Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Воскобойник Ольга Николаевна

Дети на данном уроке  знакомятсяс с лесом как с природным сообществом. Они будут  обобщать и систематизировать знания о лесе,  сравнивать свои возможности и возможности  сквозных героев (Кости Погодина),  искать и выделять необходимую информацию в тексте,  устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований.

Познакомятся с растительным и животным миром Кемкровской области. 

личностные УУД:

- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

- работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе;

регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

- учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение работать в паре, в группе;

- учить осуществлять учебное сотрудничество;

- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Лес и его обитатели.

Цели урока:

познавательные УУД:

- начать знакомство с лесом как с природным сообществом;

- обобщить и систематизировать знания о лесе;

-  сравнивать свои возможности и возможности  сквозных героев (Кости Погодина)

- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;

- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой  природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

- использовать словарь учебника;

личностные УУД:

- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

- работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе;

регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

- учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение работать в паре, в группе;

- учить осуществлять учебное сотрудничество;

- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Оборудование: презентации, учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ, карта растительности Тверской области.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

– На гостей вы посмотрели, улыбнулись и тихо сели.

  1. Сообщение темя и целей.

- Дети определите тему сегодняшнего урока. (по оглавлению)

Лес – и его обитатели.

- Сегодня мы начинаем новую главу «Природные сообщества» и новую тему « Лес и его обитатели» стр. 43 учебник

- Какие сообщества мы изучим в этой главе? (см. в словаре Ожегова сообщество)

- Какие цели урока мы поставим?

  1. Актуализация ЗУН. (пиктограмма «Повтори пройденное»)

стр. 43 учебник

     - О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг?

      - Есть ли в твоём крае лес?

 - Это тайга,  смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик)

  • Работа в парах по словарику в конце учебника.

   - Определим по словарику в конце учебника значение этих слов.

  • Работа с картой растительности Кемеровской области.

- Какие леса же преобладают в нашем крае? Определите по фону.

- Более половины территории нашего края покрыто тайгой, причём в горах тайга имеет название «черневая», а на крайнем севере области произрастает равнинная тайга. В Кузнецкой котловине и на северо-востоке области встречается степная и лесостепная растительность. Высоко в горах можно увидеть горную тундру, которая очень похожа на тундру северных районов России, и высокогорные альпийские луга с яркими травянистыми растениями.

- Какие растения встречаются в наших лесах?

По склонам горных хребтов и речным долинам раскинулись тёмнохвойные леса, в которых господствуют пихта сибирская, осина, растут кедр сибирский, ель сибирская, берёза бородавчатая, кустарники. Кроны хвойных деревьев образуют сплошной зелёный шатёр

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/shishka.png

Здесь встречается много полян с высокими травами: борщевиком сибирским, борцом высоким. Такие леса называют черневой тайгой.

Большие пространства на севере области занимает равнинная тайга. Её растительность состоит из кедрачей, ельников, пихтарников.. Сыро и мрачно под пологом хвойных деревьев. Почва, в основном, покрыта моховым ковром. Вдоль речных долин распространены светлые сосновые боры.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/hvojnyj_les.png

По вырубкам и гарям много березняков и осинников, разнообразных кустарников и трав. Богаты таёжные леса орехами, ягодами и грибами. Основными древесными породами лиственных лесов являются осины и берёза бородавчатая.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/listvennyj_les.png

 

Растения хвойно-широколиственных лесов

Удивителен растительный мир Горной Шории. Среди черневой тайги сохранились представители древнейшей растительности лесов Сибири: липа сибирская и более 20 видов травянистых растений, таких как подлесник европейский, подмаренник душистый, копытень европейский, чистец лесной.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/podlesnik.png

Подлесник европейский

Липа сибирская образует небольшие лесные массивы в долине реки Кондомы и её притоков, названные «Кузедеевским липовым островом». Рядом с липой сибирской можно встретить жителей черневой тайги: пихту сибирскую, осину. Кедр сибирский. Под лесным пологом растут рябина сибирская, карагана древовидная, смородина красная.

Распространён густой травяной покров обычно высокими травами.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/ryabina.png

Рябина

 

Растения лесостепей и степей

Значительную территорию области на севере и в пределах Кузнецкой котловины занимают лесостепи. Они состоят из берёзовых, берёзово-осиновых колков и участков луговых степей. Под пологом деревьев растут боярышник кроваво-красный, карагана кустарниковая, жимолость татарская. Богато лесное и луговое разнотравье лесостепей. Здесь распространены купальница азиатская и горицвет весенний, ветреница лесная и синеголовник плосколистый, типчак и сныть обыкновенная.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/boyaryshnik.png

Боярышник кроваво-красный

В западной части Кузнецкой котловины расположены разнотравно-ковыльные степи, плодородные черноземные почвы которых используются под поля. В настоящее время сохранились только отдельные участки этих степей. Характерными степными растениями являются ковыль перистый, типчак, тонконог гребенчатый, полынь обыкновенная. Весной степи расцвечиваются яркими красками цветущих растений.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/kovyl.png

Ковыль перистый

 

Растения гор

Поднимаясь по склонам гор, можно увидеть как черневую тайгу сменяет высокогорная кедро-пихтовая тайга. Кедр сибирский, пихта сибирская, берёза бородавчатая являются её основными деревьями. Выше, в горах, растут небольшими группами низкорослые пихты и кедры с флагообразной кроной. Заросли кустарников берёзы карликовой и ивы сизой чередуются с субальпийскими и альпийскими лугами. Богаты они разными травами: баданом толстолистным, горечавкой холодной, водосбором сибирским. Летом эти луга покрывают горы ярким и пёстрым ковром цветущих растений. Ещё выше, к вершинам гор, простираются горные тундры, каменистые россыпи которых покрыты мхами и лишайниками. Среди них выделяются низкорослые кустарники берёзы карликовой, ивы сизой, можжевельника сибирского.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/vodosbor.png

Водосбор сибирский

 

Растения пресных водоёмов

По берегам рек возвышаются мощные кроны тополей чёрных, а по берегам небольших рек растёт тальник и заросли тростника. Берега многих озёр области густо поросли прибрежной растительностью: камышом озёрным, рогозом широколистным, тростником обыкновенным и другими растениями. Нарядный вид приобретают озёра во время цветения водных растений. Среди крупных зелёных листьев сверкают белые звёзды кувшинки белоснежной. Горят жёлтые светильники кубышки жёлтой.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/chyornyj_topol.png

Чёрный тополь

 

Растения лугов

На лугах растут только травянистые растения. Одни обладают лекарственными свойствами, другие являются кормом для животных, третьи красивы своими цветами.

Разнообразна растительность суходольных лугов: мятлик луговой, тимофеевка луговая, костер безостый.

На хорошо увлажнённых землях пойменных лугов растут влаголюбивые травы. Здесь можно встретить клевер луговой, тысячелистник обыкновенный, герань луговую. По склонам гор в таёжных лесах расположены небольшие участки лесных лугов.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/myatlik.png

Мятлик луговой

 

Растения полей

Основные сельскохозяйственные угодья расположены в Кузнецкой котловине и северо-восточной части области. Здесь возделываются поля, обустраиваются сенокосы и пастбища. Большие площади занимают посевы зерновых культур: пшеницы яровой, ржи озимой, ячменя, овса, гречихи. Выращивают на полях овощи и картофель, а так же для животноводства кормовые культуры: кукурузу на силос, корнеплоды, однолетние и многолетние травы. Тепличные комбинаты поставляют в течение всего года жителям области томаты, огурцы.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/kolos.png

 

Растения садов Кемеровской области

Большой опыт накоплен по разведению садов в Кемеровской области. Благодаря селекционным работам выведены местные зимостойкие сорта плодовых и ягодных культур, саженцы которых выращивают в плодовых питомниках области. Из ягодных культур распространены облепиха крушиновидная, смородина чёрная и красная, малина, крыжовник, вишня войлочная, земляника садовая. Здесь выращивают местные сорта яблонь крупноплодных и полукультурок, груши, сливы. Фрукты и ягоды богаты витаминами.

http://krai.myschool44.edu.ru/pics/rastitelnost/oblepiha.png

Облепиха

Среди кустарников встречается шиповник, рябина обыкновенная смородина. В лесу встречается земляника. На территории Кемеровской области растет целый ряд лекарственных растений: подорожник, кровохлебка лекарственная, мать-и-мачеха, пижма обыкновенная. В Красную книгу Кузбасса внесено множество редких и исчезающих растений. Это: растущий на вырубках и в светлых лесах Восточной Сибири венерин башмачок, ятрышник, маралий корень, купальница, стародубка, ревень, пятилистник, лилия-саранка, девясил, эдельвейс, родиола розовая и многие другие растения.

- Животные?

Животный мир Кемеровской области

Богатство животного мира Кузбасса обусловливается разнообразием его естественных ландшафтов. Среди диких животных, населяющих как в горную, так и равнинную тайгу, лесостепи, леса и долины рек, самыми распространенными являются: бурые медведи, росомахи, рыси, кабаны, барсуки, выдры, лисы, горностаи, ласка, колонок, белки, бурундуки, летяги. При этом медведи преимущественно обитают в темнохвойной тайге, росомахи выбирают равнинную и горную тайгу, а также лесостепь.

Во всех без исключения лесах Кузбасса встречаются лоси, среди горных лесных массивов Салаирского кряжа и в глубине Мариинской тайги обитают азиатские маралы, на юге попадаются сибирские северные олени. В лесостепи и светлых лиственных лесах живут косули, а на отвесных скалистых склонах – кабарга. Широко распространены: белки, лисы, зайцы, волки, пищухи, летяги, соболь, горностай, ондатры, кроты. Всего в лесном массиве и на полях Кемеровской области обитают почти две с половиной тысячи лосей, пятьсот шестьдесят маралов, свыше четырех тысяч косуль, две тысячи бурых медведей, около сотни волков, почти четыре тысячи красных лисиц и три с половиной тысячи сурков. Изредка попадается норка. Вблизи водоемов обитают бобры и выдры.

В зоне заповедника «Кузнецкий Алатау» встречаются дикие северные олени. Здесь гнездится около ста трех видов птиц. Из редких, в Кемеровской области встречается беркут, черный аист, скопа, сапсан. В сосняках на скалах встречается балабан. Часто можно увидеть орлана-белохвоста. В реках и озерах Кузбасса обитают щуки, окуни, язь, линь, сорожка, ерши. Встречаются таймень, сибирская стерлядь, ленок, сибирский осетр, подкаменщик, нельма. Из мира насекомых, обитающих в Кузбассе, стоит упомянуть достаточно редкую и красивую бабочку - аполлон. Повсеместно встречаются бражники. Среди змей – узорчатый полоз, из земноводных – тритоны.

4.  Работа с текстом параграфа.

стр. 43

- Что такое лес?

Лес называют «царством деревьев». Но лес невозможно представить___________________

(пиктограмма «Выскажи предположение)

- Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости? (см. в словаре Ожегова ярус)

(высказываются разные мнения детей).

   Физпауза_________________________________________

5.Комментированное чтение. Заслушивание микроисследований. Презентация «Какие деревья живут на разных ярусах в нашем крае?»

Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые.

Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.

Ниже – низкорослые деревья – теневыносливые.

Рябина, черёмуха, ива.

Третий ярус – кустарники.

Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.

Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица.

Все теневыносливые.

Самый нижний ярус - мхи и лишайники.

  1. Работа в  хрестоматии по тексту « Что такое лес?»

Работа в группах.

- Дети, где можно быстро найти текст в хрестоматии?

(по оглавлению) стр. 85 хрестоматия

- Рассаживаемся в группы. Получаем задания.

Вопросы:

  • Сколько ярусов в смешанном лесу?
  • Какие растения располагаются в первом ярусе и ниже? И что такое подлесок?
  • Какие растения располагаются в самом нижнем последнем этаже?  (это почва, в ней прячутся корни зелёных обитателей)
  • Какие растения нельзя отнести ни к  какому ярусу в лесу? (подрост)
  • У каких деревьев и кустарников в смешанном лесу подрост за свою жизнь так и не сможет подняться выше третьего или второго яруса? (ель, пихта, кедр, рябина, черёмуха, крушина, калина)

       7.  Работа по учебнику.

       - Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.

  • Пиктограмма «Выскажи предположении». Чтение отрывка текста.

стр. 45 учебник

  • Работа по рисунку. Пиктограмма «Работа в парах».

стр. 45-46 учебник

- Расскажите, какие животные живут и на каком ярусе?

  • Чтение текста параграфа стр.47-48 для расширения и дополнения ответов детей.

  1. Индивидуальное задание.

Работа в хрестоматии стр. 91 текст «Кто в лесу живёт на дереве, а кто под деревом?

   

  1. Закрепление материала.

Работа в тетради для самостоятельных работ.

№ 18 стр. 16. Дорисуй животных. (работа консультантов)

  1. Домашнее задание.

-   Мы продолжим работу по этой теме. К следующему уроку приготовьте исследования на тему – малоизвестные факты о следующих животных:_________________ . Обязательно расскажите о природных врагах и о питании животных.

12. Итог.

- Что узнали нового?

- Достигли целей?

- Что интересного узнали?

13. Анализ. Выставление оценок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Лес и его обитатели....

Тематическое планирование уроков окружающего мира 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Тематическое планирование разработано по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса по учебникуавторов: О. Н. Федотова, Г.Л. Трафимова, С. А. Трафимов с УУД...

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» "Тема: Болото и его обитатели.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Болото и его обитатели....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Конспект урока окружающего мира «Питание и здоровье» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием здоровое питание; формирование представления о режиме питания, значении питания для человека; формирование ценностного отношения учащихся к своему зд...

Конспект урока окружающего мира "Учимся читать карту" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения ориентироваться на карте полушарий, физической карте России, с помощью условных обозначений находить и показывать на карте физические объекты.Планируемые...