Статья на тему "Архитектура Древней Индии"
статья по окружающему миру (3 класс)

Солодских Татьяна Борисовна
Одной из самых самобытных цивилизаций Востока была индийская. Ее вклад в общую
культуру человечества поистине огромен. Уже в древности об Индии знали как «о стране
мудрецов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhitektura_drevney_indii.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Архитектура Древней Индии

Древность индийской цивилизации

 Одной из самых самобытных цивилизаций Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистине огромен. Уже в древности об Индии знали как «о стране мудрецов».

С очень раннего времени она находилась в тесных историко-культурных контактах со многими странами Востока и античным миром. Достижения индийской цивилизации оказали значительное воздействие на арабскую и иранскую культуры и науки. Многие античные писатели и философы стремились посетить Индию, чтобы познакомиться с ее оригинальными учениями о мироздании и месте в нем человека.

Древнейшая индийская цивилизация, получившая название хараппской или протоиндийской была открыта археологами в начале прошлого ХХ века. Перед изумленными глазами ученых предстала яркая культура, с развитыми городами, домами, оснащенными водопроводом (это в то время когда в Европе народ еще в пещерах местами жил), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первым был раскопан старинный индийский город Хараппа, который и дал название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и множество других древних поселений того времени.

Территория древней Индии того давнего периода располагаюсь по долине реки Инда и его притоков, и будто бы ожерельем охватывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.

Памятники архитектуры

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, и потому до наших дней эти архитектурные памятники не сохранились. Огромный дворец маурийского царя Чандрагупты был построен из дерева, и раскопки, которые проводили индийские археологи в столице его империи Паталипутре, открыли лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого времени представлена пещерными комплексами, храмами (индуистскими, буддийскими и джайнскими) и ступами— каменными сооружениями, в которых, согласно традиции, хранились реликвии Будды.

Из пещерных комплексов самыми впечатляющими являются комплекс в Карле (около Бомбея) и в Эллоре (недалеко от Аурангабада). Огромный пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. В центральном зале — монолитные колонны, большое число скульптур и ступа для поклонения. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение нескольких веков.

К V в. н. э. относится наземный индуистский храм в Санчи — один из лучших образцов архитектурного искусства Древней Индии. Широкую известность получила и буддийская ступа в Санчи, окруженная воротами и оградой. Резные украшения ворот говорят об утонченном мастерстве их авторов, сюжетно они связаны с буддийскими рассказами о жизни Будды.

Скульптура

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были

  • гандхарская (Северо-Западная Индия),
  • матхурская (в долине Ганга),
  • школа Амаравати (в Андхре).

Большинство из дошедших до нас скульптур культового характера, но наряду с религиозной существовала и светская скульптурная традиция. В Древней Индии были созданы специальные руководства по скульптуре, которые содержали правила создания статуй, прежде всего для храмов и других культовых сооружений.

Гандхарская

В гандхарской школе заметно сочетание различных традиций: местной буддийской, греко-римской и среднеазиатской. Многие гандхарские скульптуры столь отличаются от индийских образцов, что ученые выдвинули теорию о римском или эллинистическом происхождении этой школы. Однако определяющим все же оставалось местное индийское искусство. Гандхара дает нам образцы очень ранних изображений Будды, что было, очевидно, связано с доктриной махаяны, где сложилось представление о Будде как о боге. Раньше Будда в образе человека и бога не изображался, а обозначался различными символами: дерево Бодхи (по традиции принц Сиддхартха достиг под этим деревом «просветления»), колесо (намек на буддийское учение о круговороте жизни). Махаянская доктрина повлияла и на появление статуй бодхисатв.

Матхурская

В матхурской школе, расцвет которой совпадает с Кушанской эпохой, особое значение получает светская струя наряду со скульптурными композициями чисто религиозного характера — целая галерея светских персонажей представлена статуями кушанских правителей и меценатов. Очень рано в матхурской скульптуре появляются изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптурные образцы говорят о влиянии даже хараппских традиций (фигуры матери-богини в терракоте, местные божества и т. д.).

Школа Амаравати

По сравнению с Гандхарой и Матхурой школа Амаравати воплотила наряду с буддийской традицией и некоторые элементы традиций юга страны; эти художественные каноны были сохранены и в более поздних южноиндийских скульптурах. Амараватская скульптура оказала воздействие на искусство Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии.

Отличительные черты

Чем же отличается от других архитектура Древней Индии? Кратко описать её особенности можно следующими словами: форма, цвет и полная гармония построек с окружающим пространством и их монументальность. Большое внимание архитекторы уделяли мельчайшим деталям отделки: украшениям на стенах, потолке и даже на крыше. Благодаря этому сооружения, сохранившиеся до наших дней, напоминают кружево, несмотря на свои размеры. Особенно это заметно, если смотреть на храмы и города издалека или с воздуха.

Особенности архитектуры Древней Индии заключаются также в сакральном смысле, заложенном в каждой детали постройки. Величественные храмы строились по единому плану, описанному в религиозной литературе. Но даже несмотря на это, каждое строение наполнено индивидуальностью. Где-то внешние внутренние поверхности стен содержат чувственные барельефные изображения, а где-то основным мотивом становится своеобразный рассказ о повседневной жизни крестьян, царей или даже богов.

Разновидности древних храмов

Самые древние храмы по архитектуре можно условно разделить на три группы:

  • Одноэтажные небольшие в форме круга или квадрата без надстройки.
  • Храмы, похожие на пещеры, обычно одноэтажные строения с апсидным закруглением.
  • Высокие здания (6-12 этажей), построенные в виде мировой горы, украшенной надстройкой-шикхарой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для учащихся 2 класса по математике (автор Л.Г. Петерсон) " Такая загадочная Индия"

Данная презентация создана на уроках проектной деятельности учащимися 2 класса. Мотивирующим фактором стал урок математики, где в одном из заданий после ряда решённых примеров получалось слово "Индия"...

Презентация "Индия"

«Индия — колыбель человеческой расы, колыбель человеческой речи, мать истории, бабушка легенды, и прабабушка традиций. Наши самые ценные и наиболее важные из материалов в истории человечества хранятся...

Балачаклар кире кайтмас инде,ләкин без бит кайта алабыз!

"Туган телем - шагыйрьләр теле" фәнни- эзләнү эше. Балалар шагыйре Роберт Миңнуллин иҗатына багышлана....

Географическое положение Индии

Урок окружающего мира -4 класс. Цель: познакомить учащихся с государством Индии, её растительным и животным миром...

Древняя Индия (презентация)

Презентация к уроку истории в начальной школе....

Презентация для кружка ИЗО "Культура Древней Индии".

Презентация для кружка ИЗО "Культура Древней Индии"....