Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Великие люди России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Данную разработку можно использовать на уроке окружающего мира,  в 4 классе, по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_velikie_lyudi_rosii.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

окружающего мира в 4 классе

Тема урока: «Великие люди России».

Тип: изучение нового материала.

Цели деятельности учителя:

Создать условия для ознакомления учащихся с историей возникновения города Санкт-Петербурга; способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; способствовать формированию представлений учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; способствовать формированию представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, показав его вклад в развитие России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, к предмету.

Планируемые образовательные  результаты

Формируемые УУД:

Предметные:

- (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с картой, историческими документами, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира,  организовывать рабочее место.

Метапредметные:

познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные — развитие умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе.;

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Личностные - - сотрудничать с учителем и сверстниками через решение проблемных

вопросов, активно работать в малой группе

- творчески подходить к заданиям урока

- выражать в интерес к истории страны , проявлять чувство ответственности и долга перед Родиной.

Основное содержание темы

Петр I, его реформы. М.В. Ломоносов, его вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры. Екатерина Великая. Перемены в России в период правления Екатерины Второй.

Технологии, методы и формы работы

Урок спланирован с использованием мультимейдийных технологий и технологии развивающего обучения.

Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый, групповая, индивидуальная, фронтальная

Оборудование:

 Мультимедийная презентация, материал для работы групп, портрет Петра Первого, Екатерины Второй, М.В. Ломоносова, карта.

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Организационный момент.

Познание – великая страна

Как бесконечность глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в историческое путешествие по «реке времени». Пусть этот урок, подготовленный и проведенный совместными усилиями откроет вам много нового. Но сначала вспомним тему прошлого урока .

Читает стих

Настрой на урок

Личностные -устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Блиц опрос
  • Расскажите, какие опасности угрожали России в начале XVII в.
  • Что такое народное ополчение?
  • Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
  • В каком году первый из династии Романовых был избран на царство?
  1. Сообщения учащихся

 (Рассуждение «Кого мы называем патриотом?»

Могу ли я себя назвать патриотом России?»

Ученики приводят свои примеры патриотизма.)

Предлагает учащимся вопросы для обсуждения.

Организует работу в группах

Предлагает зачитать текст-рассуждение, высказать своё мнение.

Фронтальная работа: отвечают на вопросы учителя.

Работают в группах: актуализируют имеющиеся знания.

Зачитывают свои тексты-рассуждения.

Высказывают своё мнение.

познавательные —осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  1. Самоопределение к деятельности

- Что вы можете сказать, глядя на эти портреты?   (Высказывания учеников.)

  • Перед вами портрет Петра Великого, М.В.Ломоносова, Екатерины Второй. Что мы уже знаем?

- А что вы хотели бы узнать?

 

- Сегодня мы познакомимся с одними из самых известных русских людей, которые оказали большое влияние на историю России, превратив ее в одну из великих держав мира.

Уточнение значения слова: «преобразование»

Преобразователь - тот, кто коренным образом изменяет, преобразует что-либо.

Учитель показывает репродукции портретов Великих людей.

Организует постановку целей урока учащимися.

Учитель записывает вопросы на доске.

Уточняет лексическое значение новых слов.

Высказывают и объясняют свое мнение.

  Формулируют цели урока.

познавательные —самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

III. Открытие нового знания.

Работа в группах.

Вопросы  для первой группы

1. В какие годы царствовал Петр I? (с 1682 г. по 1725 г.)

2. Какие преобразования произошли в России при ПетреI? (новый календарь, новая печатная газета, музей, новые заводы, города, военно-морской флот)

3. Какой город на  Неве построил Петр I и зачем? (для успешного развития большой торговли с зарубежными странами, России был нужен выход в Балтийское море и Европу)

Сообщение про Петра Великого

Вопросы  для второй группы

1.В каком году и где родился М.В.Ломоносов? (в 1711 г. неподалеку от города Холмогоры)

2.Чем занимался отец М.В.Ломоносова вместе с сыном? (рыболовством на судне «Чайка»в Белом и Баренцевом морях)

3.Во сколько лет Ломоносов ушел в Москву? (в конце 1730 г. в 19 лет)

4. Какие трудности учебы возникли у М.В. Ломоносова? (над ним потешались одноклассники, т.к. он был старше всех. Ему не хватало денег)

5.Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию)

6. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, астроном, географ, историк, поэт, художник)

Сообщение про В.М. Ломоносова

Вопросы для третьей группы

1.В какие годы правила Екатерина Вторая? (с 1762 г. по 1796 г.)

2.Какие преобразования произошли при Екатерине Великой? (В городах появились народные училища, воспитательный дом – приют для сирот и детей бедняков. Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей. В территорию России вошел полуостров Крым, был основан город Севастополь.. В 1785 году Екатерина Вторая издает «Жалованную грамоту дворянству»

  • Дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы»
  • Подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.

Сообщение про Екатерину Великую

Организует работу с текстами: предлагает изучить материал о Петре I, М.В.Ломоносове, Екатерине Второй. (Работа по учебнику ( 1 гр. с. 94-100), ( 2 гр. Стр.101-104) (3 гр. 105-111)

энциклопедии«Я познаю Мир. История России», детским познавательным журналам.) Организует и контролирует работу учащихся в группе.

Работают в группах: самостоятельно читают текст в учебнике; готовят ответы на предложенные вопросы.

коммуникативные —развитие умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия

IV. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся

(Выступления групп.)

Сообщение про Петра Великого

Сообщение про В.М. Ломоносова

Сообщение про Екатерину Великую

Представляют результаты работы (отвечают на вопросы).

Предметные:рассказывать о реформах Петра I; понимать роль деятельности Петра I в истории России; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; знать год основания Санкт-Петербурга; оценивать исторические события.

V. Физкультминутка

«Веселые факты» (В свое время, чтобы солдаты могли различать где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. При занятиях строевой подготовкой отдавались команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.

Организует отдых учащихся

  1. Работа по новой теме.

  1. Практическая работа с  исторической картой.

Задание для первой группы.

Найти город построенный на реке Неве.

Показать территорию России к концу XVII века.

Показать территории вошедшие в состав Российской империи в  XVIII веке.

Задание для второй группы.

Найти на карте родину М,В, Ломоносова. Представить себе путь Ломоносова до Москвы.

Задание для третьей группы.

Найти на карте территорию и границу России в конце XVIII века.

Какие сведения сообщает карта об экономике России в конце XVIII века.

  1. Работа в карточке. Когда произошли эти события соединить стрелками.

 

Организует работу с исторической  картой.

Предлагает учащимся вопросы.

Организует обсуждение

 

Выполняют задания в рабочей тетради.

Работают с исторической картой: определяют, какие территории вошли в состав России при Петре 1, находят Санкт-Петербург, находят родину Ломоносова, показывают территорию и границу в XVIIIвеке, высказывают свои предположения.

Высказывают своё мнение, дают оценку историческим событиям, делают выводы.

Предметные:рассказывать о реформах Петра I; понимать роль деятельности Петра I в истории России; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; знать год основания Санкт-Петербурга; оценивать исторические события.

VI. Подведение итогов урока

  • Давайте вернемся к началу урока. На какие вопросы мы теперь сможем ответить? Какие вопросы остались без ответа?

Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь за помощью в библиотеку.

  • Какие знания мы открыли?

Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.

Высказывания детей.

регулятивные —формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.

VII. Рефлексия

Прием «Синквейн»

Существительное «Кто?»

Прилагательное «Какой?»

Глаголы « Что делал?»

Предложение.

Вывод.

Комментарий учителя.

Самооценка.

регулятивные —оценивать качество и уровень усвоения материала.

Домашнее задание

  1. Прочитать текст на с. 94—111 учебника.
  2. По желанию из Интернета чему учат студентов в наши дни в МГУ имени М,В.Ломоносова;
  3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить рассказ-биографию А.В. Суворова или Ф.Ф. Ушакова.

Дата проведения: 10.11.2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока по окружающему миру 2 класс

Конспект урока по укружающему миру на тему " Физкультура" написан в полном соответсвии требований ФГОСС. Описанны деятельность учителя  и ученика.Прописаны все этапы урока....

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Весна - пробуждение природы"

Здесь помещена технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса  по теме "Весна - пробуждение природы" с использованием разных методов и приемов обучения....

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру 4 класс " Школа России"

Тема«Страна городов»Цель урокаформирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение у...

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" УМК "Школа России" 3 класс

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" УМК "Школа России" 3 класс...