Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Заволодько Лариса Геннадьевна

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_trudnye_vremena_na_russkoy_zemle.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема урока: Трудные времена на русской земле

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

Предметные. Создавать условия для формирования представления о военном деле на Руси; изучения героических страниц истории Отечества.

Метапредметные. Создавать условия для развития навыков самостоятельной работы в группах, умения работать с

дополнительным материалом, пересказывать по плану.

Личностные. Создавать условия для воспитания гордости за свою Родину, патриотизма

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 класс 2 часть («Школа России»); рабочая тетрадь А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 4 класс 2 часть; толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой; учебная презентация; раздаточный материал; видеофрагмент «Ледовое побоище».

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

Планируемые результаты (П,М,Л)

Формы, методы и приемы

Дидактич.

средства, интерактив.

оборудование

I.

Мотивационный этап.

Цель: включение учащихся в деятельность, мотивационный настрой на урок

- Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

- Улыбнитесь друг другу, поделитесь с одноклассниками хорошим настроением. И посмотрите на экран (Слайд 1).

- Начать наш урок хочу с крылатого выражения

«Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». 

- О чем говорит это выражение?

Приветствуют учителя.

Слушают учителя. Улыбаются друг другу.

Ответы учеников.

- Нужно знать историю, чтобы не допустить ошибки, передавать важную информацию и дальше развиваться.

М: личностное включение в учебную деятельность

Словесный: беседа

Ф.

Учебная презентация

II.

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала

- Помня об этих словах, давайте вспомним страницы истории Древней Руси, тем самым повторим пройденный материал.

- Предлагаю выполнить тест. Возьмите у себя на столах желтые карточки с тестом. На выполнение половина минуты. Приступаем.

1.        Какое важное событие произошло в 988 году?

а) взятие Византии      

б) крещение

2.        Как называли добрых молодцев Древней Руси?

а) богатыри    

б) бояре    

в) кочевники

3.        Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии?

а) Владимир    

б) Ярослав    

в) Олег

4.        Записи о важнейших событиях?

а) Летопись      

б) Легенда        

в) Былина

5.        Кто были советниками и помощниками князя?

а) бояре      

б) дружинники      

в) крестьяне

- Обменяйтесь листочками, проверьте друг друга, опираясь на образец, выведенным на экран. (Слайд 2)

Возле правильного ответа поставьте +, если ответ не верный, поставьте -. Поднимите руку те, кто справился со всеми вопросами. А есть те, кто допустил ошибки?

- Отлично! Напишите на листочке слово «Молодец!»

Взаимопроверка.

Выполняют тест.

Взаимопроверка с опорой на образец (на экране).

П: знать материал прошлых уроков

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

И,Ф Практические: выполнение теста

Презентация

III.

Выход на тему, целеполагание.

Цель: включение учащихся в процессы целеполагания, определения темы урока.

- Для определения темы нашего урока, предлагаю послушать стихотворение Никитина Ивана Саввича «Русь». (Слайд 3)

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?

- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

- Верно. Молодцы!

- Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле”.

(Слайд 4)

- Какую цель урока поставим? 

Слушают стихотворение.

Ответы учащихся.

- Наполнено восхищением, гордостью и любовью к просторам родины, готовностью встать на защиту от врагов.

- Наступали сложные, трагичные, тяжелые времена.

Определяют тему урока.

- О тяжелых временах на Руси. 

Формулируют цель урока.

- Узнать, почему этот период времени назван трудным.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

Постановка темы урока,

целеполагание учебной деятельности

Учебная презентация

IV. Этап открытия нового знания  

Цель: знакомство с новым материалом

Физминутка.

Цель: 

Здоровьетворение, релаксация, смена вида деятельности.

- А сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое.

(Слайд 5)

- Итак, лето 1223 года. В небе появилась комета. Она настолько близко пролетела от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём.

 Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе, и назвали её «Красной звездой»

И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена. Существование древнерусского государства оказалось под большой угрозой.

Откуда шла эта угроза и кто пытался захватить Русь?

- Сегодня мы постараемся ответить на эти и другие вопросы, а также сделать вывод.

- Обратите внимание на карту.

 (Слайд 6. Карта Руси)

- Ребята, подумайте почему одно государство обозначено на карте множеством цветов?

- Верно! Из-за этого на Руси не было единого сплоченного войска, не было мудрого и сильного правителя, который смог бы защитить отчизну от врагов.

Неудивительно, что такая большая, богатая, но при этом ослабленная бесконечными раздорами страна была простой добычей для вражеских захватчиков.

- В 13 веке на Русь с востока из Азии напали монголо-татары под предводительством хана Батыя. (Слайд 7)

- Предлагаю поработать в группах, побыть на время историками- исследователями. 

- У каждой группы на столе лежит страничка из древней летописи и задания.

- Но прежде чем приступать, вспомним план работы в группе:

1. Прочитать задание.

2. Распределить задания между членами группы.

3. Найти ответы на вопросы.

4. Пересказать участникам группы.

5. Выступить перед классом. (1-2человека от группы). (Слайд 8)

- На выполнение задания отводится 10 минут. Приступаем.

1-я группа.

Задание.

1.        Прочитайте страничку из летописи.

2.        Расскажите о монголо-татарах.

План:

Кто такие монголо-татары?

Чем они занимались?

Какие у них были жилища?

В чем заключалась сила монгольских племен?

3.        Сравни рисунки воинов: русских и монгольских. 

Ответы участников групп сопровождаются слайдами. 

(Слайд 9, 10)

2 группа.

Задание.

1. Прочитайте страничку из летописи.

2. Расскажите о походе монголо- татар на Русь.                           

План:

Кто возглавлял войско завоевателей?

(Слайд 11)

Какое княжество подверглось первому удару?  

Почему пала Рязань?

Какие еще города заняли монголо-татары? (Слайд 12)

Почему монголы прозвали Козельск злым городом?

- Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? 

- Верно.

Почти вся Русь была разорена, попала в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголо-татар. Русь должна была платить дань Орде.

-  Как вы думаете, что же такое дань? 

- Предлагаю прочитать определение в словаре Ожегова.

У первой группы на столе словарь Ожегова.

Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа.

(Слайд 13)

- Кто догадается что в качестве платы преподносили хану?

- Двести лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести лет платили русские люди дань Золотой Орде.

Учитель организует динамическую паузу.

Слушают учителя

Работают с исторической картой.

Ответы учащихся.

- Русь была поделена на многочисленные княжества, которые жили в то время обособленно, между ними не было единства и согласия.

1-я группа.

Ответы историков на задание.

1.        Прочитайте страничку из летописи.

2.        Расскажите о монголо-татарах.

План:

Кто такие монголо-татары? (Кочевые племена)

Чем они занимались? (Разведением скота)

Какие у них были жилища? (Жили в юртах)

В чем заключалась сила монгольских племен? (Монголо-татары воины: дисциплина, умелые наездники)

(Слайд 9, 10)

3.        Сравни рисунки воинов: русских и монгольских. (У монгольских лучше снаряжение)

2 группа.

Ответы историков на задание.

1. Прочитайте страничку из летописи.

2. Расскажите о походе монголо- татар на Русь.                           

План:

Кто возглавлял войско завоевателей? (Хан Батый) (Слайд 11)

Какое княжество подверглось первому удару?  (Рязань. Шёл 1237 год)

Почему пала Рязань? (Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли).

Какие еще города заняли монголо-татары? (Коломна, Москва, Владимир, Торжок, Козельск)

(Слайд 12)

- Почему монголы прозвали Козельск злым городом? (Жители упорно сопротивлялись 7недель)

- Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности, его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов

Ответы учеников

Ученик первой группы находит слово в словаре и зачитывает. Одновременно определение выводится на экран.

Предположения учеников

Выполняют упражнения

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

П: уметь работать с картой, с иллюстрациями.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

М: умение соотносить свои действия с действиями учителя

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Иллюстративный метод

Планирование учебной деятельности.

Практические: выполнение физических упражнений

Учебная презентация, карта

(интерактивная)

V.

Продолжение изучения нового материала

Цель: знакомство с новым материалом

Невская битва

- Народная мудрость гласит: беда не приходит одна.

3группа

Задание.

1. Прочитайте страничку из летописи.

2. Расскажите о Невской битве.

План:

Откуда и от кого появилась новая угроза?

Кто княжил в Новгороде?

Когда и как произошло нападение шведов?

Что сделал князь после шведского гонца?

Итог битвы?

Какое прозвище получил князь Александр за эту победу и сколько ему было лет?

(Слайд 14, 15, 16)

- Спустя 2 года на Русь нападает немецкие рыцари- крестоносцы на льду Чудского озера.

- Предлагаю найти на карте место этого сражения.

- Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент с использованием схемы сражения.

Видеофрагмент.                         Ледовое побоище. 5 апреля 1242 год

 

- Какую тактику в сражении избрал Александр Невский?

(Слайд 17, 18)

-  Вскоре после сражения немцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

3группа

Ответы историков на задание.

1. Прочитайте страничку из летописи.

2. Расскажите о Невской битве.

План:

- Откуда и от кого появилась новая угроза? (На северо- западных рубежах Руси от шведских захватчиков)

- Кто княжил в Новгороде? (Князь Александр)

  - Когда и как произошло нападение шведов? (Летом 1240 года шведский отряд на 100 кораблях вошел в устье реки Невы.)

- Что сделал князь после шведского гонца? (Утром, воспользовавшись туманом, русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь.)

- Итог битвы? (Шведы были разбиты.)

- Какое прозвище получил князь Александр за эту победу и сколько ему было лет? (Александра прозвали Невским. Ему всего было 20 лет.

(Слайд 14, 15, 16)

Смотрят видеофрагмент

Ответы учеников

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

П: уметь работать с картой, с иллюстрациями.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Иллюстративный метод

Планирование учебной деятельности.

Учебная презентация, карта

(интерактивная)

VI.

Включение в систему знаний   и повторение

Цель: Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

- А сейчас я вам предлагаю выполнить интересное задание у доски. 

- Соотнесите ключевые слова и имена.

На доске слова расположены хаотично.

- А сейчас предлагаю выполнить задание в рабочей тетради.

с.17- 18 №3, 4

Самостоятельная работа с самопроверкой

Ученики находят ключевые слова, непосредственно связанные с именем.

Батый: хан, монголы, Золотая Орда, Рязань, дань.

Александр: Ледовое побоище, князь, Невский, шведы, Невская битва, Новгород.

Выполняют самостоятельную работу.

П: знать термины, относящиеся к истории Древней Руси, монгол.

Л: самооценка.

Практические: выполнение упражнений

Наглядный: проверка по эталону

И, Ф

Словесные: учебный диалог

Карточки со словами, прикрепленные на доске.

Рабочая тетрадь

VII.

Итог урока.

Рефлексия

Цель: 

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

- Молодцы! Вспомните тему нашего урока.

- Какую цель перед собой мы ставили?

- Достигли цели? Узнали какие события произошли?

- Какие битвы?

– Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова:

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

- Посмотрите на слайд и закончите фразу:

* Мне особенно запомнилось, как …

*Для меня на уроке было интересным…

* Я еще хотел узнать или прочитать о…

(Слайд 19)

- У вас на столах лежат карточки с изображением щита и меча. 

Если на уроке вам было все понятно, вы получили для себя интересную новую информацию, поднимите щит (то есть вы защищены знаниями).

Если не все было понятно- поднимите меч (то есть вам еще предстоит побороться, чтобы получить недостающие знания).

- Тема: «Трудные времена на Русской земле». 

- Узнать, почему этот период времени назван трудным.

- Да, достигли.

- Нашествие хана Батыя 1237г., Невская битва 15 июля 1240г., Ледовое побоище- 5 апреля 1242г

Ответы учеников.

Сигналят карточками.

М: рефлексия способов и условий действия (П);

П: знать какие трудности были на Руси в  XIII в

Л: самооценка

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

Учебная презентация, раздаточный материал

VIII. Домашнее задание.

Цель:Самостоятельная отработка полученных знаний.

- Предлагаю выбрать домашнее задание: стр. 59-63 (учебник), стр.16- 17(р.т.), № 1, 2. или подготовить сообщение о битве на реке Калке.

-Урок окончен.

Записывают д/з в дневник

Л: готовность и способность обучающихся к само-

развитию; выбор задания

Ф

Словесные: беседа

Презентация

Литература

  1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.2/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова,- М.: Просвещение, 2018.
  2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.2/ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова,- М.: Просвещение, 2021.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. 
  4. Видеофрагмент «Ледовое побоище». https://yandex.ru/video/preview/3915907734351400345 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Времена года" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: создание условий для представления учащихся о смене времен года, распознавания сезонных яв­лений.Задачи урокаДидактические:Познакомить с причиной смены времен года;Научить распознавать...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Времена года" (УМК "Перспектива" - 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование знаний о временах годах, причинах их смены, а также их характерных сезонных явлениях;Задачи урока: Дидактические:1)...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Заглянем в кладовые земли" для 2 класса

Уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю вашему вниманию конспект окружающего мира для 2 класса на тему: "Заглянем в кладовые земли". Вы можете взять из него полезные для себя матери...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Трудные времена на Русской земле»

Цели деятельности учителя: расширение знаний о героических страницах истории Отечества.Планируемые результатыПредметные:Изучить нашествие Батыя и историческое значение сражения на льду Чудского озера...