Открытый урок окружающего мира, 3б класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Анкудинова Ольга Николаевна

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие веществ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mira_3b_1.docx30.59 КБ
Файл samoanaliz_uroka_ork.mir_3b.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Класс:3б

Тема:  Разнообразие веществ.

 Цель урока: Познакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота)  и их свойствами.

Планируемые результаты.

Предметные результаты. 

Третьеклассники узнают, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД. 

Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД. 

Определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока, проговаривать в логической последовательности свои действия, учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД. 

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение работать в группе, парах.

Личностные результаты. 

Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, обучение  проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Необходимое оборудование: компьютер, презентация, «Окружающий мир» А. Плешаков. Учебник  для общеобразовательных учреждений. 3 класс.   Ч. 1. .М.: «Просвещение», 2012 г., таблицы, вещества (соль, сахар, лимонная кислота, крахмал), продукты для практической работы  (картофель, яблоки, хлеб),  разбавленная настойка йода, пипетка.

                                                 

Ход урока:

I. Организационное начало урока. (дети сидят в группах)

II. Актуализация знаний.

1.Индивидуальная работа по карточкам.

1) Подчеркни красным карандашом твёрдые вещества, синим – жидкие, зелёным – газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.

2) Укажи стрелками, что относится к телам, а что – к веществам.

Тела

гвоздь

железо

медь

проволока

ложка

алюминий

Вещества

2.Фронтальный опрос.

- Что такое тело? Какие бывают тела? Назовите на рисунке искусственные и естественные тела.    (слайд 2)

- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.

- Из чего состоят вещества? (из частиц)

- Какая наука изучает вещества? Прочитайте текст на карточке и назовите эту науку. (химия)

- Россия славится своими учёными-химиками. (слайды 3, 4, 5)  Открытия Дмитрия Ивановича Менделеева,  Николая Дмитриевича Зелинского, Александра Порфирьевича Бородина известны во всём мире. Но самым первым русским учёным-химиком был Михаил Васильевич Ломоносов. Послушайте рассказ о нём.    (Выступает заранее подготовленный ученик)       (слайд 6)

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году (слайд 7). Он был сыном крестьянина деревни Денисовки, Холмогорского уезда, Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе (слайд 8).   Мальчик по собственному желанию выучился грамоте и, будучи от природы очень любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлась славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра 1; Ломоносов выпросил их и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Ему очень хотелось учиться дальше (слайд 9).  Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь пешком с обозом мороженой рыбы ушел из дома в Москву (слайд 10). В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (детям крестьян туда доступа не было). Ломоносова, несмотря на взрослые лета – 19 лет, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка – международного языка науки того времени (слайд 11). Нелегко пришлось ему на первых порах. По возрасту он был старше других учеников, которые смеялись над ним. Не хватало денег на жизнь. Но Ломоносов  с жаром принялся за учение и через полгода был переведен в следующий класс.  

За пять лет он прошел курс академии, выучился латинскому и греческому языкам (слайд 12). В 1735 году его, как одного из лучших учеников, отправили на учебу в Петербург, а затем в Германию. Ломоносов прожил за границей около 4 лет и все это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованию. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. По возращении на родину Ломоносов был определен профессором в Петербургскую академию наук (слайд 13).

Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается  первым русским ученым (слайд 14).  Он основал первый в России университет. Сейчас Московский государственный университет – один из лучших в мире с  гордостью носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

III. Самоопределение к деятельности 

- У каждого из вас есть любимая мамочка. А за что вы её любите?

- В какой комнате она проводит больше всего времени? Почему?

- Сегодня на уроке мы тоже побываем на маминой кухне. Как вы думаете, что нас там будет интересовать?   (Вещества).

- Действительно. Мы с вами сегодня будем говорить о веществах, которые есть на каждой кухне, и научимся их описывать. Тема урока «Разнообразие веществ»

IV. Работа по теме урока

1.Беседа.

- Посмотрите на вещество, лежащее перед вами, и назовите его.    (Соль)

- По каким признакам вы это определили? (Белого цвета, твёрдая, кристаллическая, солёная, нет запаха)

- Отметьте эти признаки в таблице на доске.

-Что произойдёт, если насыпать соль в стакан с водой? Проделайте опыт в группе. (Растворится).

-  Отметим это свойство в таблице.

- А теперь расскажите о соли, используя записи на доске.

- Послушайте рассказ об истории соли, о способах её добычи и об обычаях, связанных с ней.   (Сообщение ученика)

 Поваренная соль – это одна из минеральных солей, встречающихся в природе (слайд 15). Люди используют соль в пище по крайней мере последние 10 тысяч лет – с тех пор как человек впервые посолил свой кусок мяса. Около 5 тысяч лет назад китайцы обнаружили, что засоленная еда дольше хранится – теперь для долгой и холодной зимы у людей всегда были запасы еды. Со временем соль стала ценностью, предметом торгового обмена. В некоторых странах были деньги из соли (слайд 17). Любую покупку можно было оплатить кусками соли.

Потом выяснилось, что запасы соли в природе огромны (слайд 17-18).  

В древние времена с солью было связано много обычаев (слайд 19).

-Прочитайте текст в учебнике стр.41 (под рисунком) и ответьте на вопрос:

-Где встречается поваренная соль?

- По старинному русскому обычаю дорогих гостей встречали хлебом-солью. Соль всегда была символом верности, дружбы и богатства

        - Посмотрите на следующее вещество. Как оно называется? По каким признакам определили? (Белого цвета, твёрдый, кристаллический, сладкий).

        - Запишем данные в таблицу.

- Что произойдёт, если насыпать сахар в стакан с водой? Проделайте опыт. (Растворится).

-  Допишем это свойство в таблицу.

- А теперь расскажите о сахаре, используя записи таблицы.

-Откуда на нашем столе берётся сахар? Прочитайте на стр.42 1-й абзац.(слайды 19-23)

-Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкими снадобьями. Его принимали только как лекарство: очень дорого стоил.

-Сейчас сахар может купить каждый. В нашей стране сахарной свёклой засеваются огромные поля. Осенью свёклу собирают и вывозят на сахарные заводы, где из неё делают сахар.

- Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.

- Какие ещё сладкие вещества встречаются в природе?     (Глюкоза).

- Где в природе встречается глюкоза?     (В различных частях растений, особенно много её в плодах винограда и в виноградном соке)  (слайд 24).

V. Физкультминутка

- Наше путешествие по кухне продолжается. Если я называю вещество, которое встречается на кухне, то вы приседаете, а если называю тело, то поднимаете руки вверх.

Кастрюля, вода, природный газ, ложка, молоко, сковорода, чайник, соль, сахар, вилка.

VI. Продолжение работы по теме урока

- Есть ещё одно вещество белого цвета, которое можно найти на кухне. Посмотрите внимательно и попробуйте его узнать.

- Прочитайте в учебнике на стр.42 3-й и 4-й абзац.     (Крахмал).

- Для чего используют крахмал?  (Для приготовления киселя).

- Рассмотрите его внимательно и запишем его свойства в таблицу. Проделайте опыт, растворяется ли крахмал в воде так же, как соль и сахар?. (Белого цвета,  безвкусный, плохо растворяется в воде). Расскажите о крахмале, используя  записи.

- Ребята, крахмал – одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Практическая работа в Рабочей тетради. Стр.26

– Сейчас мы попробуем определить: в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет.

 Работа в группах.

 Каждая группа получает разрезанные на кусочки картофелины, яблоки, хлеб.

 – Проведите опыт: описание в

-По ходу работы заполняйте таблицу.

- Какие же из представленных продуктов содержат крахмал? (Картофель, хлеб).

- В каких из представленных продуктов крахмал отсутствует? (В яблоках).

- Давайте познакомимся с ещё одним веществом на кухне – это лимонная кислота.

 – Кто из вас знает, для чего она находится на кухне? Прочитаем вслух в учебнике с.43-44 о том, в каких ещё продуктах содержатся кислоты.

 – В каких же продуктах содержится кислота? (В яблоках, в молоке, в щавеле).

 – Каково общее свойство этих веществ? (Кислый вкус).

 – Как с ними нужно обращаться?  (Очень осторожно, потому что при попадании на кожу они могут вызвать ожоги).

- Какая кислота особенно опасна?  (Уксусная кислота). (слайд25)

– А что такое кислотные дожди? Как они образуются?

- Чем опасны кислотные дожди?

-Есть животные и растения, которые используют кислоту для защиты. Это… Посмотрите на стр.45.

- Итак, сделаем вывод по уроку стр.45.Прочитаем.

VII. Рефлексия

Тест «Разнообразие веществ».   (каждой группе по вопросу)  (слайды 26-46)                                                        

  1. Какая наука изучает вещества?
  • Экология
  • Биология
  • Химия
  1. Какое вещество в природе встречается в виде камня?
  • Соль
  • Сахар
  • Крахмал
  1. Какое вещество добывают из тростника и свёклы?
  • Соль
  • Сахар
  • Крахмал
  1. Плоды  какого растения богаты глюкозой?
  • Апельсина
  • Груши
  • Винограда
  1. Каким веществом удобряют растения?
  • Солью
  • Сахаром
  • Крахмалом
  1. Какое вещество добавляют, когда варят кисель?
  • Соль
  • Кислоту
  • Крахмал
  1. Какое вещество  может быть лимонным, яблочным и щавелевым?
  • Соль
  • Кислота
  • Крахмал
  1. Какое вещество может быть опасно для здоровья человека?
  • Соль
  • Кислота
  • Крахмал

  1. В каком продукте нет крахмала?
  • В яблоке
  • В хлебе
  • В картофеле

  1.  Какие дожди вредны для растений?
  • Грибные
  • Грозовые
  • Кислотные

VIII. Подведение итогов урока

- О каких веществах мы сегодня говорили?

- Какие свойства у них похожи?

- Как определить наличие крахмала в продукте?

-Оценки получите в Р.Т. за Практическую работу.

IX.Домашнее задание

Прочитать текст на с. 41 – 45, ответить на вопросы на с. 45, РТ стр.25

Вещество

Цвет

Запах

Вкус

Растворимость



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока окружающего мира  по теме: «Разнообразие веществ», 

Класс 3.  УМК «Школа России» .ФГОС

Тема урока:"Разнообразие веществ"

Тип урока: "открытие " новых знаний,  урок - исследование объекта и понятия. Анализируемый урок второй  в разделе «Эта удивительная природа» Уровень подготовки класса – средний.

Цель урока: Познакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота)  и их свойствами.

Планируемые результаты.

Предметные результаты. 

Третьеклассники узнают, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД. 

Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД. 

Определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока, проговаривать в логической последовательности свои действия, учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД. 

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение работать в группе.

Личностные результаты. 

Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, обучение  проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать 

урок динамичным,  оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися,  наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации); практические (работа с карточками, проведение опытов); по виду учебной деятельности: проблемнопоисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем). Основной метод обучения: исследование. Основной структурный элемент: постановка проблемы путём проведения опытов, формулирование выводов, заполнение таблицы.

Ожидаемые предметные результаты.

 Учащиеся научатся:  

определять с помощью наблюдений и опытов свойства веществ;  анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект, называя его 

существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты и делать выводы. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.

Учащиеся получили представление о  разнообразии веществ,  их свойствах,  учились рассуждать, логично излагать свои мысли.  Выбранные учителем формы и 

методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. 

Общение  учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.  Урок соответствует требованиям ФГОС. По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и 

задачи урока. 

.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Вариант №1

 

 

Данный  урок  (по предмету ... ) является уроком №…  в системе уроков по разделу … Тема урока: (назвать тему…)

Цели урока: образовательные…, воспитательные…, развивающие….

В данном классе я поставила следующие задачи (указать задачи), направленные на формирование УУД (личностные:…, познавательные: …, коммуникативные: …, регулятивные: …)

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:. .

Это урок (указать тип урока). 

Он включал в себя (указать количество) этапов (структура урока).

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (назвать 1 или несколько технологий) и использовала их на следующих этапах урока (указать этапы урока).

Чтобы добиться цели урока, я подобрала … (содержание урока: примеры, вопросы, задания), соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.).

В ходе урока была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствуетне соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное/нерациональное.

Мне удалось/не удалось уложиться по времени.

Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).  

Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".

Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"

Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"

Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...