Рабочая программа по окружающему миру в 1-4 классах
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру в 1-4 классах.
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов предусматривает цели и задачи:
Цель: - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс наряду с другими предметами в начальной школе играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцировано на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены две задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения предмета окружающий мир
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу;
- растения дикорастущие и культурные;
- деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних;
- насекомых, рыб, птиц, зверей;
- основные признаки времён года;
- некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- правилам поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- распознавать и называть строение тела человека;
- правила личной гигиены;
- особенности охраны здоровья в разные времена года;
- правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Раздел 2. Содержание учебного предмета окружающий мир
Раздел | Кол-во часов | Содержание разделов (тем) | Виды деятельности |
Земля наш общий дом | 12 | Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Погода, её составляющие. Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Водоёмы, их разнообразие; использование человеком. Водоёмы родного края (на основе наблюдений). Воздух – смесь газов. Свойства воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работа с иллюстрациями. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде. Соотносить свои наблюдения о погоде с опытом народов своего края, отражённым в приметах и половицах. |
Царство природы | 24 | Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения. Условия необходимые для жизни растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать и различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства. |
Наша Родина от Руси до России | 7ч | Что такое Родина? Как люди узнают о прошлом. Как называли нашу страну в разные времена. Кто правил нашей страной в разные времена. Государство Русь IX-XIIIвв Как образовалась Русь. Первые русские князья. Олег. Игорь. Ольга. Святослав. Владимир. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Как Москва стала столицей. Иван IV Грозный – первый русский царь. Расширение территории России при царе Иване Грозном. Освоение Сибири. Российская Империя XVIII-XX века. Петр I Великий. Создание русского флота. Столица Русской империи Санкт-Петербург Екатерина II Великая Последний Российский император Николай II Cоюз Советских Социалистических республик Россия. | Находить и показывать территорию России, ее государственную границу. Показывать местонахождение Москвы и других крупнейших городов на карте. Называть отличительные черты исторических эпох, запомнить и называть великие в истории имена князей, царей, императоров. Соотносить иллюстрации со словесным описанием. Подготавливать небольшие сообщения об исторических фактах. Подбирать к своему сообщению иллюстрации. Наблюдать исторические памятники, кульвые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом. Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия. Пересказывать своими словами части текста учебника и обсуждать полученные сведения. |
Как люди жили в старину | 9ч | Как рождались имена. Отчество, фамилия. Какими были жилища. Землянка – древнее жилище человека. Скажи какой у тебя дом. Заглянем в крестьянскую избу. О первых каменных постройках. Как одевались, во что обувались. Что такое лапти, сапоги, валенки. Одежда по приказу. Старинная трапеза. Особенности Северной кухни. Кавказская кухня. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. Практические работы: с картой, лентой времени, изготовление наглядных пособий из бумаги, пластилина и т д – одежду, макеты жилища, памятников архитектуры и тд. |
Как трудились в старину | 14ч | Что создавалось трудом крестьянина. Труд в сельском хозяйстве. Самые северные скотоводы. Как трудились крестьянские дети. Тяжелый труд крепостных. Что создавалось трудом ремесленника и рабочего. Что такое ремесло. Игрушки делать – тоже ремесло. О гончарном ремесле. О веретене, прялке и ткацком станке. Оружейных дел мастера. О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. Изобретения и изобретатели. Пароход. Первые железные дороги. Автомобиль. Самолет и аэростат. Время космических полетов. | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника. Описывать важнейшие изученные события из истории Отечества. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. Практические работы: с картой, лентой времени, изготовление наглядных пособий из бумаги, пластилина и т д – одежду, макеты жилища, памятников архитектуры и тд. Соотносить иллюстрации со словесным описанием. Подготавливать небольшие сообщения об исторических фактах. Подбирать к своему сообщению иллюстрации. |
Повторение пройденного материала | 3ч | ||
Итого: | 69ч |
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
1 | Введение. | 3.09 | |
2 | Где и когда ты живешь. | 6.09 | |
3 | Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы. | 10.09 | |
4 | Земля – планета солнечной системы. Опыт. Смена дня и ночи. | 13.09 | |
5 | Условия жизни на Земле. Значение солнца для жизни на Земле. | 17.09 | |
6 | Водная оболочка Земли. Вода – условие жизни на Земле. Источники пресной воды. | 20.09 | |
7 | Воздушная оболочка Земли. Воздух – условие жизни. Чистый воздух. | 24.09 | |
8 | Какой будет погода? | 27.09 | |
9 | Как изображают Землю. | 1.10 | |
10 | Графическая карта. | 4.10 | |
11 | Зачем нужен план? | 8.10 | |
12 | Ориентирование на местности. Чтобы не заблудиться в лесу. | 11.10 | |
13 | Какие бывают бактерии. Места их обитания. | 15.10 | |
14 | Какие бывают грибы. Шляпочные грибы. | 18.10 | |
15 | Растения. Если бы на Земле не было растений. | 22.10 | |
16 | Разнообразие мира растений. Понятие флоры. | 25.10 | |
17 | Как живет растение. Корень. Стебель. Лист. Цветок. Плод | 5.11 | |
18 | Какие бывают плоды. Как плоды и семена попадают на новые территории. Размножение растений. | 8.11 | |
19 | Как долго живут растения. | 12.11 | |
20 | Когда и почему возникло земледелие. Хлеб – великое чудо Земли. | 15.11 | |
21 | Красная книга России | 19.11 | |
22 | Если бы на Земле не было животных. Разнообразие мира животных (фауны). | 22.11 | |
23 | Каких животных называют беспозвоночными. | 26.11 | |
24 | Разнообразие насекомых. | 29.11 | |
25 | Пауки. | 3.12 | |
26 | Позвоночные животные. | 6.12 | |
27 | Рыбы и чем они отличаются от других животных. | 10.12 | |
28 | Земноводные. Что умеют жабы и лягушки. | 13.12 | |
29 | Пресмыкающиеся. Чем рептилии отличаются от других животных. | 17.12 | |
30 | Птицы. | 20.12 | |
31 | Млекопитающие. Звери – какие они? | 24.12 | |
32 | Как животные ориентируются в окружающей среде. Питание животных. | 27.12 | |
33 | Как животные передвигаются. Дыхание. Размножение животных. | 10.01 | |
34 | Как животные приспосабливаются к условиям жизни. | 14.01 | |
35 | Природные сообщества. | 17.01 | |
36-37 | О заповедниках. Государство Русь 9-13вв. Как образовалось государство Русь? | 21.01 | |
38 | Первые русские князья. | 24.01 | |
39 | Русское государство 14-17 веков. Как Москва стала столицы. | 28.01 | |
40 | Освоение Сибири | 31.01 | |
41 | Российская империя 17-20 веков. Петр I. Екатерина Великая. Николай II. | 4.02 | |
42 | СССР | 7.02 | |
43 | Россия | 11.02 | |
44 | Из истории имен. Как рождались имена. | 14.02 | |
45 | Какими были жилища человека. Землянка. | 18.02 | |
46 | Русская изба. | 21.02 | |
47 | О первых каменных постройках. | 25.02 | |
48 | Во что обувались и одевались. | 28.02 | |
49 | Одежда по приказу. | 3.03 | |
50 | Старинная трапеза. Щи да каша. | 6.03 | |
51 | Особенности национальных кухонь. | 10.03 | |
52 | Особенности Северной кухни. Кавказская кухня. | 13.03 | |
53 | Как трудились в старину. | 17.03 | |
54 | Труд в крестьянском хозяйстве. | 20.03 | |
55 | Тяжелый труд крепостных. | 03.04 | |
56 | Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Что такое ремесло? | 7.04 | |
57 | Игрушки. Гончарное ремесло. | 10.04 | |
58 | О веретене, прялке, ткацком станке. | 14.04 | |
59 | Оружейных дел мастер. | 17.04 | |
60 | О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. | 21.04 | |
61 | Изобретения и изобретатели. | 21.04 | |
62 | О пароходе | 28.04 | |
63 | О первых железных дорогах | 08.05 | |
64 | Первый автомобиль | 12.05 | |
65 | О самолете и аэростате. | 15.05 | |
66 | Время космических полетов | 19.05 | |
67 | Викторина «Флора и фауна» | 22.05 | |
68 | Повторение пройденного материала. | 26.05 | |
69 | Викторина «Мои первые знания по истории» | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...
Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")
В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"
Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/28/picture-63232.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/25/picture-2089-1532518119.jpg)
КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.
Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-225987-1363893558.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-509248-1414516281.jpg)
Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...