технологическая карта урока окружающий мир 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Митясова (Нилова) Ирина Борисовна

Предмет: Окружающий мир (обществоведческая направленность)

Учебник, авторы: Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Тема урока: «Российский союз равных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okr.4_klass.docx276.02 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Окружающего мира (обществоведческой направленности)

В 4 «В» классе школы №148 г.о. Самара

                                                                                    Учитель Митясова И.Б.                                                                                                                                                                                                  

г. о. Самара, 2022

Класс: 4

Предмет: Окружающий мир (обществоведческая направленность)

Учебник, авторы: Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Часть 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Тема урока: «Российский союз равных»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: создание условий для формирования представления у учащихся о субъектах Российской Федерации.

Задачи:

Дидактические:

- закрепить знания об особенностях государственного строя России;

- познакомить с особенностями разных субъектов РФ;

- формировать знания об отличительных чертах республик РФ;

- формировать умение различать виды субъектов РФ между собой.

Развивающие:

- совершенствовать умение планировать действие по решению учебной задачи для получения результата;

- развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

- развивать умение выявлять недостаток информации для решения учебной задачи

- формировать умение устанавливать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Воспитательные: 

- воспитать уважительное отношение и интерес к собеседнику, воспитывать умение соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Ресурсы: интерактивная доска (презентация), учебник, тетрадь, карточки.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная  задача этапа  урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Мотивация к учебной деятельности

Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесный (слово учителя)

Приветствует и мотивирует учащихся

Приветствуют учителя

Фронтальная

1 мин.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии

Актуализация знаний и пробного учебного действия

Организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Практический (выполнение тестовых заданий)

Дает учащимся задание для актуализации знаний

Выполняют упражнение самостоятельно

Фронтальная, индивидуальная

Раздаточный материал

4 мин

Знают особенности государственного строя России

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии

Выявление места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Словесный(беседа)

Выявляет затруднение

Выявляют затруднение

Фронтальная

1 мин

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии

ПУУД: выявлять недостаток информации для решения учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Словесный (рассказ), наглядный (демонстрация)

Определяет с учащимися тему и цель

Определяют с учителем тему и цель

Фронтальная

Интерактивная доска (презентация)

1 мин

КУУД: корректно и аргументированно высказывать свое мнение

Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Словесный (беседа)

Обсуждает с учащимися затруднение

Беседуют с учителем

Фронтальная

Учебник

7 мин

Умеют выделять особенности между субъектами РФ

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; ответственно выполнять свою часть работы

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Словесный (беседа); наглядный (демонстрация)

Обсуждает субъекты РФ с детьми, показывает республики РФ на карте

Беседуют с учителем

Фронтальная

Интерактивная доска (презентация)

1 мин

Умеют различать виды субъектов РФ между собой

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии

Физ. минутка

Способствовать снятию физического, психического перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой

Словесный (объяснение), наглядный (демонстрация), практический(выполнение упражнений)

Показывает учащимся движения

Дети повторяют за учителем

Фронтальная

6 мин

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику

Поддерживать физическое и психическое здоровье

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели

Практический (выполнение задания)

Дает инструкцию по выполнению заданий.

Выполняют самостоятельно задание

Индивидуальная

Раздаточный материал, интерактивная доска (презентация)

6 мин

Знают отличительные черты республик РФ;

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии

Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного

Словесный ( беседа, чтение)

Слушает выступления учащихся

Заканчивают с выполнением работы и выступают с сообщениями

Фронтальная

Интерактивная доска (презентация)

11 мин

Знают отличительные черты республик РФ

Умеют выделять особенности между субъектами РФ

Умеют различать виды субъектов РФ между собой

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии

Рефлексия учебной деятельности

Оценивать свое эмоциональное состояние

Словесный (объяснение), практический (выполнение задания)

Проводит рефлексию

Учувствуют в рефлексии

Фронтальная

Интерактивная доска

1 мин

 КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии

РУУД: устанавливать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Домашнее задание

Дать домашнее задание

Словесный (объяснение)

Наглядный (запись на доске)

Объясняет домашнее задание детям

Записывают дз

Фронтальная

Интерактивная доска

1

Конспект урока

Этап урока

Прямая речь учителя

Прямая речь обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Создание эмоционального настроя.

‒ Здравствуйте, ребята! Сейчас тихо сядут девочки, и ещё тише мальчики.

‒ Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должен лежать учебник, рабочая тетрадь, ножницы и клей.

- Здравствуйте

Проверяют свое рабочее место

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Мотивирует на выполнение работы заданиями.

-  Я думаю, что вы много знаете о нашей родине - России, давайте вспомним весь материал о гражданах нашего Отчества, устройстве, жизни, законах нашей страны.

У вас на столах лежат карточки с заданиями.

1.Власть народа выражается 2 способами:

1)Референдум

2) ?

2. Главой Российской Федерации является …

3. Назовите три ветви власти.

1).Законодательная

2)…

3) Исполнительная

4.Федерация ‒ это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают ….

5.Федеральное Собрание состоит из двух палат

1)Совета Федерации

2) ?  

6.Кто входит в Совет Федерации России

1) Входят по два представителя  от субъектов Российской Федерации

2) входят по три представителя  от субъектов Российской Федерации

3) входят по одному представителю  от субъектов Российской Федерации

‒Давайте сравним работу с эталоном. Если у вас нет ошибок или 1, поставьте себе «5», если у вас 2 ошибки, поставьте себе «4», если 3, ошибки поставьте «3», если больше трех ошибок – «2»

‒Теперь ясно, что у вас хорошие знания по материалу прошедших уроков, и можно перейти к новым вопросам.

‒Сейчас я опишу страну, а вы угадаете, о какой именно стране я говорю. Территория страны составляет 17 125 191 км²,  проживают на этой территории 146 748 590 человек и составляет одну восьмую часть земной суши.

‒Вы догадались, о какой стране идёт речь?

Слайд 1

‒Давайте рассмотрим карту. Почему наша карта раскрашена в разные цвета? Что это означает?

‒Молодцы!

‒ Субъекты Российской Федерации — государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию.

- Приведу пример на вашем классе. Все ровесники, все ученики, но каждый из вас —  отдельная личность, как принято говорить в иных случаях, отдельный субъект. Поэтому весь класс, в нашей деловой игре, можно сравнить со страной, а каждого ученика или группы учеников-друзей  с её отдельным субъектом, то есть с  республикой, краем, областью или городом. В вашем государстве, то есть, в классе есть своя граница и свой президент ‒ Ваш учитель. И Ваш класс можно назвать союзом, где все равны и индивидуальны.

‒Вы уже знаете, что в Совет Федерации входят по два представителя  от субъектов Российской Федерации‒ её республик, краёв, областей и городов федерального значения. Это значит, что все субъекты Российской Федерации в лице своих представителей принимают участие в работе высших государственных органов власти. Все они равноправны в отношениях к федеральной власти и между собой. Однако между ними есть и различия. Какие?

Выполняют самостоятельно задание.

(Голосование)

(Президент)

(судебная)

(Самостоятельностью)

(Государственной Думы).

(По два представителя)

- Речь идет о России

‒Таким образом, отмечены субъекты Российской Федерации. Что каждый субъект РФ отмечен своим цветом для того, чтобы можно было его отличить от других и быстро найти на карте.

Затрудняются ответить

Выявление места и причины затруднения

- Почему возникло затруднение?

- Мы не знаем какие различия есть между ними

Построение проекта выхода из затруднения

Уточняет понимание учащихся поставленных целей и задач урока

- Мы живём в России. В большой многонациональной стране. Все народы очень разные по своей культуре и обычаям, но живем мы все рядом и потому у нас много общего.

‒ Тема нашего занятия «Российский союз равных».

‒ Какую цель мы можем поставить на урок?

‒ Объясните значение слова «равных».

‒ Как вы считаете, почему Российский союз должен быть равным?

Составим план, используя слова на доске.

Слайд 2

Вспомним …

Узнаем …

Выполним …

Сделаем …

Определяют цели и задачи урока

‒ Узнать о субъектах, проживающих в Российской Федерации.

‒Таким образом, субъекты равноправны в отношениях и Федеральной власти и между собой

Этапы

Вспомним изученное.

Узнаем новое.

Выполним практическую работу

Сделаем выводы

Реализация построенного проекта

‒ Итак, вернемся к вопросу о различиях. Чтобы узнать различия, нужно открыть страницу 24 учебника. Прочитайте про себя второй абзац.  У вас есть на это 10 секунд.

- Постепенно, отвечая на вопросы вы будете заполнять таблицу, шаблон таблицы у каждого лежит на столе.

‒Ответьте на вопрос: Какие группы образуют субъекты Российской Федерации?  

‒ Прочитайте про себя третий абзац.  У вас есть на это 10 секунд.

‒ Ответьте на вопрос: Что имеет каждая республика, и какие субъекты имеют свои уставы?

‒ Прочитайте четвертый абзац.  У вас есть на это 10 секунд.

‒ Ответьте на вопрос: что есть у каждого субъекта Российской Федерации?

‒ Прочитаем хором пятый абзац.

‒ Ответьте на вопрос: чем отличается каждый субъект Российской Федерацией?

Напоминает о заполнении таблицы

‒ Республики, автономную область, области, автономные округа, края, города федерального значения.

- Что интересно, автономные округа – это единственный субъект, который входит в состав другого субъекта

‒ каждая республика имеет свою Конституцию; Области, края, округа, города.

герб, флаг, гимн, столичный центр, свои законодательные и исполнительные органы государственной власти. 

своим природным и культурным наследием.  

Первичное закрепление во внешней речи

‒ Скажите, в каком субъекте мы проживаем?

‒ А кто знает, какие субъекты находятся рядом?

‒ Самарская область имеет границы с Республикой Татарстан на севере, с Саратовской областью на юго-западе, на западе с Ульяновской областью, а также имеет восточную границу с Оренбургской областью. А ещё Самарская область имеет маленькую границу с Казахстаном.

‒ Крупными субъектами являются республики.

‒ Посмотрите, сколько республик нам представлены в учебнике на страницах 26‒27?

Как можно отличить республику?

Слайд 3

-Посмотрите на карте, сколько у нас республик. Представьте, насколько большая у нас Россия и как сложно ей управлять.

‒В Самарской области

- Оренбургская область, Казахстан.

‒ 9

‒ Республика имеет флаг, герб, систему управления

Физ. минутка

- По сигналу «карлики» вы должны приседать, а по сигналу «великаны» – тянуться вверх.

Выполняют упражнения

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация практической работы

‒ Сейчас мы немного попутешествуем в разные республики. Вам нужно будет создать свой проект в парах

‒ А перед этим повторим правила поведения в парах. Кто сможет нам их перечислить?

‒ У вас на столах лежат конверты с материалом, который вам понадобится во время урока.

(Конверт с материалом: текст про одну из республик.)

Слайд 4

Инструкция: при создании проекта вам нужно выбрать всю самую важную информацию из текста и создать небольшое сообщение. Воспользуйтесь для этого планом, представленным ниже. На экране интерактивной доски будут высвечиваться герб, флаг и фотография столицы данной вам республики. Поэтому ваше сообщение так же будет сопровождать наглядный материал. Время на сообщение – 30 секунд. После представления сообщения нужно задать вопросы ученикам. Представьте информацию коротко и ясно.

План:

Столица.

Герб.

Флаг.

Государственный язык.

С какими субъектами Российской Федерации граничит.)

‒ Вам нужно внимательно ознакомиться с раздаточным материалом и с планом.

- Вы можете выделить нужную информацию в тексте маркером или просто подчеркнуть ее. Кому удобней писать, то можно воспользоваться обратной стороной раздаточного материала.

‒ У вас на выполнение есть 10 минут. Как время выйдет, один представитель выйдет к доске и защитит вашу работу.

‒ Время пошло!

Говори тихо и спокойно

К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра

Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца

Делай замечания тактично, не груби

В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

Включение в систему знаний и повторение

Контролирует выполнение работы

‒ Ребята до конца выполнение работы осталось 5 минут!

-  2 минуты. Приводим на своём рабочем месте порядок.

‒ Закончили работу!
‒ Сейчас один представитель будет выходить и рассказывать про республику, которая им попалась. Начнем с первой парты. На защиту даётся 30 секунд.

‒ Все остальные внимательно слушаем и потом будете отвечать на вопросы выступающего.

Слайды с республиками (5,6,7,8,9,10,11,12,13)

Прослушивает все группы

‒ Молодцы, ребята! Я считаю, вы отлично справились с работой!

- Теперь, напоследок, давайте выполним тест.

Тест

Вопрос 1:

Какие из субъектов Федерации входят в состав другого субъекта?

Варианты ответа:

а) города федерального подчинения

б) автономная область и автономные округа

в) автономные округа +

Вопрос 2:

Определите, какой из видов субъектов Российской Федерации считается государством?

Варианты ответа:

а) автономная область и автономные округа

б) республики +

в) республики, автономная область и автономные округа

Вопрос 3:

Какой из перечисленных субъектов имеет свою конституцию?

а) область

б) республика +

в) автономная область

Вопрос 4:

Все субъекты РФ имеют свои флаг, герб, систему управления.

а) да

б) нет +

Вопрос 5:

каждый субъект РФ отличается своим природным и культурным наследием:

а) да +

б) нет

- Итак, закончили. Выполним взаимопроверку. Обменяйтесь с соседом по парте своими тестами и проверьте правильность выполнения теста.

Читает правильные ответы

- Если ошибок нет – ставьте 5. Если ошибка одна – 4. Ошибки две – 3.

Выполняют задание

Выполняют тест

Участвуют во взаимоконтроле

Рефлексия учебной деятельности

‒Давайте, подведем итоги нашего урока. Что нового вы узнали? Что вы запомнили?

‒Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли этих целей.

Слайд 14

- Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

- Мы узнали новые республики

- Я запомнил, что у каждой республики есть свой герб и флаг, а еще система управления

Участвуют в рефлексии

Домашнее задание

Запишите домашнее задание.

‒ Вам нужно будет выбрать одну республику Российской Федерации и подготовить сообщение о ней, но в этот раз я увеличу план, по которому вы будете составлять сообщение.

Слайд 15

Воспользуйтесь планом:

Столица.

Герб.

Флаг.

Гимн.

Государственный язык.

С какими субъектами Российской Федерации граничит.

Природные достопримечательности и богатства.

Памятники истории и культуры.

Выдающиеся граждане.

Современные достижения.

- Что-то здесь вам уже встречалось, а что-то вы видите первый раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...