Номинация: Биология. Растительный мир. Тема: « Рыбы»
творческая работа учащихся по окружающему миру

Лобыцина Татьяна Фёдоровна

Номинация:  Биология. Растительный мир.

Тема: «  Рыбы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uchenika.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тункинская  СОШ  имени Седова ЮП»

Районная научно-практическая конференция

учащихся начальных классов « Первые шаги»

Номинация:  Биология. Растительный мир.

Тема: «  Рыбы»

                                                                                 Выполнил :    Сороковиков Данил

                                                                         ученик 4  класса,

                                                                                     с. Тунка,  Зелёная,13

                                                                                        Проверила:   Лобыцина ТФ

                                                                                                учитель нач. классов

2020 год

Введение.

 

Летом мы с папой ездили на рыбалку. Сидя за этим увлекательным занятием, я задумался о том, как же устроен мир рыб. Ведь я почти ничего не знаю о них. Они отличаются своей  окраской и чешуйками тела, своей ловкостью держаться под водой, каждая рыбка чем - то удивительна. И я решил побольше раскрыть для себя загадочный  и удивительный мир  рыб. Цель моей работы: узнать какая наука изучает строение  организма рыб и их и жизнь ,  уметь выделять общие признаки и разнообразие рыб , знать какие рыбы водятся в водоёмах нашего края.

Основная часть.

2.1. Это интересно.

Оказывается , читая источники я узнал о том, что на земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше, чем лягушек , тритонов, жаб, саламандр, змей , ящериц, всех птиц и всех зверей вместе взятых!

Наблюдая на рыбалке, глядя телепередачу .Ж. И. Кусто о подводном мире и её жителях, очень интересная телепередача : «Рыбалка с увлечением» я убедился в том, что размеры рыб самые разные: от одного сантиметра до двадцати метров. Замечено, что в маленьких водоёмах рыбы не вырастают такими крупными, как в больших. Конечно река Тунка намного меньше, чем река Иркут , поэтому и рыба в Иркуте крупнее. Мне приходилось ловить самую маленькую рыбку – вьюн , в размере 3 сантиметра, а самую большую рыбку поймал мой папа – это налим , размером 1,5 метра. Что ни рыба, то своя, особая форма тела, свой цвет и свой размер. Есть рыбы тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые, как мячик, крохотные – с муравья и огромные – больше слона. Есть рыбы травоядные, как овцы и козы, и есть хищные, как тигры и львы.  Я узнал -самая крупная рыба - китовая акула ( 40т.). Самая маленькая рыба- бычок пандака ( 1 см). Самая быстрая рыба – парусник ( 109 км/ ч)

2.2 Организм рыб.

 Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Разглядывая чешую у рыбы, я заметил, что одни чешуйки широкие,  а некоторые узкие. Оказывается, рыба  быстро растёт летом - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. Оказывается  по  колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. У меня дома жили  в домашнем аквариуме карасики, и я наблюдая , действительно в этом убедился. И еще, оказывается нужно каждый день менять воду, и кормить рыб специальным кормом, от другого корма вода быстро закисает, а это угрожает жизни рыбок.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Недаром говорят: « Рыбы- дети воды». Тела их обтекаемы, и это облегчает им плавание. Гладкая чешуя, их обтекаемая форма тела позволяют рыбам легко скользить в толще воды. Сильные мышцы волнообразно изгибают тело рыбы вперёд. Плавники помогают ей удерживать равновесие и замедлять ход. Жабры извлекают из воды нужный для дыхания кислород. Хвостовой нужный для дыхания кислород. Хвостовой плавник- весло движет рыбу в воде. Есть  у рыб плавательный пузырь (ни у кого, кроме рыб, его нет), который помогает им нырять, всплывать и парить в воде. И даже « разговаривать». И ещё есть удивительный орган - боковая линия. Она позволяет рыбам видеть без глаз и слышать без ушей. У рыб по бокам тела, под кожей, тянутся нервы, воспринимающие самые слабые колебание воды. Они сообщают рыбе о приближении хищника или , наоборот, добычи. У человека пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. А у рыб – шесть: ещё и чувство боковой линии. Хищника не видно ещё и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение - боками! Ещё добычу свою рыбы находят с помощью обоняния - по запаху. Чувствительные к запахам сосочки находятся у них во рту, так и на морде. Читая ,энциклопедии я узнал,-

Наука, изучающая рыб, называется ихтиология.

Рыба приспособлена к тому месту, в котором живёт. Рыбы, которым приходится много и быстро плавать, - стройные, обтекаемой формы. Те же, для которых важнее понадёжнее спрятаться, быть незаметными, похожи на камни, на водоросли, на комья ила. Например: морские коньки, морские иглы, скаты, бычки. Окраска рыб тоже самая разная. Бывают рыбы белые, чёрные, коричневые. Бывают вовсе  бесцветные, почти прозрачные. Немало рыб и многоцветных: в полоску, в крапинку, в пятнышках, в зигзагах.

некоторые рыбы меняют окраску, как хамелеоны. Камбала на песчаном дне становится жёлтой, на – илистом - серой, а на каменистом - пятнистой. Есть рыбки, которые бледнеют, когда пугаются, и краснеют, когда сердятся.

  Птицы несут яйца, а рыбы мечут икру. Из икринок выклевываются мальки. рыбы мечут икринки сотнями, тысячами, миллионами. Большинство наших рыб мечут икру весной и летом - щуки, окуни, плотва, лещи, сазаны, сомы. Некоторые мечут осенью (лососи, форели), а то и зимой ( налим).

Икринки созревают на водорослях, корягах, камнях. Но есть такие рыбы, которые устраивают для икры особые гнёзда. Морской конёк и морская игла носит свою икру всегда с собой, в особой сумке на животе. Чем меньше икринок  мечет рыба,  тем больше о них заботится.

Есть рыбы живородящие: акулы, скаты, бельдюга. Они вынашивают икринки внутри тела и мечут сразу живых рыбят.

И всё - таки  большая часть рыбят и икринок гибнет. Но было бы куда хуже, если бы из каждой икринки выклюнулся малёк, а из каждого малька выросла рыба. Тогда бы все реки, озёра и океаны переполнились рыбой, а потом бы она вся погибла от скученности нехватки пищи.

2.3 Рыбы  наших рек.

В нашей местности протекает две реки – река Тунка, Иркут. Наши реки  богаты  рыбой: пескари, налим, окунь, сорога, елец, лещ, карась, хариус, таймень, линок, сиг. Можно встретить и щуку. Рыбаки прозвали её речным волком. Нападает она и на маленьких рыбёшек, и на крупных, если голодная, утащит на дно гусёнка или утёнка. Но ещё одно прозвище есть у щуки- речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням. Обитает много мелких представителей карповых: гольяны, пескари, караси. лещи. Карась- неприхотлив. Может жить в стоячей воде. Ест всё подряд. Лещ - имеет сплющенное  с боков тело. Питается моллюсками, червями, личинками насекомых, водорослями и побегами растений. Пескарь - имеет брусковатое в пестринках тело, зеленовато-  бурое на спине, желтовато-серебристое на боках и брюшке, жёлтые глаза, серые плавники.  Встречается такая рыба - из семейства лососевых   – таймень, сиг, ленок. Единственная пресноводная рыба из семейства тресковых – налим.

Заключение.

Я многое узнал об этих удивительных, прекрасных существах. В будущем я хочу создать фотоальбом « Жители водоёмов нашего края», некоторые фотографии у меня уже есть.

Недаром гласит народная пословица « Рыбе нужна вода, птице – воздух, человеку- Родина». Чтобы наши реки были полноводные, богатые рыбой, нужно бережно  относится к ним и их обитателям. Мы конечно ещё маленькие, но тоже можем внести свой вклад. Отдыхая, не засорять берега водоёмов, не бросать мусор в реки, не губить растительный мир водоёмов, рыбачить только тогда, когда разрешено.

Литература.

1. « Рыболов – любитель» И.С. Сороко.

2. « Жизнь обитателей водоёмов» О.Е. Жиренко.

3. «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Урок экспедиция по теме "Рыбы" для 1 класса

Материалы урока-экспедиции по теме "Рыбы" для "Окружающего мира". 1 класс по УМК "Гармония". Целью урока является повторение, закрепление знаний о рыбах, их существенных отличительных признаках. Архив...

Открытый урок, тема "Рыбы"

Повторение, закрепление и углубление знаний о классе рыб, их отличительные признаки, особенностях строения....

Тест по теме "Рыбы".

Тест проводится в 1 классе после изучения темы "Рыбы" по УМК Гармония....

Конспект урока по теме "Рыбы".

Конспект урока окружающего мира по теме "Рыбы" для учащихся 2 класса УМК "Перспективная начальная школа". Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам....

Презентация по окружающему миру. Тема "Рыбы"

Презентация урока по теме "Рыбы". УМК "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ"...

Исследовательская работа ученика 4 класса. Секция: биология (растительный мир) Тема: «Зелёная аптека на подоконнике»

Исследовательская работа ученика 4 класса. Секция: биология (растительный мир) Тема: «Зелёная аптека на подоконнике»...

Научно-практическая конференция "Первые шаги" Номинация:Биология животный мир

Творческая работа учащегося 3 кл. НПК "Первые шаги" Номинация:Биология животный мир...