Урок окружающего мира во 2 классе "Строение тела человека" "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Данный  урок разработан для второго класса по УМК «Школа России». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок с презентацией.  Для реализации поставленных целей использован деятельностный подход. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stroenie_tela_cheloveka.docx43.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

УМК:  «Школа России»

2 класс

Тема

 Строение тела человека

Тип урока:  

Урок изучения  нового  материала и первичного закрепления 

Цели урока

Формировать первоначальные представления детей о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

- научатся показывать расположение внешних и некоторых внутренних органов человека , а также познакомятся с функциями этих органов;

- учащиеся научатся использовать в речи слова «части тела», «органы».

  1. Личностные: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
  • Регулятивные: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения своих действий.
  • Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
  • Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Ресурсы:

- основные,

– дополнительные

А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2класс. Часть 2. М.: «Просвещение» 2018г.

- карточки,  презентация к уроку, макет человека, Интернет- ресурсы

Основные понятия

Внешнее строение. внутренние органы, мозг, сердце, желудок, печень, легкие

Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты УУД

I

Мотивация к учебной деятельности

Цель: 

проверка готовности учащихся,

их настроя на работу

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

Я верю, что у нас всё получится.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок – мы с вами научные сотрудники, а наш класс – научная лаборатория. Мы с вами будем проводить исследования.

Господа ученые,

- я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл с хорошим настроением,

- я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое,

- хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,

- сядьте те, кто готов к новым исследованиям.

- Итак, господа ученые, приступим к работе.

Положительный эмоциональный настрой на работу

Личностные УУД

Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Коммуникативные УУД

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II.

Актуализация знаний

Цель:

подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- Каждый из вас много раз смотрелся в зеркало, но как часто мы задумываемся о том, как устроен человек?

Учитель предлагает детям рассмотреть картинку с изображением самолёта (Слайд)

- Что вы видите на картинке?

- Как устроен самолет снаружи?

- То что мы видим снаружи, это внешнее строение самолёта.

- А что находятся внутри самолёта? (Слайд )

- То что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение самолета.

Учитель показывает часы. (Слайд )

- А что вы видите сейчас?

- Какие части часов вы видите?

- Это внешнее строение. (Слайд)

- А всё то, что нам не видно - находится внутри – это …(батарейки, механизм). Это внутреннее строение.(Слайд)

- Итак. Мы рассмотрели самолет и часы. Это разные или одинаковые предметы?

- Правильно эти предметы устроены по – разному, но что общее мы у них отметили?

- А как вы думаете, есть ли у человека внешнее и внутреннее строение?  

- Итак, что мы будем исследовать в нашей лаборатории?  

- На какие вопросы мы сегодня   с вами должны ответить?

- Молодцы! (Слайд)

Учащиеся смотрят на экран и отвечают на вопросы

- Самолёт.

- Есть крылья, хвост, иллюминаторы.

- Приборы, кресла для пассажиров,…

- Часы.

- Корпус, стекло, стрелки, циферблат.

- Разные

- Они имеют внешнее и внутреннее строение

- Да, есть

- Строение тела человека

- Какие органы относятся к внутренними строению?

- Где расположены внутренние органы?

- Какую работу выполняют?

Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Личностные УУД

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

III.

Совместное открытие новых знаний

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

- А давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме. Я начну, а вы продолжите

Быть у каждого должна

Очень умной …(голова) Слайд

Я верчу ей как умею

Голова сидит на …(шее) Слайд

На прогулку не забудь

Закрывать от ветра …(грудь) Слайд

Съел еду я всю и вот

Мой наполнился …(живот) Слайд

Животик, спинка, грудь –

Их вместе…(туловище) зовут. Слайд

Одна другой касается –

Хлопок получается (руки) Слайд

Бегут по дорожке

Резвые …(ножки) Слайд

- Внешнее строение тела человека мы вспомнили. А что у нас внутри?

- Внутри нашего тела находятся органы. Одни органы снабжают организм информацией об окружающем мире, другие – энергией, питательными веществами, кислородом, третьи – защищают от вредных веществ и бактерий, четвёртые – выводят из организма ненужные вещества.  А какие вы знаете внутренние органы?

Итак, уважаемые учёные, за работу! Давайте  попробуем разобраться, какие основные внутренние органы имеет человек. Для этого мы проведем исследования в группах. Каждая группа получает задание. Читает текст и составляет ответ по плану , определяет  расположение органа на макете человека (макет на доске)

План ответа:

1. Название органа

2. Где находится.

3. Какую работу выполняет

Классифицируют понятия «внешнее» и «внутреннее» строение человека

- Внутренние органы

Ответы детей.

Дети читают текст – задание, учебник. Изучают расположение внутренних органов, какую работу они выполняют.

Задают друг другу вопросы.

Личностные УУД

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Регулятивные УУД

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные УУД

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

Коммуникативные УУД

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

Физминутка

Живут мальчики, весёлые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою.

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик.

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось.

Как берёзонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Выполняют заданные действия

ЛичностныеУУД

Формируем умение беречь своё здоровье

Работа в группах

- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник первой группы  (выступает уч-ся).

  1. Головной мозг (Слайд) . Головной мозг  управляет работой всего организма. Располагается он внутри черепа. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, чувствами, движениями управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг – главный командный пункт организма. Что бы человек ни делал – всем управляет мозг.

 (Прикрепляют картинку головного мозга на макет человека)

- Ребята, о каком органе рассказал  нам сотрудник нашей  лаборатории ?, где он находится?, какую работу выполняет? (Слайд с карточками - сорбонками)

  1. Лёгкие (Слайд). Это насос, который перекачивает воздух. Легкие находятся в груди. У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на розовые губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох,  лёгкие наполняются воздухом и увеличиваются.

 (Прикрепляют картинку лёгких  на макет человека)

Учитель показывает опыт с губкой.

- Ребята, о каком органе рассказал  нам сотрудник нашей  лаборатории ?, где он находится?, какую работу выполняет? (Слайд с карточками - сорбонками)

  1. Сердце (Слайд). Это особый орган. Оно находится в груди в левой части. Работу сердца можно сравнить с работой мотора, движение сердца не останавливается ни на минуту, оно непрерывно гонит кровь по сосудам, заставляя её обегать всё тело.

(Прикрепляют картинку сердца на макет человека)

- Ребята, о каком органе рассказал  нам сотрудник нашей  лаборатории ?, где он находится?, какую работу выполняет? (Слайд с карточками - сорбонками)

  1. Желудок (Слайд). Главное отделение «внутренней кухни» - желудок. Он находится в верхней части живота, под рёбрами.  Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Когда пища опускается в желудок, она переваривается с помощью желудочного сока.

(Прикрепляют картинку желудка на макет человека)

Учитель проводит опыт с воздушным шариком.

- Ребята, о каком органе рассказал  нам сотрудник нашей  лаборатории ?, где он находится?, какую работу выполняет? (Слайд с карточками - сорбонками)

  1. Кишечник (Слайд). Дальше из желудка пища двигается в кишечник, который расположен под желудком. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он тянется почти на 8 метров, но свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе. Пройдя лабиринт кишечника, пища превращается в прозрачный раствор, который впитывается в кровь и разносится по всему организму.

(Прикрепляют картинку кишечника на макет человека)

Опыт  с 8-ми метровой веревкой.

- Ребята, о каком органе рассказал  нам сотрудник нашей  лаборатории ?, где он находится?, какую работу выполняет? (Слайд с карточками - сорбонками)

  1. Печень (Слайд). Печень находится с правой стороны от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Печень очищает наш организм от вредных веществ, которые могут случайно попасть в наш организм. Печень всё перерабатывает и выводит из организма.

(Прикрепляют картинку печени на макет человека)

- Ребята, о каком органе рассказал  нам сотрудник нашей  лаборатории ?, где он находится?, какую работу выполняет? (Слайд с карточками - сорбонками)

Учитель показывает опыт с цветными конфетами. Вызывается один ученик, учитель сбрызгивает его руки водой и дают  подержать в руки цветные конфеты. Потом убирают конфеты и показывают детям. Это пищевой краситель и его употреблять в пищу, но только в небольших  количествах, переедать такие конфеты врачи не рекомендуют. Наша печень  защищает наш организм от вредных веществ  и очищает кровь от них же.

Выступления детей сопровождаются показом внутренних органов на макете.

Слушают, анализируют и усваивают новый материал.

Ответы детей.

Личностные  УУД: уметь работать с информацией

Коммуникативные УУД:

отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Предметные УУД: учащиеся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему и внутреннему строению; учатся определять на своём теле места их расположения

Регулятивные УУД: осуществление выбора (будет активен или пассивен)

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

V.

Первичное закрепление

Загадки об внутренних органах.

Органы – моя семья

Управляю ими я. (Головной мозг) (Слайд)

Если человек отравлен и не свежая еда

Яды в организме я обезврежу всегда. (Печень) (Слайд)

Мы воздух в себя впускаем

И никогда не отдыхаем (Лёгкие) (Слайд)

Висит мешочек небольшой:

То полный, то пустой.

В него вагончики бегут,

Пищу, жидкости везут.

Готовит пищу, нас питает,

А что не нужно выгоняет (Желудок) (Слайд)

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце) (Слайд)

По длинной извилистой трубке

Двигается еда.

Но после того как переварится,

Удаляется из организма она (Кишечник) (Слайд)

Отгадывают загадки

Личностные УУД:

Формируем умение  перерабатывать полученную информацию 

РегулятивныеУУД:

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

ПознавательныеУУД:

Формируем способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Перед вами бумажные макеты фигуры человека и его внутренних органов. Ваша задача, указатель правильное положение органа, уложив его  и наклеив в соответствующее место на макете человека.

Работают в группах, сравнивают свои ответы с презентацией

РегулятивныеУУД:

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные УУД:

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

ЛичностныеУУД:

Формируем умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

VII.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Вот и подошла наша работа к концу.

- Ребята,  мы с вами провели исследование и узнали о внутреннем  строении  человека.

- О том, как правильно следить за своим здоровьем мы

поговорим на следующем уроке.

Дайте, пожалуйста, самооценку своей работы на уроке, закончив утверждения.  (Слайд )

- Вернёмся к вопросам, которые ставили перед собой в начале урока.

- Какие органы относятся к внутренними строению?

- Где расположены внутренние органы?

- Какую работу выполняют?

- Научиться определять внутренние органы на своём теле.

- Ребята, мы ответили на поставленные вопросы?

Оцените свою работу.  Перед вами лежат смайлики. Если вы хорошо уяснили тему сегодняшнего урока и можете научить других – возьмите весёлый смайлик

А если вы не поняли тему, не справились с заданием сегодняшнего урока – возьмите грустный смайлик. Покажите, какой смайлик  вы выбрали.  Хорошо! А я говорю всем спасибо за урок. И благодарю активных своих помощников пятёрками.

Высказывания детей

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VIII.

Домашнее задание

Учебник стр. 4 – 7, рабочая тетрадь стр. 3 № 1, 2, 3.

Дети записывают домашнее задание в дневник

Интернет ресурсы

http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv14.htm

https://pandia.ru/text/78/336/1730.php

https://infourok.ru/fizkultminutki-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-3054652.html

https://znayka.pro/uchebniki/2-klass/okruzhayushhij-mir-2-klass-v-2-ch-chast-2-pleshakov-a-a/

https://ru.depositphotos.com/180620986/stock-illustration-human-body-internal-parts-organs.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Тела. Вещества. Частицы"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Тела, вещества, частицы"...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...