"Как путешествует письмо"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Ситдыкова Гузалия Ришатовна

Открытый урок по окружающему миру на тему "Как путешествует письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_puteshestvuet_pismo_otkrytyi_urok.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Ситдыкова Гузалия Ришатовна

Класс: 1 «Г»

Тема: «Как путешествует письмо?».

Цель: знакомство детей с работой почты, видами почтовых отправлений.

Задачи:

Дидактические: сформировать у детей представления о том, как путешествует письмо;

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование:  учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков,  раздаточный материал, презентация, проектор, интерактивная доска, компьютер.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, проблемный, фронтальная, индивидуальная, парная работа.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинаем мы урок.

Глазки шире открываем.

Смотрим  – все запоминаем!

Ни минуты не теряем!

И гостей всех приглашаем!

Пожелайте друг другу удачи. Для этого посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему! А я вам  желаю  отличного настроения. Я желаю Вам, чтобы на нашем уроке  у вас все получилось.

Тихо, как мышки, садятся девочки, так же тихо, как мальчики, садятся мальчики.

Дети желают друг другу удачи.

Актуализация знаний.

Какой долгожданный  волшебный праздник приближается, кто знает?

У вас на столах лежат карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова,  с помощью которых вы догадаетесь, что за праздник Вас скоро ждет. Для этого вам нужно будет поработать в парах.

Давайте вспомним правила работы в парах.

Верно, ребята! А что за праздник связан с данными словами?

Молодцы! А кто является главным волшебником на Новый год?

А как Дед Мороз узнает о подарках, которые очень ждут дети? Как отправим Деду Морозу наши пожелания?

Ребята, а раньше вы писали письма? Давайте на нашем уроке попробуем  это сделать!

Дети называют правила работы в парах.

Дети отгадывают слова Дед Мороз, снег, ёлка, подарки.

Новый год!

Дед Мороз!

Позвоним по телефону, послать сообщение по Интернету, послать письмо

Да,  мы писали.

Определение темы и цели урока.

Как же наши красочные листочки с пожеланиями попадут к дедушке? Разве листок может путешествовать?

Возможно, нужно произнести какое-нибудь заклинание, чтобы письмо оказалось у Деда Мороза?

Какие вы молодцы!

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

На нашем уроке мы научимся писать письма и отправлять их, а также узнаем, как оно путешествует.

А поможет нам в этом наш гость.

(Новогодний звук… На презентации появляется новогодний эльф)

Нет, заклинание нам не поможет.

Нам надо написать письмо, положить его в конверт, наклеить марку, заклеить конверт, подписать индекс на конверте и обязательно написать адрес и отправить его.

Мы будем говорить о письмах.

Физминутка

Прежде чем продолжать знакомство с письмом, Наш Эльф предлагает вам немного отдохнуть.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли,

В пояс поклонились.

Наклонились,  выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Молодцы, садитесь!

Выполняют движения

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

Ребята, а что такое письмо?

Ребята, как вы думаете, всегда ли люди общались с помощью писем?

Для того чтобы узнать, как люди общались в древности, у вас на столах лежит карта, на ней есть пропущенные места. Вам нужно послушать мой рассказ и восстановить пропущенные места.

Верно, ребята.

С давних времён люди обменивались информацией. Сначала посылали известия дымом от костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб.

Позднее стали посылать гонцов с устными сообщениями, потом стали писать письма.

Чтобы сохранять в тайне содержание письма, люди стали складывать бумагу текстом внутрь и запечатывать.

Что нужно людям, чтобы написать письмо?

Ребята, мы же с вами совершенно  забыли написать письмо Дедушке Морозу! Непорядок!

Письмо - это написанный текст или рисунок, который мы отправляем человеку.

-Нет, не всегда.

Слушают историю возникновения письма.

Лист бумаги, где напишем пожелания, ручка, цветные карандаши и конверт.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Нарисуйте то, что вы больше всего желаете и подпишите от кого.

(На столе у детей лист бумаги, все рисуют свои рисунки-пожелания.)

Ребята, можем ли мы отправить письмо в таком виде?

Почему мы не можем отправить письмо в таком виде?

Что сделаем дальше?

Что такое конверт?

Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг.

У вас на столах лежат конверты. Посмотрите на них внимательно.

Найдите слова "От кого".

Как вы думаете, что надо написать рядом с ними?

Как он называется?

Отправитель" - Это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит). В нашем случае кто будет отправителем?

Что напишем?

(учитель на доске работает на своем большом конверте)

Посмотрите на графу «Кому». Кто это?

Как он называется?

"Адресат" - Это тот, кто получает письмо" (тот, кому оно адресовано)

В нашем случае кто будет адресатом?

Что напишем?

(учитель на доске работает на своем большом конверте)

Что еще заметили на конверте?

Это место нужно для записи Индекса. А что такое индекс – нам расскажет наш помощник  - сказочный Эльф Рудольф.

«Индекс" - Это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем.

В России принята шестизначная система цифр в индексе:

первые три цифры - это код города, ещё три - номер почтового отделения.

Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина.

Поэтому цифры должны быть определенного образца.

Что еще должно быть на конверте?

Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие .Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты. Ценность марки зависит от того, насколько она редка, когда была выпущена и в каком количестве, есть ли у неё зубчики по краям или клей на обратной стороне, хорошо ли виден рисунок из-за штемпеля.

Дети пишут письма Деду Морозу.

Нет, не можем

Лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путь только в конверте.

Положим свои листочки в конверт.

Дети  высказывают свое мнение

Там, где написано «от кого», нужно написать имя того, кто отправляет письмо.

Дети высказывают свое мнение

Каждый из нас.

Каждый напишет свое имя и фамилию, и наш адрес.

Кому – кто получит письмо

Дети высказывают свое мнение.

Дед Мороз

Деду Морозу и его адрес.

Место с прямоугольниками.

Дети слушают рассказ Рудольфа.

На письме должна быть марка.

У вас на столе есть тарелочка, в ней вы найдёте всё необходимое, чтобы отправить письмо Деду Морозу. Ваша задача правильно, аккуратно написать адресата и отправителя, наклеить индекс.

Отдайте свое письмо своему соседу по парте для проверки.

Написать отправителя и адресата, наклеить индекс .

Продолжение работы по теме урока..

Письма готовы. Они должны отправиться  в путешествие. Но как это сделать?

Для того, чтобы нам узнать, как путешествует письмо, отправимся и мы в путешествие, но сначала отгадаем загадки.  

Я синего цвета

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне.    (Почтовый ящик)

На столе на видном месте

Собирают вести вместе.

А потом его жильцы

Полетят во все концы.    (Почта)

Что за птица

Песен не поет

Гнезда не вьет

Людей и груз везет?   (Самолет)

Полотно, а не дорожка

Конь не конь – сороконожка

По дороге той ползет

Весь обоз один везет.    (Поезд)

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне… (Почтальон  с  сумкой)

Учитель: Какой вывод сделаем? По какому пути отправимся вместе с письмом?

Письмо само никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит, проплывёт,

Тысячи вёрст пути».

Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления (рядом со словом «почта» слово «штамп»).

Ответы детей

Ответы детей.

Сначала нам нужно положить наше письмо в почтовый ящик, потом оно попадает на почту, после этого оно доставляется на борт самолета или поезд, потом оно уже доходи до адресата.

Закрепление материала. Работа в парах.

Определение последовательности  в работе почты.

Все эти предметы участвуют в путешествии письма. Сейчас  на парте вместе со своим соседом  расположите их в той последовательности, как   путешествует письмо.

Дети начинают проверять по эталону в презентации.

Дети:

Учитель: Какие вы молодцы!

Похвалите себя и соседа по плодотворной работе.

Выполнение задания. Проверка.

.

Физминутка

Итак, ребята, давайте немного разомнемся. Если я называю предмет, который нужен для написания письма, то мы хлопаем в ладоши, если не нужен, то приседаем.

Выполняют движения

Открытие нового знания, знакомство с историей почтовых отправлений.

Вы знаете, что много сотен лет назад почту людям доставляли голуби? Хороший  почтовый голубь мог пролететь три тысячи километров и развивать скорость до ста сорока километров в час.  За заслуги перед городом почтовому голубю был установлен памятник.

Позднее появились почтовые тройки лошадей.

А какая почта сейчас самая быстрая? Что нам помогает отправлять письма в современном мире?

Электронная.

Компьютер

Закрепление, итог.

Путешествие наше заканчивается. Столько нового мы узнали о почте!

Какую цель мы ставили в начале урока? Все ли мы узнали, что запланировали? Теперь мы сможем написать письмо Деду Морозу?

У меня для вас есть тоже конверт, который я доставила на урок сама, поработала почтальоном. В этом чудесном конверте почта послала вам вопросы для проверки ваших знаний (один ученик достает карточку, читает, все отвечают)

•        Какой путь проделывает письмо?

•        Кто  такие  Отправитель и Адресат?

•        Как в древние времена передавали письма?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

У- Я думаю, что  урок не прошёл бесследно.  Вы многое узнали и  поняли, как работает почта, почтальоны и какой путь проходит любое почтовое отправление(письмо ,открытка ,бандероль, посылка и т. д)

 - Оценим свои достижения на уроке. Для этого вам помогут марки разного цвета. Выберите марку нужного цвета: красного, желтого или зеленого.

Зеленый – мне все удалось, все понравилось.

Желтый - мне не все удалось, буду еще стараться.

Красный – есть над чем поработать

Молодцы, вы сегодня отлично постарались. Отправляем письма. Я надеюсь, что теперь каждый будет писать письма правильно. Дед Мороз будет очень рад вашим письмам!          

Оценивают себя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как путешествует письмо? (конспект урока с презентацией)

Урок окружающего мира  с презентацией в 1 классе .УМК "Школа России"...

урок окружающего мира 1 класс "Как путешествует письмо"

Урок окруающего мира по программе "Школа России"Тема "Как путешествует письмо"...

"Как путешествует письмо"

Презентация к уроку по теме "Как путешествует письмо"...

Как путешествует письмо

Презентация по теме :"Как путешествует письмо"Презентация для предмета окружающий мир.Позволяет детям узнать о работе почты....

Окружающий мир, 1 класс "Как путешествует письмо"

Урок окружающего мира "Как путешествует письмо" для 1 класса по программе "Школа России" . На уроке учащиеся знакомяться с работой почты и её значением в жизни человека. На урок прилетает гость Письми...

Как путешествует письмо

Разработка урока по предмету "Окружающий мир" во 2 классе....

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....