  • А сейчас я предлагаю по итогу урока написать синквейн.   С технологией написания синквейна вы уже знакомы.
  • Почему использовал слово герб? …
  • Слайд 10
  • Памятка.  Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме.
    Порядок написания  синквейна:
    Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание
    синквейна.
    Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.
    Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.
    Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает
    своё  отношение.
    Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое
    человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
  • Давайте подведем итог нашему уроку: Урок:

-привлек меня тем…

-взволновал

-заставил задуматься

-для меня было откровением то, что…

  • Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей
  • жизни? Где?
  • Может быть, что-то вас сегодня взволновало. О чем бы вы еще хотели узнать?
  • Домашнее задание
  • Используя ключевые слова сегодняшнего урока составить кроссворд ( по желанию)

  1. Оценивание. Оцените себя, используя памятку.
  • Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую.
  • А кто из вас может про себя сказать, что он является гражданином России и почему? Выскажите свою личностную позицию и объясните почему.

  1.  Весы. Уравновесьте чаши весов, для этого наполните чаши весов

информацией из личного опыта.

  • От кого, на ваш взгляд, зависит будущее России?
  •  А как приятно чувствовать себя уверенным человеком, быть гражданином такого государства, как Россия. Встаньте. Расправьте плечи.  Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства.
  1. Заключение

Всем спасибо за урок.

Использованная литература:

  1. А. А. Вахрушев и др. Методические рекомендации для учителя: 3 класс – М.: издательство «Баласс» - 2008.
  2. Учебник по окружающему миру «Мое Отечество». 3класс. Часть2. А. А. Вахрушев и др. – М.: Баласс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...