Мир растений Методическая разработка Окружающий мир
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Шептура Ольга Николаевна

Методическая разработка на основе темы "Мир растений"  представляет собой реализацию воспитательного потенциала уроков Окружающего мира. В разработке представлены интерактивные формы работы, такие как работа в группах, в парах сменного состава, Броуновское движение и другие. Эти формы работы способствуют воспитанию сотрудничества, взаимоуважения, коммуникации между учащимися. Также материал урока направлен на формирование у обучающихся чувства ответственности к окружающей среде, бережное отношение к растительному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_rasteniy.docx611.23 КБ

Предварительный просмотр:

Шептура Ольга Николаевна учитель начальных классов

 ГБОУ начальная школа 453 г.Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока окружающего мира

 3  класс.

 

Тема: Мир растений.
Цель: 
ознакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений.   

Задачи:

образовательные:

- актуализировать знания детей о природе, её составляющих;

- расширить кругозор учащихся по теме путём   создания условий для осознания и усвоения нового материала.

 воспитательные:

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Планируемые результаты

 Предметные умения

- распределять растения по группам, использовать атлас-определитель для распределения растений по группам, работать индивидуально, в парах и в группе

- приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения

Личностные УУД:

- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе;

- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России

- соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение


Регулятивные УУД:

- понимать и сохранять учебную задачу урока, сформулированную совместно с учителем;

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя шкалы оценивания

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из литературы разных типов;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, таблиц;

- сравнивать объекты по различным признакам

  Коммуникативные УУД:

 - включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

 - высказывать мотивированное суждение по теме урока

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Ход урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1 мин )

Проверьте готовность своего рабочего места.

Проверка готовности к уроку

2. Мотивация ( 3 мин)

Слайд 1. На доске: «Есть в травах и цветах целительная сила для всех, умеющих их тайну разгадать»

В.Рождественский

Слайд 2 Тема нашего урока: «Мир растений».

Давайте вспомним на какие группы мы делили растения во 2 классе? Запишите в рабочем листе. Сверьте свои ответы с ответами соседа. Давайте проверим.

  1. Группы растений (2 класс)

* Деревья

* Кустарники

* Травянистые

* Культурные

* Дикорастущие

 Заполните недостающие строки Слайд 3

Сейчас мы с вами стали взрослее и можем обратиться к трудам ученых. Они делят растения на другие группы. Сформулируйте цель урока.

Составьте из слов предложение, и вы узнаете задачи нашего урока.

Слайд 4. Слова:1) по, распределять, группам, растения,

2) примеры, растений, группы, приводить, каждой

Слайд 5

Ответы детей

Узнать на какие группы делятся растения

3. Актуализация знаний. (2 мин)

Давайте вспомним из каких частей состоят растения?

Слайд 6 

C:\Users\Алексей\Desktop\2022 Рабочий стол\Оля\Открытый урок окр мир\hello_html_m3f288af3.jpg

 Как вы думаете все ли растения состоят из этих частей? Это как раз тот вопрос, на который мы с вами найдем ответ.

Цветок

Плод

Лист

Стебель

Корень

Ответы детей

3. Работа по теме урока, пары сменного состава  (10 мин)

Мы вспомнили, что среди растений есть деревья, кустарники, травы, дикорастущие и культурные растения.

Как я уже сказала ученые делят растения ещё на несколько групп.

А чтобы узнать какие это группы, давайте откроем учебник на стр 78

Посмотрите какое разнообразие растений.

В учебнике жирным шрифтом отмечены названия групп растений. Заполните коллаж с помощью учебника.

 Слайд 7. Давайте проверим, что у вас получилось. Перечислить группы.

C:\Users\Алексей\Desktop\24к.PNG

Отлично, а теперь узнаем особенности каждой группы. Поработаем в парах сменного состава. Вам нужно будет пользуясь информацией учебника, заполнить таблицу.

В графе «Пример» вам нужно будет написать название растения, изображенного на иллюстрации в учебнике, подходящий под описание группы. И один пример привести из атласа-определителя.

Слайд 8 Давайте проверим

C:\Users\Алексей\Desktop\нов.PNG

Мы с вами узнали на какие группы делятся растения, научились приводить примеры каждой группы. Но это еще не все, что мы должны были узнать. Оказывается, в каждой группе растений много видов.  Откройте учебник на стр 134. На рисунке показаны растения трёх видов: клевер красный, клевер розовый и клевер ползучий.

Рассмотрите таблицу под картинкой. В какой группе больше всего видо? А в какой меньше всего?

Распределите в РЛ группы растений в порядке увеличения числа видов (от меньшего к большему)  

C:\Users\Алексей\Desktop\р.PNG                                                                             

Выполнение заданий в рабочем листе

Работа в парах

Физкультминутка

(3 мин)

А теперь я предлагаю закрепить знания о группах растений и немного поиграть.

Ко мне сейчас подойдут представители групп растений (раздаю конверты) У вас на парте есть изображения растений, ваша задача посовещаться в парах к какой группе эти растения относятся, затем разнести их по группам(конвертам). Но только одно условия, после моей команды разговаривать между собой запрещается, вы можете общаться только с помощью мимики и жестов.

Представители групп проверьте нет ли в вашей группе лишнего растения.

Закрепление изученного материала. Работа в группах (15 мин)

Все мы знаем, что растения полезны. В чём же их польза? Оказывается, растения - это удивительные повара, которые из воды и углекислого газа готовят себе пищу – сахар и крахмал. Но это ещё не всё, что делают растения. В зелёной кухне вместе с питательными веществами образуется кислород.

C:\Users\Алексей\Desktop\ппро.PNGСлайд 10

Слайд 11, 12,13,14,15, 16

Слайд 13. Промышленное сельское хозяйство. Хотя большая часть утраты биоразнообразия является вторичным результатом методов ведения сельского хозяйства, растения часто искореняются специально.

Слайд 14. Утрата среды обитания.  По мере роста численности населения все больше земель необходимо расчищать под жилое пространство.

Слайд 15. Чрезмерная эксплуатация. Представляет собой чрезмерный вылов животных или сбор растений, затрудняющий возобновление их численности.

Воспитательный потенциал урока

Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах. Каждой группе дано задание вспомнить, где растут представители данной группы растений, предположить, что может угрожать и как можно их сохранить. Один представитель от группы презентует результат.

Предположительные ответы детей.

Мхи - леса, болота (тушить костры, убирать мусор, пластик)

Папоротники – леса, заболоченные места водоемы (не рвать, не топтать, тушить костер, убирать отходы)

Водоросли – водоемы: реки, озера, моря, океаны (не мыть машину, не использовать моющие средства, не бросать пластиковую посуду)

Хвойные – леса не вырубать на НГ, тушить костер, увозить отходы)

Цветковые – лес, луг, сад (не рвать, не топтать, тушить костер, убирать отходы, создавать заповедники, парки)

Давайте сделаем выводы:

  1. Сохранить природу можно только сообща, всем миром
  2. Разумно использовать те богатства, которые нам даёт планета Земля
  3. Сделать промышленность всего мира экологически безопасной
  4. Решение проблем надо начать с себя

Слайд 16

«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться вести себя как люди!!!»

Бернард Шоу

Работа в группах

Д\з

Придумать и нарисовать знак охраны растений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру "Растение - живой организм"

Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка урока окружающий мир 3 класс Тема: Развитие растений из семени.

Методическая разработка урока окружающий мир 3 класс "Развитие растения из семени"....

методическая разработка урока окружающего мира "Листья растений"

Тема: Листья растений.Тип урока: Урок открытия новых знанийТехнологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, проблемно-диалоговая. Продолжительность:...

методическая разработка "Окружающий мир" в начальной школе

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства р...