Урок окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок окружающего мира в 1 классе разработан в соответствии с рабочей программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.docx375.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Гарейшина   Лилия     Ринатовна

УМК  Школа России

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Окружающий мир ( автор: А.А.Плешаков 1 класс)

ТЕМА: Как зимой помочь птицам?

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания

ЦЕЛЬ:

-познакомить учащихся с       зимующими птицами;

-учить различать их, раскрыть важность заботы о птицах зимой;

-научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:  ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями зимующих птиц, образцы кормушек и корма, пакеты из-под молока, ножницы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:   различать зимующих птиц по рисункам и в природе; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Метапредметные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике).

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовности учащихся,

их настроя на работу

Мы сюда пришли учиться ,

Не лениться , а трудиться .

Работаем старательно.

Слушаем внимательно.

а) подготовка рабочего места.

б) повторение изученного материала.

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные

Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

II. Актуализация знаний и постанов-ка учебной проблемы

Цель:под-ведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока.

-

А о ком мы продолжим разговор, вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это….(птица)

Правильно, ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах

Ребята, а что за птица?

Познавательные

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы.

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу.

Личностные

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

III. Совместное откры-тие новых знаний

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

На улице зима. Земля, вода и лес - все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Замерли, но не умерли. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком - спи крепко, смотри сладкие сны.

А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.

- Ребята, а что за птица?

Трещала, с самого утра

Пор-р-ра! Пор-р-ра.

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит….(сорока)

-  Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать. Вот птицы и решили собрать лесное собрание.

-   Мне бы хотелось побывать на этом собрании. А вам?

Ну, тогда в путь. Мы отправляемся в гости и должны вести себя   соответственно (повторить правила поведения в лесу).

                                                                                   

                                                                                           

                                                                                     Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать

 Бегай, прыгай и играй,

    Только, чур, не забывай,

 Что в лесу нельзя шуметь,

 Даже очень громко петь.

 Испугаются зверюшки,

 Убегут с лесной опушки.

 Здесь не нужно всех ловить,

 Топать, хлопать, палкой бить.

 Ты в лесу всего лишь гость,

 Здесь хозяин – дуб и лось.

 Их покой побереги,

 Ведь они нам не враги!

- Ребята, а каких птиц мы можем встретить на лесном собрании?:

(воробья, синицу, снегиря и т. д.)

   Мы сейчас увидим, кто слетелся на собрание?

Маленький мальчишка                            

В сером армячишке        

По двору шныряет.

Крохи собирает.(воробей)                 

                                                                                     

Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им  холодно  ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.

   

Спинкою зеленовата,        

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.(синица)

Синицы почти круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой в поисках корма собираются в стайки и перебираются к жилью человека.

 

Чернокрылый, красногрудый,

не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

     

  Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.

        

  1.            

Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

 -  Представьте, ребята, что мы превратились в зимующих птиц и участвуем в собрании, о котором трещала сорока.

-  Ролевая игра «Лесное собрание». (дети показывают сценки «Птицы зимой»)

-  Трудно приходится птицам зимой. Много их гибнет от бескормицы. Птицы перемещаются  ближе к жилью человека. Нам нужно постараться  организовать         подкормку.

Физкультминутка

Прилетели птички

Птички – невелички

Смотрят к нам в окошко

Просят хлеба крошку

Мы крошек насыпали

Птицы весело клевали

-  А все ли птицы рады крошкам хлеба? Оказывается, все. Давайте составим меню для   птиц.                    

Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена.

Синицы – кусочки не соленного сала, мясо, творог.

Дятлы – кедровые орешки, арбузные семечки, дынные семечки.

Поползни – кедровые орешки, арбузные и дынные семечки.

Просо и пшено – чижи, щеглы, свиристели, овсянки.

Овес и овсяная крупа – любят воробьи, чечетки, синицы.

Подсолнечник – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

- Меню для птиц составили. А как же устроить для них кормушку, так чтобы им   понравилось и    не было жалоб?

- Вот что можем услышать от птиц! (инсценирование  жалоб птиц)

Сорока:   Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали      прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Снегирь: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

 

-  Успокойтесь птицы, все будет в порядке. Мы все учтем!

-

Практическая работа по изготовлению кормушек

Познавательные

Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об условиях, необходимых для жизни птиц зимующих в наших краях; осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

Регулятивные

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

IV. Закрепление нового

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Работа в рабочей тетради

Выполняются задания 1 (с. 52);  2, 3 (с. 53).

Выполните задание 1

- Что вам нужно сделать?

- Как будете работать в парах или самостоятельно?

 Закрепление.  

-  Ребята, чтобы запомнить хорошо этих птиц, узнать потом у своих кормушек, закрасим их на ваших листочках.

Практическая работа (в паре).

Личностные

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные

Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

Формируем умение слушать и понимать других

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

V.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

- О чем же главном мы сегодня говорили на уроке?

- Что для вас показалось трудным?

- Кто и что вам помогало справиться с заданиями?

- Кто доволен своей работой на уроке?

-Кто хотел бы что-то исправить? Что для этого нужно сделать?

- Откройте дневники и отметьте свое настроение.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

 

На этом мы свой урок заканчиваем. Вы молодцы. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок!

Личностные

Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Коммуникативные

Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

Регулятивные

Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающегомира в 1 классе

Конспект урока окружающий  мир в 1 классе по теме: "Как живут животные?"...

Конспект урока окружающегомира: "Лес и человек". 4 класс.

Урок окружающего мира в 4 классе. К конспекту урока прилагается презентация. На уроке используется дифференцированный метод обучения. Присутствует работа в парах. С помощью частично-поискового, нагляд...

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Урок окружающегомира

Конспект урока окружающегомира....

Урок окружающегомира : "Будь природе другом."

Цель: формировать осознанное применение полученных знаний о родной планете, показать, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий человека; расширять представление детей о рац...