урок окружающего мира по теме " Дыхательная система" 4 класс УМК Перспективная начальная школа
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Данный урок проводится в 4 классе. В уроке предложены задания разного уровня сложности для изучения данной темы. перед каждым  этапом урока ставятся цели для их достижения. Ребята работают в парах,группах,индивидуально,по учебнику..В конце урока проводится релаксация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  Познакомимся с дыхательной системой.

-Здравствуйте ,ребята!

На прогулку за наукой 
Сегодня мы пойдем. 
Внимание, смекалку 
С собою все возьмем. 

Уже не первый урок мы  говорим об этой важной науке ФИЗИОЛОГИИ. Эта наука о строении и функционировании живых организмов. Человеческий организм –уникален! Благодаря слаженной работе всех  его систем мы живём, радуемся каждому дню, учимся, работаем, творим.

-Я предлагаю начать урок с разминки «Мозговой штурм». Поработайте в парах. Выберите только истинные утверждения и обведите соответствующую букву.

Выпишите буквы в клетки. Постарайтесь составить из букв слово.

Е   -Сердце –это мышца?

Ж- Грудная клетка защищает кишечник?

И-  Печень-это внутренний орган человека?

Д- Наш организм состоит из клеток?

С- Желудок – орган дыхания?

Ы – Самая крепкая кость скелета –бедренная?

Ц- Позвоночник защищает головной мозг?

Н- По венам течёт кровь насыщенная углекислым газом?

Х- Череп защищает головной мозг?

Л-  Во время принятия пищи можно разговаривать и смеяться?

А-  По артериям течёт кровь  насыщенная  кислородом?

д

ы

х

а

н

и

е

- Какое слово получилось? /ДЫХАНИЕ/

- Сформулируйте тему урока, о чём поговорим сегодня?

-Верно, мы узнаем много интересного о дыхательной системе нашего организма.

-Попробуйте сформулировать ключевые вопросы сегодняшнего урока?

- Как устроена наша дыхательная система?

-Какие органы входят в дыхательную систему?

- Как они работают?

- Что управляет нашей дыхательной системой?

-Какие системы организма  вам уже  знакомы? Внимание на экран:

-Узнайте ,  к какой системе организма относится орган и назовите его роль в организме.

/опорно-двигательный аппарат; кровеносная система; пищеварительная система/

На следующем слайде  изображение  лёгких человека.

- Кто знает,  как называется этот орган? /лёгкие/

-Найдите в содержании учебника соответствующую тему ./Учебник стр. 29 «Познакомимся с дыхательной системой».

-Ребята, предлагаю вам поработать с текстом учебника. Внимательно прочтите текс на стр.29 1-4 абзац

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

1.Какие органы и почему защищены грудной клеткой? __________________________________________________

2. Какую часть грудной клетки занимают наши лёгкие?

Меньшую              большую              полностью

часть        часть

3.Какое лёгкое имеет меньший размер и почему? ________________________

Потому что_________________________

__________________________________

4. Мышца, которая имеет форму купола и расположена под лёгкими – это

5. Диафрагма позволяет тебе делать  _________________ и  _____________.C:\Users\mak91\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\OGI3YNY5\Male-Respiratory-System-ref04[1].jpg

ПРОВЕРКА

- Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может.

Какие у вас будут гипотезы? - Скажите, для чего мы дышим?

(Питательные вещества и воду можно запасти в организме, а воздух

не запасёшь –он быстро расходуется.) для того что клетки

 организма питаются кислородом –это при вдохе,

а при выдохе из организма выводится углекислый газ)

- Какие действия мы совершаем, чтобы кислород поступил в организм?

(мы делаем вдох)-

Как называется процесс обратный вдоху? (выдох)

ЧТО же заставляет нас делать вдох и выдох.

Дыхание не контролируется нашим сознанием. Контролирует

работу дыхания продолговатый мозг человека. Смена воздуха  в легких

происходит при чередовании вдоха и выдоха.

3. Чтение по цепочке.

 - Страницы 30-31 читаем по цепочке.

(По ходу знакомства с новыми понятиями, учитель записывает их печатными буквами на доске под номерами и прочитывает с детьми несколько раз хором  с целью отработки правильного произношения и запоминания органов дыхательной системы).

В процессе чтения в необходимый момент учитель задаёт уточняющие вопросы, акцентирует внимание учащихся на рисунок (стр.30), иллюстрирующий органы дыхания.

 - Как воздух попадает в ТРАХЕЮ?  В ТЕТРАДИ УКАЗЫВАЕМ.

 - Через нос или рот.

 - Что представляет собой ТРАХЕЯ?

 - Это дыхательная трубка, которая прикреплена к задней стенке глотки.

 - Сколько БРОНХОВ в организме человека?  На что они похожи?

 - Бронхов два, похожи на две трубки. Каждое из бронхов идёт в левое и правое ЛЁГКОЕ. В лёгких каждый бронх делится на более мелкие (тонкие) бронхи.

 - А сколько БРОНХИОЛ? Какого они размера?

 - Бронхиол тоже две, каждая не толще человеческого волоса.

 - На что похожи альвеолы?

 - АЛЬВЕОЛЫ – это микроскопические мешочки с воздухом на конце  бронхиол.

- Чем покрыты  альвеолы?

 - Каждая альвеола покрыта сетью очень тонких кровеносных сосудов, которые называются КАПИЛЛЯРАМИ.

 - Что происходит в капиллярах?

 - Там происходит газообмен: кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови переходит в выдыхаемый воздух.

 - Чем вдыхаемый воздух будет отличаться от выдыхаемого?

 - Соотношением кислорода и углекислого газа.

        В результате работы над текстом, на доске появляется запись. Слова могут быть написаны и в другом порядке, но обязательно их надо пронумеровать (это будет «ключом» для последующего вида работы).

  1. Нос и рот
  2. Лёгкие
  3. Трахея
  4. Бронхи
  5. Бронхиолы
  6. Альвеолы
  7. Капилляры
  8. Диафрагма

 - Прочитаем ещё раз запись  на доске. Что объединяет эти слова?

 - Они все относятся к дыхательной системе.

 - Можно ли выделить самый главный из них?

 - Нет, они все как одна команда, где никто не может существовать друг без друга.

                ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

                ІҮ. Закрепление изученного. РАБОТА В ГРУППАХ

- Приготовьте полоски клетчатой бумаги. Расположите их вертикально. Вверху напишите свою фамилию. Ниже столбиком пронумеруйте от 1 до 10. напротив цифры с вопросом записывайте цифру с ответом («ключ» записан на доске).

№ вопроса

          Вопрос

Ответ

Чем покрыты  альвеолы?

7

Как воздух попадает в трахею?

1

Мышца, имеющая форму купола, которая работает совместно с лёгкими, позволяя делать вдох и выдох.

8

Две трубки, одна  из которых  идёт в правое лёгкое, другой – в левое лёгкое.

4

Это дыхательная трубка, которая прикреплена к задней стенке глотки.

3

На конце каждой бронхиолы находятся микроскопические мешочки, содержащие воздух. Как они называются?

6

Они такие большие, что заполняют грудную клетку почти полностью. Одно из них меньше другого.

2

В каждом лёгком их примерно 30000, размером не толще человеческого волоса.

5

Там происходит газообмен: кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови переходит в выдыхаемый воздух

7

Самые мелкие бронхи.

5

№ вопроса

          Вопрос

Ответ

Чем покрыты  альвеолы?

Как воздух попадает в трахею?

Мышца, имеющая форму купола, которая работает совместно с лёгкими, позволяя делать вдох и выдох.

Две трубки, одна  из которых  идёт в правое лёгкое, другой – в левое лёгкое.

Это дыхательная трубка, которая прикреплена к задней стенке глотки.

На конце каждой бронхиолы находятся микроскопические мешочки, содержащие воздух. Как они называются?

Они такие большие, что заполняют грудную клетку почти полностью. Одно из них меньше другого.

В каждом лёгком их примерно 30000, размером не толще человеческого волоса.

Там происходит газообмен: кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови переходит в выдыхаемый воздух

Самые мелкие бронхи.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

1.Какие органы защищены грудной клеткой? ______________________________________________

2. Какую часть грудной клетки занимают наши лёгкие?

Меньшую              большую              полностью

часть        часть

3.Какое лёгкое имеет меньший размер и почему? ________________________

Потому что_________________________

__________________________________

4. Мышца, которая имеет форму купола и расположена под лёгкими – это

5. Диафрагма позволяет тебе делать _______________ и  _____________.C:\Users\mak91\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\OGI3YNY5\Male-Respiratory-System-ref04[1].jpg

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

1.Какие органы защищены грудной клеткой? ___________________________________________

2. Какую часть грудной клетки занимают наши лёгкие?

Меньшую              большую              полностью

часть        часть

3.Какое лёгкое имеет меньший размер и почему? ________________________

Потому что_________________________

__________________________________

4. Мышца, которая имеет форму купола и расположена под лёгкими – это

5. Диафрагма позволяет тебе делать _______________ и  _____________.C:\Users\mak91\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\OGI3YNY5\Male-Respiratory-System-ref04[1].jpg

Найдите верные утверждения.

Выпишите буквы в клетки. Постарайтесь составить из букв слово.

Е   -Сердце –это мышца?

Ж- Грудная клетка защищает кишечник?

И-  Печень-это внутренний орган человека?

Д- Наш организм состоит из клеток?

С- Желудок – орган дыхания?

Ы – Самая крепкая кость скелета –бедренная?

Ц- Позвоночник защищает головной мозг?

Н- По венам течёт кровь насыщенная углекислым газом?

Х- Череп защищает головной мозг?

Л-  Во время принятия пищи можно разговаривать и смеяться?

А-  По артериям течёт кровь  насыщенная  кислородом?

Выпишите буквы в клетки. Постарайтесь составить из букв слово.

Е   -Сердце –это мышца?

Ж- Грудная клетка защищает кишечник?

И-  Печень-это внутренний орган человека?

Д- Наш организм состоит из клеток?

С- Желудок – орган дыхания?

Ы – Самая крепкая кость скелета –бедренная?

Ц- Позвоночник защищает головной мозг?

Н- По венам течёт кровь насыщенная углекислым газом?

Х- Череп защищает головной мозг?

Л-  Во время принятия пищи можно разговаривать и смеяться?

А-  По артериям течёт кровь  насыщенная  кислородом?

д

ы

х

а

н

и

е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Лес и его обитатели....

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» "Тема: Болото и его обитатели.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Болото и его обитатели....

План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока окружающего мира  по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок окружающего мира во 2 классе (Система учебников "Перспективная начальная школа")

Урок окружающего мира проведен во 2 классе  (ПНШ) по теме "Растения сада". На уроке использованы компьютерные, здоровьесберегающие технологии; организована работа в парах, группах; создан творчес...

Разработка урока окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

Разработка урока  окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"состоит из презентации , конспекта,теста...

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.

Дети на данном уроке  знакомятсяс с лесом как с природным сообществом. Они будут  обобщать и систематизировать знания о лесе,  сравнивать свои возможности и возможности  сквозных г...