Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»-2 кл ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

во 2 классе по УМК « Перспективная начальная школа»

Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»

Цель урока: Учить группировать растения по их признакам и свойствам, работать с учебником, со словарём.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения); воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;  применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.                                                                            РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:  удерживать цель деятельности до получения ее результата      – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.                                                                                         ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;  применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.                                                                                                         КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать  с учебником, со словарем);

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь группировать растения по их признаками свойствам, работать с учебником .

Тип урока: комбинированный

Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.

Формы работы: фронтальная , работа в парах.

Оборудование: учебник, презентация, мультимедийная установка, карточки с таблицей, карточки-опоры,  Окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012 Окружающий мир [Текст] : 2 кл. : Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.— М.: Академкнига/ Учебник, 2012. — 200 с. Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012. Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1,2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. -М.: Академкнига/Учебник, 2012

                                       

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

во 2 классе по УМК « Перспективная начальная школа»

Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»

Цель урока: Учить группировать растения по их признакам и свойствам, работать с учебником, со словарём.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения); воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;  применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.                                                                            РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:  удерживать цель деятельности до получения ее результата      – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.                                                                                         ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;  применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.                                                                                                         КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать  с учебником, со словарем);

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь группировать растения по их признаками свойствам, работать с учебником .

Тип урока: комбинированный

Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.

Формы работы: фронтальная , работа в парах.

Оборудование: учебник, презентация, мультимедийная установка, карточки с таблицей, карточки-опоры,  Окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012 Окружающий мир [Текст] : 2 кл. : Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.— М.: Академкнига/ Учебник, 2012. — 200 с. Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012. Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1,2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. -М.: Академкнига/Учебник, 2012

                                       

  Ход урока: 

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний обучающихся.

слайд 1

Целеполагание

Мы продолжаем с вами путешествие по самому удивительному и разнообразному царству—царству растений.  Растительный мир огромен и разнообразен. Трудно представить себе жизнь на Земле без растений. Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд  делает нашу планету удивительной. В царстве растений ученые насчитывают около 500 000 видов. Все они в зависимости от строения объединены в группы.

 -Расскажите, какие растения живут на нашей планете?

- Какие группы растений знаете вы?  (деревья, кустарники, травы)

У вас есть лист самооценки, если вы считаете, что умеете различать растения по группам  поставьте  +, если нет –

слайд 2

-Распределите данные растения по группам  

На экране иллюстрации: ель, берёза, сосна, ромашка, одуванчик, травы.(УСТНО)

-Разделим на ДВЕ группы, какие? (хвойные, цветковые) 

Игра «Узнай в какой группе растение ?»  на доске работают 2 ученика

(создание ситуации успеха и интереса к учению)

Предлагаю проверить свои знания в игре. Играть будем в паре. Перед вами игровое поле, клетки раскрашены в два цвета: жёлтый и зелёный. Игроки по очереди берут карточки – цветковые растения помещают на жёлтые клетки, а хвойные на зелёные. 

-Договоритесь, кто будет обозначать цветковые  растения, а кто хвойные растения.

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

Проверка. Пара, которая выполняла задание на доске, представляет результат своей работы.

-Кто также выполнил задание?

-У кого другой вариант?

- Назовите  признаки растений: корень, стебель, листья, цветы, плоды)

-Значит, вы сможете назвать особенности строения цветковых и хвойных растений? (Корень, стебель, лист, цветок, плоды и семена – у цветковых; Корень, стебель, лист, плоды и семена – у хвойных).

-В чём сходство и различие цветковых и хвойных растений?

На доске таблица:

Сходства

Различия

Наличие семян

Нет цветка и плода

Рабочая тетрадь стр 32 №44

3.Постановка проблемы.

Учитель показывает слайд 3   с изображением 3 иллюстраций: мох, водоросли, папоротник.

- К какой группе отнести эти 3 иллюстрации?  (предположения детей)

- А  чтобы точно нам это узнать, необходимо подробнее изучить эти виды.

Итак, приступим. –

-С какой группой растений мы познакомимся сегодня на уроке?

Рассмотрим иллюстрации учебника на   стр.76-78  

-Сформулируйте тему урока. Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»

-Прочитайте еще раз тему нашего  урока. Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»

Постановка учебной задачи.

-Давайте определим задачи, которые нам  нужно решить на уроке.

-В этом нам помогут пиктограммы.

Рассмотрите их и скажите, что они обозначают.

-Первая пиктограмма обозначает, что нужно повторить пройденное о растениях 

Значит 1 задача – повторить пройденное о растениях.

-Что обозначает вторая пиктограмма? ( Выскажи предположение.)

-Как вы думаете, исходя из темы урока, о чем нам нужно высказать предположение?

(- О том, какие растения называются мхами, папоротниками, водорослями)

-Значит 2 задача на уроке – узнать какие растения называются мхами, папоротниками, водорослями.

-Когда мы  узнаем,  какие растения называются мхами, папоротниками, водорослями, сможете вы отличить их друг от друга?

Какую еще задачу мы поставим на уроке?

3  задача – узнать общие и отличительные признаки этих  растений.  

Самый важный из них признак   Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками? Сделаем выводы о каждой группе.

Помните, когда все расскажут свой материал, вы вместе обсудите ответ на вопрос: Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками?

4.Изучение нового материала.

     1.Водоросли. 

С головой уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.  
ВОДОРОСЛИ

-Что изображено на слайде 4? (фото водорослей) выступление ученика:

-А ____                                                             расскажет нам о водорослях.

 - К какому царству живой природы оно относиться? (растение)

- докажите, что это растение   Работа с учебником стр 79-80

Появляется название   «водоросли»

- давайте проанализируем слово «водоросли». От каких двух слов оно образовано. (вода и расти).

- т.е. растёт в воде. Ребята, это растения, которые растут в воде. Им в водной среде не нужны части растений.

 Посмотрите на представителей этой группы (слайд 5 )

Сделаем вывод: водоросли не  имеют корня, стебля, листьев, размножаются спорами, они никогда не цветут.

Запишем в тетрадь  Рабочая тетрадь № 44 стр 32

Водоросли – это растения, которые чаще всего живут в воде, у них нет корней, стеблей, листьев, листьев, цветков и плодов с семенами.

    2.Мхи. 

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.  
МХИ  

-Что изображено на  слайде  6 ? (фото мха ) выступление ученика:

-А ____                                                             расскажет нам о мхе.

-Рассмотрите внимательно мох на рисунке в учебнике стр 78.

-Каких частей у мха не обнаружили?  корней и цветков- нет

-Какая особенность мхов?  Удерживается в почве с помощью маленьких  выростов стебля.

Посмотрите на представителей этой группы слайд 7

У. - После водорослей на земле появились мхи. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах спорангиях. Цветков у них нет.

– Мхи чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают. Т.е мхи живут только там, где чистый воздух.

Сделаем вывод: Мох – это растение, у которого есть стебель и листья, а корней и цветков- нет. Удерживается в почве с помощью маленьких  выростов стебля.

Запишем в тетрадь  Рабочая тетрадь № 44 стр 32

Физкультминутка

3.Папоротники.

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.  
ПАПОРОТНИК  

А теперь рассмотрите растение на столе. Как вы думаете, как оно называется?

- Дети, это папоротник, вернее его одомашненный вид. А какие бывают папоротники  нам расскажет _________________________________________

- а на какой же стр. нашего учебника мы можем прочитать о папоротниках. Откройте оглавление учебника, найдите тему нашего урока. На какой же стр.будем работать?(стр.76-77). 

-Самостоятельно каждый читает текст о папоротниках.

- что узнали о папоротниках? 

Практическая работа

-Рассмотрите листья папоротника в учебнике на стр 76 под лупой, найдите коричневые бугорки на обратной стороне листа.

 -Что в них находится? Для чего папоротнику споры?  В них находятся споры -мельчайшие частички. С их помощью папоротник размножается.

Вопросы к тексту:

1.Где растут папоротники?

2.Какие части растений есть у папоротников?

3.Каких частей растений нет у папоротников?

4.Как размножаются папоротники?

5.Во времена динозавров, какой высоты достигали папоротники?

Посмотрите на представителей этой группы слайд 8

Сделаем вывод: Папоротник – это растение, у которого есть корень, стебель, листья, но нет цветов, т.е. не бывает плодов и семян.  

Запишем в тетрадь  Рабочая тетрадь № 44 стр 32

5.Обобщение полученных знаний. Работа в группах. 

-На этом наше путешествие подошло к концу. А теперь вернёмся к началу нашего урока, на какие  же группы ещё делятся растения? доска

— Чем интересны растения, с которыми сегодня встречались? А вы можете их отличить друг от друга?         ПРОВЕРЯЕМ ЗНАНИЯ             ТЕСТЫ стр

- заполнить таблицу вам поможет словарик в конце учебника на стр 123,125.

- Что же объединяет эти группы растений? (нет цветков, плодов семян; размножаются спорами) 

2) Помогите Маше и Мише решить спор: кто прав, кто нет.

 Миша говорит, что он в интернете нашёл фотографию цветущего папоротника, а Маша говорит, что такого  цветка не существует. Кто прав?

- Действительно, цветов у папоротника не бывает.

- Составление синквейна о наиболее понравившейся группе растений (примеры синквейнов, составленных учащимися на уроке)

6. Рефлексия  

Итак, мы познакомили с группой «загадочных» растений.

- Мы уточнили свои знания, пополнили их.

-Что интересного вы теперь расскажете  об этих интересных, особенных растениях?

 - Что вас особенно удивило?  Так в чем же их «загадочность», особенность (в том, что они никогда не цветут).

-Я благодарю вас за урок, вы сегодня заслуживаете похвалы и отличных оценок, потому что плодотворно поработали дружно и сообща, молодцы!

Возьмите свои оценочные листы, найдите строчку я сумею отличить группы растений  и оцените себя.

В вашем листе самооценки осталась последняя строчка «мое участие в уроке»

Три смайлика: закрасьте  зелёный -если считаете, что вы активно работали на уроке, желтый – мог был больше, красный – недоволен своей работай.

Отметки за урок.

7.Итог урока. Домашнее задание  Учебник стр 76-80 Р.ТСтр 33 №46

По желанию – найти дополнительный материал об изучаемых группах растений.

Подведем итог работы по оценочному листу. Если ты набрал за урок 12 -15 баллов-получаешь за урок «5», 9-10 баллов «4», меньше 9 баллов «3». Сделай вывод, как ты работал? В последней строчке нарисуй смайлик, соответствующий твоему настроению.

1. Самостоятельная рефлексия.

- Попробуйте вспомнить всё, что вы узнали и ответьте на вопросы, которые написаны на карточках и на  слайде 3

1. Где растут водоросли?

2. Какие части растений есть у водорослей?

3. Какие два организма живут в лишайниках?

4.Каких частей растений нет у лишайников?

5. Где можно встретить лишайники?

6. Где встречаются мхи?

7. Какие части растений есть у мхов?

8. Какие части растений есть у папоротников?

9.Что общего…

2. Обобщение полученных знаний.

- Что же объединяет эти группы растений? (нет цветков, плодов семян; размножаются спорами) 

Написать ответ одним словом (слайд 30)

- Эти растения часто называют тиной? (водоросли)

- Эти растения являются первопроходцами суши, у них есть стебли и листья, но нет корней (мхи)

- Растения, которые появились на планете ещё со времён динозавров (папоротники)

- Растения – загадка для ученых, в них живут в тесном переплетении гриб и водоросль (лишайники)

- Растения – долгожители, корм северных оленей (лишайник ягель)

- Древнейшие растения, которые можно встретить везде, где есть хоть капля влаги (водоросли)

- Водоросли, мхи и лишайники размножаются (спорами)   

- Составление синквейна о наиболее понравившейся группе растений (примеры синквейнов, составленных учащимися на уроке)

Вывод: папоротники  имеют корень, стебель, листья, размножаются спорами, они никогда не цветут.

Вывод: мхи не  имеют корня, у них есть стебель, листья, размножаются спорами, они никогда не цветут.

Вывод: водоросли не  имеют корня, стебля, листьев, размножаются спорами, они никогда не цветут.

Мхи

Маленькие, необычные

Растут, удивляют, размножаются спорами.

Мхи – показатели экологии.

Первопроходцы суши.

 

Лишайники

Необыкновенные, странные

Растут, очищают воздух, размножаются спорами

Лишайники - корм северных оленей

Долгожители.

 

Папоротники

Высокие, красивые

Не цветут, растут в лесу, удивляют

Папоротники  ищут на Ивана Купала

Современники динозавров

Папоротники

Мхи

Водоросли

ПРИРОДА

ЖИВАЯ

НЕЖИВАЯ

Животные

Растения

Грибы

Бактерии

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

сосна

малина

пихта

слива

шиповник

ель

рябина

лиственница

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л

с

м

п

с

ш

е

р

л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Папоротники,мхи и водоросли"

Конспект урока по предмету "Окружающий мир", 2 класс, ПНШ...

Презентация к уроку "Папоротники,мхи и водоросли". Окружающий мир.2 класс

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе УМК ПНШ ...

Конспект урока по предмету « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» во 2 классе по УМК « Перспективная начальная школа» Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения); воспринимать речь учит...

Презентация «Папоротники, мхи и водоросли»

Планируемые результаты:ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения)...

Конспект занятия на тему «Подводный мир. Изображение водорослей»

Цель: выполнение рисунка водорослей, передав их характерные особенности.Задачи: Образовательные: Познакомить с образами водорослей. Научить легко работать простым карандашом при рисовании эскиза....