Рабочая программа по окружающему миру в 1-4 классах
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Пуголовкина Татьяна Николаевна

 Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass_okruzhayushchiy_mir.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру в 1-4 классах.

 Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов  предусматривает цели и задачи:

Цель: -  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

   Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

         Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс наряду с другими предметами в начальной школе  играет значительную роль в развитии и воспитании личности.

    Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

   Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцировано на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии и других дисциплин.  В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены две задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения предмета окружающий мир

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности),  чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность  нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:

  • распознавать неживую и живую природу;
  • растения дикорастущие и культурные;
  • деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних;
  • насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • основные признаки времён года;
  • некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • правилам поведения в природе;
  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  • распознавать и называть строение тела человека;
  • правила личной гигиены;
  • особенности охраны здоровья в разные времена года;
  • правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
  • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Третьеклассники получат возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

Раздел 2. Содержание учебного предмета окружающий мир

Раздел

Кол-во часов

Содержание разделов (тем)

Виды деятельности

Земля наш общий дом

12

    Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

     Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

    Погода, её составляющие. Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

       Водоёмы, их разнообразие; использование  человеком. Водоёмы родного края (на основе наблюдений).

    Воздух – смесь газов. Свойства воздуха для растений, животных, человека.

    Вода. Свойства воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работа с иллюстрациями.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха.

Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде.

Соотносить свои наблюдения о погоде с опытом народов своего края, отражённым в приметах и половицах.

Царство природы

24

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

    Растения, их разнообразие. Части растения. Условия необходимые для жизни растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

    Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

    Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние  животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика  на основе наблюдений.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать и различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства.

Наша Родина от Руси до России

Что такое Родина? Как люди узнают о прошлом. Как называли нашу страну в разные времена. Кто правил нашей страной в разные времена.

Государство Русь IX-XIIIвв

Как образовалась Русь.

Первые русские князья. Олег. Игорь. Ольга. Святослав.

Владимир. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.

Как Москва стала столицей. Иван IV Грозный – первый русский царь.

Расширение территории России при царе Иване Грозном.

Освоение Сибири.

Российская Империя XVIII-XX века.

Петр I Великий. Создание русского флота. Столица Русской империи Санкт-Петербург

Екатерина II Великая

Последний Российский император Николай II

Cоюз Советских Социалистических республик

Россия.

Находить и показывать территорию России, ее государственную границу. Показывать местонахождение Москвы и других крупнейших городов на карте. Называть отличительные черты исторических эпох, запомнить и называть великие в истории имена князей, царей, императоров.

Соотносить иллюстрации со словесным описанием. Подготавливать небольшие сообщения об исторических фактах. Подбирать к своему сообщению иллюстрации.

Наблюдать исторические памятники, кульвые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом. Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия.

Пересказывать своими словами части текста учебника и обсуждать полученные сведения.

Как люди жили в старину

Как рождались имена. Отчество, фамилия. Какими были жилища. Землянка – древнее жилище человека. Скажи какой у тебя дом.

Заглянем в крестьянскую избу.

О первых каменных постройках.

Как одевались, во что обувались.

Что такое лапти, сапоги, валенки. Одежда по приказу.

Старинная трапеза. Особенности Северной кухни. Кавказская кухня.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

Практические работы: с картой, лентой времени, изготовление наглядных пособий из бумаги, пластилина и т д – одежду, макеты жилища, памятников архитектуры и тд.

Как трудились в старину

14ч

Что создавалось трудом крестьянина. Труд в сельском хозяйстве. Самые северные скотоводы. Как трудились крестьянские дети. Тяжелый труд крепостных. Что создавалось трудом ремесленника и рабочего. Что такое ремесло.

Игрушки делать – тоже ремесло.

О гончарном ремесле.

О веретене, прялке и ткацком станке.

Оружейных дел мастера.

О первых мануфактурах, заводах и фабриках  в России. Изобретения и изобретатели. Пароход.  Первые железные дороги. Автомобиль. Самолет и аэростат. Время космических полетов.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника. Описывать важнейшие изученные события из истории Отечества.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

Практические работы: с картой, лентой времени, изготовление наглядных пособий из бумаги, пластилина и т д – одежду, макеты жилища, памятников архитектуры и тд.

Соотносить иллюстрации со словесным описанием. Подготавливать небольшие сообщения об исторических фактах. Подбирать к своему сообщению иллюстрации.

Повторение пройденного материала

Итого:

69ч

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

план

факт

1

Введение.

3.09

2

Где и когда ты живешь.

6.09

3

Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы.

10.09

4

Земля – планета солнечной системы. Опыт. Смена дня и ночи.

13.09

5

Условия жизни на Земле. Значение солнца для жизни на Земле.

17.09

6

Водная оболочка Земли. Вода – условие жизни на Земле. Источники пресной воды.

20.09

7

Воздушная оболочка Земли. Воздух – условие жизни. Чистый воздух.

24.09

8

Какой будет погода?

27.09

9

Как изображают Землю.

1.10

10

Графическая карта.

4.10

11

Зачем нужен план?

8.10

12

Ориентирование на местности. Чтобы не заблудиться в лесу.

11.10

13

Какие бывают бактерии. Места их обитания.

15.10

14

Какие бывают грибы. Шляпочные грибы.

18.10

15

Растения. Если бы на Земле не было растений.

22.10

16

Разнообразие мира растений. Понятие флоры.

25.10

17

Как живет растение. Корень. Стебель. Лист. Цветок. Плод

5.11

18

Какие бывают плоды. Как плоды и семена попадают на новые территории. Размножение растений.

8.11

19

Как долго живут растения.

12.11

20

Когда и почему возникло земледелие. Хлеб – великое чудо Земли.

15.11

21

Красная книга России

19.11

22

Если бы на Земле не было животных. Разнообразие мира животных (фауны).

22.11

23

Каких животных называют беспозвоночными.

26.11

24

Разнообразие насекомых.

29.11

25

Пауки.

3.12

26

Позвоночные животные.

6.12

27

Рыбы и чем они отличаются от других животных.

10.12

28

Земноводные. Что умеют жабы и лягушки.

13.12

29

Пресмыкающиеся. Чем рептилии отличаются от других животных.

17.12

30

Птицы.

20.12

31

Млекопитающие. Звери – какие они?

24.12

32

Как животные ориентируются в окружающей среде. Питание животных.

27.12

33

Как животные передвигаются. Дыхание. Размножение животных.

10.01

34

Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

14.01

35

Природные сообщества.

17.01

36-37

О заповедниках.

Государство Русь 9-13вв. Как образовалось государство Русь?

21.01

38

Первые русские князья.

24.01

39

Русское государство 14-17 веков. Как Москва стала столицы.

28.01

40

Освоение Сибири

31.01

41

Российская империя 17-20 веков. Петр I. Екатерина Великая. Николай II.

4.02

42

СССР

7.02

43

Россия

11.02

44

Из истории имен. Как рождались имена.

14.02

45

Какими были жилища человека. Землянка.

18.02

46

Русская изба.

21.02

47

О первых каменных постройках.

25.02

48

Во что обувались и одевались.

28.02

49

 Одежда по приказу.

3.03

50

Старинная трапеза. Щи да каша.

6.03

51

Особенности национальных кухонь.

10.03

52

Особенности Северной кухни. Кавказская кухня.

13.03

53

Как трудились в старину.

17.03

54

Труд в крестьянском хозяйстве.

20.03

55

Тяжелый труд крепостных.

03.04

56

Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Что такое ремесло?

7.04

57

Игрушки. Гончарное ремесло.

10.04

58

О веретене, прялке, ткацком станке.  

14.04

59

Оружейных дел мастер.

17.04

60

О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России.

21.04

61

Изобретения и изобретатели.

21.04

62

О пароходе

28.04

63

О первых железных дорогах

08.05

64

Первый автомобиль

12.05

65

О самолете и аэростате.

15.05

66

Время космических полетов

19.05

67

Викторина «Флора и фауна»

22.05

68

Повторение пройденного материала.

26.05

69

Викторина «Мои первые знания по истории»

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...

Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру  для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...