Конспект урока по окружающему миру по теме «Планеты cолнечной системы»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру по теме "Планеты солнечной системы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Планеты Солнечной системы»

Цели: познакомить с планетами Солнечной системы; сформировать представление о том, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времен года.

Планируемые результаты:    

Личностные:

−        осознание целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе-планеты.

Метапредметные:

Познавательные:

−        развитие умения сравнивать, классифицировать, анализировать;

−        понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.

Коммуникативные:

−        умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;  

−        умение оказывать взаимопомощь.

Регулятивные:

−        организация учащимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

−        умение работать сообща.

Предметные:

− сформировать представления о планетах и их расположение в Солнечной системе.

I. Организационный момент.

Начинается урок

И пойдет он всем нам впрок

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Друг другу будем помогать.

II. Актуализация знаний

Игра «Верно — неверно»

— Обозначьте кодовым знаком каждое мое высказывание, согласившись со мной или не согласившись. Кодовые знаки: О — да, □ — нет,  — не знаю.

1. Земля — это одна из планет Солнечной системы.

2. Солнце — ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

3. Масса Земли в 330 тыс. раз больше массы Солнца.

4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

5. Земля движется вокруг Солнца.

6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

(Проверка: 1 — О; 2 — О; 3 — □; 4 — □; 5 — О; 6 — □.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.

— Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (Астероид, так как это не планета.)

— Продолжите ряд названий планет.(Ученики говорят названия планет.)

— О чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о планетах.)

Тогда вперед, к загадочным и далеким планетам Солнечной системы!

IV. Открытие нового знания

Посмотрите, на картинку, которая изображена у вас на листе. По ходу моего рассказа вам нужно будет соединить стрелками планеты и богов в честь которых они названы.

Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты, в отличие от звезд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - являются газовыми.

Меркурий. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Цвет планеты серый. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней.

Венера. Вторая от Солнца планета Венера носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее ещё называют «утренней звездой». Цвет планеты характерен бледно-желтый окрас атмосферы и коричнево-красная поверхность.

Земля. Следующая планета Земля. Единственная планета, названная не в честь бога. Планету назвали так потому, что все ее население могло жить только благодаря тому, что произрастает в земле.

Наша планета из космоса кажется голубой. Океаны и атмосфера придают нашей планете характерный оттенок. Однако, если смотреть на континенты, то вы увидите коричневые, желтые и зеленые цвета.

Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет естественный спутник.

—  Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна.)

Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красно-оранжевый цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника — Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас — так звали сыновей бога войны).

Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами, или планетами земной группы.

Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер — самая большая в Солнечной системе. Состоит главным образом из различных газов. Цвет планеты оранжевый с белыми элементами. Она названа в честь самого главного древнеримского бога Юпитера.

Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн — вторая по величине после Юпитера. Планета имеет бледно-желтый цвет с тонкими оранжевыми полосами в экваториальной области. Она названа в честь древнеримского бога земледелия (позднее — бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древнегреческого бога неба. Цвет ее зеленовато-голубой из-за наличия в его воздухе метана и других простых углеводородов. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

Нептун. Планета носит имя древнеримского бога морей. Цвет планеты сине-голубой, более насыщенный, чем оттенок его соседа Урана, с темно-синими пятнами гигантских атмосферных вихрей. Температура на поверхности Нептуна составляет —200 "С.

Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

—  Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия.

V. Первичное закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Используя текст учебника, выполним задание 2 на с. 8 рабочей тетради.

 (Ученики выполняют задание.)

VI. Физкультминутка

Космос

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)

Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте)

VII. Работа по новой теме

— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте вопрос, на который нужно ответить. (Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года?)

— Проанализируйте схемы, постарайтесь ответить на эти вопросы.

— Как мы можем проверить, кто оказался прав? (Воспользоваться текстом учебника.)

Учитель рассказывает информацию из учебника.

— Итак, отчего на Земле сменяются день и ночь? (Это происходит оттого, что Земля вращается вокруг своей оси.)

— Отчего на Земле сменяются времена года? (Это происходит из-за того, что земная ось расположена наклонно, и из-за вращения Земли вокруг Солнца.)

— Какие выводы о природных явлениях, связанных с движением Земли в космическом пространстве, можете сделать? (Смена дня и ночи — вращение Земли вокруг своей оси (сутки). Смена времен года — вращение Земли вокруг Солнца (год).)

VIII. Подведение итогов урока

Что вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Для чего нам нужны эти знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Планеты" 2 класс Система Л.В.Занкова

Урок изучения и первичного закрепления знаний. В структуре урока реализован принцип обучения на высоком , но доступном уровне. На уроке создаётся ситуация успеха....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Планеты Солнечной системы"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс 1 часть "Планеты Солнечной системы"...

Презентация к уроку по окружающему миру по теме"Планеты Солнечной системы".

Тема: Планеты Солнечной системыТип урока урок усвоения новых знаний Образовательные ресурсы: учебники, рабочая тетрадь, презентация, электронное приложение к учебнику, теллурий.Цели: познакомить ...

Конспект урока по окружающему миру по теме - планеты солнечной системы

Конспект урока по окружающему миру по теме - планеты солнечной системы (4 класс)...

конспект урока окружающего мира по теме "Планеты солнечной системы"

ЦелидеятельностиучителяСпособствовать формированию представлений о планетах Солнечной системы, о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года, первоначальных умений поиска необходимой инфор...