Урок по окружающему миру "Что у нас под ногами"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Сформировать понятие "предметы неживой природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_u_nas_pod_nogami1.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?

      Цели урока 

 образовательная: формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "под ногами"; уточнение знаний о камнях; сообщение элементарных сведений  о наиболее распространенных горных породах, как о части окружающего мира, познакомить с некоторыми их свойствами и использованием человеком.

            развивающая: : развивать познавательную активность, интерес, словарный запас,

            умение наблюдать и сравнивать. Развивать зрительное восприятие о форме и

            размерах предметов, формировать коммуникативные явления, воспринимать

            речь учителя;

            воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать

            уважение друг к другу, взаимопомощь, самоуважение; получать положительные

            эмоции в процессе экскурсии.

           

Ход урок

 Этап

Деятельность учителя

 Деятельность.

Учащихся

Время

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний

 

Формулирование темы урока-экскурсии и целей .

Работа по теме

Практическая работа в группах

Работа по теме .

Физкультминутка.

Работа по теме

Организация рефлекси

Физкультминутка.

МЫ СЮДА ПРИШЛИ УЧИТЬСЯ,

НЕ ЛЕНИТЬСЯ, А ТРУДИТЬСЯ.

РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО,

СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО.

Назовите героев нашего урока

Отгадайте загадку :

- Из какого ковша не пьют, не едят,

 А только на него глядят?

1.Наблюдения за ночным и дневным небом

-Какие небесные тела можно увидеть днём, а какие ночью?

(Днём можно увидеть Солнце, а ночью — Луну и звёзды)

-Что вы можете рассказать о звёздном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное и сказочное)

Голубой платок,

Алый колобок

По платку катается,

Людям улыбается.(Небо и Солнце)

- С чем в загадке сравнивается небо? (С голубым платком)

- А Солнце? (С алым платком)

Куб, тарелка, мяч, с каким из этих предметов можно сравнить Солнце? ( Правильно, мы видим в небе Солнце, похожее на круг, на тарелку, но на самом деле Солнце имеет форму шара. Оно похоже на мяч или на колобка)

-Какое по размеру Солнце на самом деле?

-Солнце — огромный раскалённый шар. Оно во много раз по размеру больше нашей Земли.

-А можем ли мы долететь до Солнца? (Ответы детей.)

-Солнце находится очень — очень далеко. До Солнца долететь невозможно. Солнце очень горячее.

-Обратите внимание на рисунок в учебнике. Сколько ярких звёзд в созвездии? (Семь)

-Какую фигуру образуют эти звёзды? (Ковш)  

Вспомните (по своим наблюдениям), каким бывает небо днём. Каким оно становится ночью? Что вы видели на небе днём, ночью?

В ясные дни днем небо бывает голубым, ярким, на нем светит солнце. В плохую погоду небо бывает серым. Ночью оно становится темным, почти черным. На нем можно увидеть звезды и луну.

Сравните Солнце и изображённые предметы по форме, цвету, размерам.

Солнце по форме напоминает шар, оно желтого цвета. На самом деле, солнце очень большое, и только из-за большого расстояния до него, солнце кажется нам маленьким.

Кубик зеленого цвета, у него есть углы. Он совсем непохож на солнце ни формой, ни размером, ни цветом.

Тарелка почти плоская, дискообразная. Она белого цвета с голубой каемкой. Если смотреть на тарелку сверху, то она имеет круглую форму как солнце.

Мячик разноцветный, он круглый, шарообразный. Мячик похож на солнце по форме, но отличается по цвету и размеру.

Подумайте, как вылепить из пластилина модель Солнца. Сделайте это. Объясните, чем ваша модель похожа на настоящее Солнце, а чем отличается от него.

Для того, чтобы вылепить модель Солнца из пластилина, нам потребуется кусок пластилина желтого цвета. Мы скатаем из него шарик и у нас получилась простая модель Солнца. Эта модель будет похожа на Солнце по форме и цвету, но будет отличатся размерами. Проверка в тетради

Ответ к рабочей тетради по окружающему миру 1 класс Плешаков страница 10

1. Что можно увидеть на небе днём, а что — ночью?

Днем на небе можно увидеть Солнце и облака, а ночью звезды и Луну.

2. Что такое Солнце?

Солнце – это огромный раскаленный шар, самая близкая к нашей планете звезда.

3. Как найти на небе созвездие Большая Медведица?

Найти на ночном небе созвездие Большой Медведицы можно отыскав характерный ковш, образованный яркими звездами. Этот ковш и будет созвездием Большой Медведицы.

https://xn----etbdmgx3a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/06/om11s18b.jpg

А вот Муравьишка собрал  на наш урок целую коллекцию камешков.

-Кто попробует сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Муравей Вопросик задаёт нам следующий вопрос. Прочитайте его на странице 20 учебника. {Что у нас под ногами?) На этот вопрос мы сегодня будем отвечать.

-Что вы можете рассказать о камнях, которые вам принёс Муравьишка?

Одинаковые камешки у вас или чем-то отличаются друг от друга?

- Мы узнаем какие бывают камни. Научимся сортировать камни по форме, размеру, цвету.

-Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни.

 Уже первобытные люди использовали их.

 Из камня делали орудия труда, оружие, украшения.

Присматриваясь к тому, что их окружает, люди заметили, что некоторые камни очень прочные и из них можно строить .Другие, расплавляясь, меняют форму и из них можно что-то сделать.

 Со временем был найден камень, с помощью которого можно было разводить огонь.

С некоторыми камнями мы сегодня познакомимся.

-Рассмотрите рисунок .Кого вы видите? Что люди делают? С помощью чего мужчина пытается развести огонь?

В руках мужчины два камня. Ударяя один о другой, он высекал искры.

 Под слайдом  даны фотографии трёх камней. Прочитайте их названия.

 У Муравьишки есть к вам несколько вопросов.

-Может быть, кто-то из вас слышал, какой из этих камней помогал древним людям разводить огонь?

Речь идёт о кремне. Что это за камень? Прочитаем о нём  на слайде.

-Может кто- то вспомнит пословицы связанные со свойствами этого камня?

Давайте прочтём пословицы со слайда. 

- Прочитайте в толковом словаре, что означает это слово.

И в наще время кремень имеет очень широкое применение. Его используют в изготовлении солнечных батарей, в медицине, электронике и химии Чтобы познакомиться со следующими горными породами, Муравьишка  предлагает вам  разделиться на группы.

 Учитель в это время раздаёт лупы и коллекции «Гранит» и «Известняк».

  • Возьмите в руки коробки с надписью «Известняк». Рассмотрите образцы. Какого они цвета? 
  •  Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями.

С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Дома и стены часто делали из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». Многие здания в старой Москве были построены из известняка.

  • Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, железобетон, которые используются в современном строительстве.

В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны. Но у вас в коробках есть образец под названием известняк- ракушечник. Рассмотрите его.  

Найдите раковинки, из которых он состоит. Благодаря этим ракушкам известняк-ракушечник не спутаешь с его другими родственниками. Найдите этих «родственников» в коробках. Прочитайте названия.Слайд20.(Мел,мрамор)

Мел - это разновидность известняка. Слайд 21

( Мрамор - видоизменённый известняк.

Слайд 22.

Он бывает белым, серым, розовым. Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц.

Мы с вами познакомились с семьёй известняка. Какой камень у нас остался? Слайд 23

Мы дружно трудились,  немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.

По дорожке  все мы шли, шли

Много камешков нашли.

Присели , собрали,

Дальше пошли.

Гранит ». Слайд 24.известен людям очень давно - это крепкий и красивый камень. Залегает он в глубине земли и на её поверхности. Из него могут быть целые горы. ». 

«Гранит» Слайд25

 - название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Что вы видите? 

В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные - это слюда; Слайд26

мелкие зёрна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета - кварц; 

 розовая или серая часть - полевой шпат. Шпат придаёт граниту цвет и соответственно гранит бывает красный или серый.

Слюда, кварц и шпат - составные части гранита. 

-Найдите среди этих названий двухсложное слово.Докажите.

Какий слог будет ударным?

Дети рассматривают образцы .

  •  Первый вопрос, который задаёт вам Мудрая Черепаха.

Где именно можно увидеть гранит?

Из этого камня делают памятники, стены в метро, ступени на лестницах. Ещё гранит используют при строительстве мостов, зданий, дорог. Это очень прочный камень, поэтому люди часто делают из него вещи, которые должны быть прочными и долговечными.Слайд 29

- Как мы можем ответить на вопрос Муравья, что у нас под ногами?

А Мудрая черепаха спрашивает:

- С какими горными породами мы познакомились?

- Какого цвета бывают камни?

- Какого размера бывают камни?

- Какой формы?

-Кто хочет подвести итог нашему уроку-экскурсии?

.

Проговаривают стихотворение написанное на доске.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Ответы детей

(Мудрая черепаха и Муравьишко Вопросик)

Ответы детей

Ответы детей

 (у доски ребенок соединяет звезды- точки , чтобы получился ковш, а остальные дети определяют по рисункам на слайде ,построенный ковш и  найденный на слайде  дети сравнивают)

Рассматривают  камни.

Высказывание предположения детей

Работают с учебником

Ответы детей

- (Разные)

Дети делают вывод, что камни могут быть разного цвета, размера и формы.

Дети рассматривают слайды.

Дети читают название камней.

Ответы детей.

Читают несколько учеников.

Кремень, а не человек.

Наши народы — одного кремня искры.

Тот в слове кремень, кому слово дорого.

Читает подготовленный ученик.( Кремень, -мня, мужской род

1. Очень твёрдый камень, первоначально употребляется для высекания огня.

2. переносное значение О человеке с твёрдым характером (разговорное). 
уменьшительное кремешок, -шка, мужской род 
прилагательное кремнёвый, -ая, -ое (к 1 знач.).

Дети рассаживаются на группы

Ответы детей.  (Белого, серого, жёлтого)

Дети читают название камней на слайде.

Дети выполняют движения за героями презентации или  за подготовленными учениками.

Ответы детей.

Ответы детей. (из него делают ступени лестниц, памятники, стены в метро, мосты, дороги)

Ответы детей.

Подводят итог.

Камни вокруг нас разнообразны.Они различаются по форме,размеру, цвету.

Среди камней есть гранит,кремень,известняк.

  мин.

0,5мин.

2мин.

1,5мин.

0,5мин.

10мин.

1.5мин.

.

10мин

2мин.

1,5мин.

2мин.

Что у нас под ногами?

Вспомните, что вы видели под ногами во время прогулки. Рассортируйте собранные на прогулке камешки:

По форме камешки можно разделить на: круглые, вытянутые, многогранные.

По размерам камушки можно разделить на: маленькие, средние и крупные.

По цвету камешки можно разделить на: белые, серые, зеленые, красные, черные.

Практическая работа. Рассмотрите выданные учителем образцы камней. Определите их по фотографиям. Если потребуется, воспользуйтесь атласом-определителем.

Учитель выдает три вида камней.

На первом мы видим смешение нескольких цветов. Там есть красные, белые и темные пятнышки. Это значит, что камень состоит из отдельных минералов, собранных вместе. Такой камень называется гранит.

Второй камень розового цвета с прожилками. Это кремень.

Третий камень грязно-белый, серый. Он словно пористый или слоистый. Этот камень называется известняк.

Используя эту информацию, объясните, что изображено на рисунках и фотографии. Проверьте себя с. 88.

  1. Первобытные люди используют кремень, чтобы добыть огонь. Кремний при соударении дает искры.
  2. Муравьи для постройки дома использует камешки гранита.
  3. На третьем рисунке мы видим окаменевшие ракушки. Так выглядит известняк при большом увеличении.

Ответы на вопросы в конце темы:

1. Что можно найти под ногами во время прогулки?

Под ногами можно найти камни самых разных форм, размеров и цветов.

2. Чем отличаются друг от друга разные камешки?

Камешки отличаются: названием, формой, цветом и размером.

3. С какими камнями мы познакомились на уроке?

На уроке мы познакомились с гранитом, кремнием и известняком.

4. Чем интересны гранит, кремень, известняк?

Гранит очень прочный и его часто используют в строительстве.

Из кремня можно высекать искры.

Известняк состоит из раковин морских животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Окружающему миру Аптечка под ногами 4 класс

В наш век широкого распространения химии чрезмерное увлечение новыми, модными и часто бесполезными лекарствами  много бед приносит человеку. Оторвавшись от матушки – природы, человек теряет...

Урок по Окружающему миру Аптечка под ногами 4 класс

В наш век широкого распространения химии чрезмерное увлечение новыми, модными и часто бесполезными лекарствами  много бед приносит человеку. Оторвавшись от матушки – природы, человек теряет...

Урок по окружающему миру по теме "Чудо под ногами" в 3 классе УМК Перспектива

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Чудо под ногами" М.Ю. Новицкая, А.А. Плешакова...

Конспект урока по окружающему миру "Чудо под ногами" 3 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Чудо под ногами"Цели деятельности учителя: сформировать знание о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и чело...

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ :МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Урок по окружающему миру 1 класс Тема «Что у нас под ногами?»

Цель формирование представлений о природных объектах, о форме, размерах, цвете предметов; знакомство с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнием, известняком).Планируемые результатыПредметныеНа...

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ :МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Урок по окружающему миру 1 класс Тема «Что у нас под ногами?»

Цель формирование представлений о природных объектах, о форме, размерах, цвете предметов; знакомство с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнием, известняком).Планируемые результатыПредметныеНа...

Конспект урока по окружающему миру «Что у нас под ногами?»

Предварительная работа:      Перед уроком желательно провести прогулку, во время которой рассмотреть с детьми небо, облака, через защитные очки взглянуть на Солнце. Рассмотрет...