Конспект урока по окружающему миру "Чудо под ногами" 3 класс , УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Рахимова София Рамилевна

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Чудо под ногами"

Цели деятельности учителя: сформировать знание о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и человека; о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы; воспитание бережного отношения к плодородию почвы, к животным, формирующим почву; развитие исследовательских навыков

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и человека
  • Знать свойства почвы;
  • Знать состав почвы;
  • Уметь определять состав почвы с помощью опытов;

Личностные:

  • Проявлять интерес к исследовательской деятельности
  • Аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме.
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть (УМК «Перспектива»); тетрадь к учебнику 3 класс 1 часть, учебная презентация, раздаточный материал, оборудование для практической работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока29.38 КБ
Файл Презентация 2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.11.18г.                                                              ФИО Учителя школы: Расчектаева Светлана Васильевна______

Школа: 104                                                                     ФИО Методиста ЧПК№1: Горячёва Светлана Леонидовна_______

Класс: 3 «В»                                                              ФИО Студентки 31 группы: Рахимова София

Кабинет: 212

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Чудо под ногами»

Цели деятельности учителя: сформировать знание о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и человека; о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы; воспитание бережного отношения к плодородию почвы, к животным, формирующим почву; развитие исследовательских навыков

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и человека
  • Знать свойства почвы;
  • Знать состав почвы;
  • Уметь определять состав почвы с помощью опытов;

Личностные:

  • Проявлять интерес к исследовательской деятельности
  • Аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме.
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть (УМК «Перспектива»); тетрадь к учебнику 3 класс 1 часть, учебная презентация, раздаточный материал, оборудование для практической работ.

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, меня зовут София Рамилевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Готовят рабочее место

Садятся на свои места.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

4 мин.

Повторение прошлой темы

 Вспомните и скажите, что такое минералы и что такое горные породы? 

-Какие примеры минералов и горных пород вы знаете?

- О каком п.и. идет речь в стихотворении:

Камень набережных и площадей.
Он фундамент массивных домов.
И в руках у умелых людей – 
Украшенье больших городов.

Какие минералы входят в состав гранита?

 - Есть ли гранит в наших краях?

- В этом п.и. часто встречаются раковины самой разнообразной формы и величины; четкие их отпечатки. Это говорит о том, что оно образовалось на дне морей и океанов из раковин и скелетов водных животных организмов.

- Добывают ли его в наших краях?

-Какой родственник известняка помогает нам учиться в школе?

- Есть ли мел в наших краях?

Подведение к целеполаганию

Звучит музыка – первый куплет музыкальной композиция «Гляжу в озёра синие»( музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана).

- Какое значение в этой песне имеет слово «земля»?

- Как вы думаете, есть ли ещё у слова «земля» другие значения?

– Не у многих народов словом «земля» названы и земной шар, и страна, и почва. Как вы думаете, почему у народов, живущих в России такое отношение к земле?

М.- это природные вещества. ГП – это природные соединения минералов

Минералы – полевой шпат, кварц, слюда. Горные породы – гранит, песок, глина, известняк, мел, мрамор

- О граните

- Полевой шпат, кварц, слюда

- Есть

- Известняк

- добывают

- Мел

- Есть

- Отвечают на вопросы

 

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: восприятие текста художественного стиля;

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;

III. Постановка учебной задачи

Практические: ребус

Словесный: беседа

1 мин.

Постановка цели и открытие темы

- Как вы думаете, что чудесного в той земле, по которой мы ходим?

- Разгадайте ребус . Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Доска: точка

т=п к=в

-Сформулируйте тему нашего урока.( Почва )

- И сегодня мы будем  изучать, что же там такого чудесного в этой почве. Сформулируйте цель урока:

-  предположения детей

- Почва. «Чудо под ногами»

- Цель: Изучить значение понятия «почва», её плодородие и значение для растений, животных и человека.

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Работа с книгой

3 мин.

- А кто знает, что такое почва? (предположения детей)

- Открываем учебник на с.74, читаем внимательно текст

- Что же  такое почва?

- Что нового узнали из текста?

-предположения детей

- Почва – верхний плодородный слой земли

- главное свойство почвы – плодородие; в народе почву называли «земля-кормилица; существует такая наука о почвах – почвоведение. Эту науку создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев; почва - кладовая веществ для жизни культурных и дикорастущих растений; почва служит домом для многих животных

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач;

Динамическая пауза

1мин.

Динамическая пауза

Повторяют движения за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа в рабочей тетради

Исследовательский:

Опыты

Наглядный: видеофрагмент

20 мин.

Проведение опытов 

- Вы назвали главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

- Совершенно верно. А к нам на помощь прилетел космический друг, который очень любит проводить различные опыты.

- Откройте р.т. на стр.50. - Что нам предстоит сделать?

- Для чего мы это делаем, какого наша цель исследования?

- Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов?  Посоветовавшись со своим соседом, в тетради соедините стрелочкой рисунок оборудования и его название.

- Давайте проверим. (слайд)

- Приступим к опытам.

О п ы т 1 (показывает учитель)

- Внимательно прочитайте инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? (Берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)

- Что интересного увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха – это говорит о том, что в почве есть воздух)

- Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.

О п ы т 2 (видео)

- Внимательно прочитайте инструкцию к опыту № 2. Как будете выполнять этот опыт?

(Насыпаем на стекло комочек свежей почвы, стекло закрепляем в держатель,  равномерно нагреваем над огнём, над хорошо нагретой землёй   держим холодное стекло)

- Что наблюдаете? (Стекло стало влажным –  значит  в почве есть вода)

-  Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.

О п ы т 3 Сейчас нам поможет наш космический друг. Смотрите внимательно.

Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке (над почвой появляется дым и ощущается неприятный запах).  Поместим на   металлическую пластинку стебельки растений и нагреем на спиртовке (над почвой появляется дым и ощущается неприятный запах).  Сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных и придаёт почве тёмный цвет. Плодородие

почвы определяется наличием в ней перегноя.

- Запишите вывод

О п ы т 4 

Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешиваем и даём отстояться.

- Что вы наблюдаете?

-Запишите вывод

О п ы т 5 

1) Профильтруем воду, в которой долго находилась почва (на фильтре увидим остатки растений, перегной, песок, глину).

2) Профильтрованную воду нальём на стекло и подержим над спиртовкой (на стекле увидим белый налёт).

- Запишите вывод

- изучить состав почвы

- Провести практическую работу на тему «Исследование состава почвы»

- Определить, что входит в состав почвы.

- записывают вывод

- смотрят видео

- Вывод - почве есть вода

- смотрят видео

- Вывод -  в почве есть перегной.

- смотрят видео

- песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина, вода стала светлее

- Вывод - в почве есть глина и песок.

- смотрят видео

- Вывод- в почве есть минеральные соли.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение заданий в р.т.

Словесный: беседа

Работа с книгой

Словесный: беседа

Работа с книгой

7 мин.

Самостоятельная работа

- Прочитайте внимательно в учебнике данную тему.

- Сейчас я вам раздам карточки с текстом. Но текст не простой, в предложениях потерялись слова по сегодняшней теме. Ваша задача написать нужные слова. Вы можете пользоваться учебников.

Почва – верхний __________(плодородный)  ______ (слой)  земли. Она бесценное богатство природы, _________(кормилица) растений, животных и человека.  ____________(Плодородие) - главное свойство почвы. ___________ (почвоведение)  - наука о почвах. Почвоведение основал русский ученый В.В.__________  (Докучаев). В состав почвы входит воздух, ________, _________, __________,__________,________, __________ _______ (вода, перегной, песок, глина, минеральные соли). Почва служит ___________________________________( домом для многих) животных. Растения получают из почвы ______________________________________________________ (воду и минеральные вещества, воздух). Животные перемешивают _______________(почву), измельчают ___________ _______ (остатки растений). Таким образом повышают __________ ________ (плодородие почвы).

- Проверяем. (один читает свои выводы, далее проверяют по эталону).

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществление итогового контроля;

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный: опрос

2 мин.

Обобщение

- Что такое почва?

- Что входит в состав почвы?

- Какое значение для живой природы имеет почва?

-Какое значение для хозяйственной жизни людей имеет почва?

Запишите домашнее задание: Читать параграф со стр. 74-76, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр.77

Обобщают изученный материал

Записывают домашнее задание

Р: осуществление итогового контроля;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

IX. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

Практический: творческое задание

1 мин.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было самым интересным? Что было не понятно?

- Посмотрите на лесенку успеха и поставьте себя на ту ступеньку, которая характеризует вас на уроке.

-Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать!

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализ собственной работы.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Слайд 2

Гранит Мел Известняк

Слайд 4

СТРАНА ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ ПОЧВА

Слайд 5

Т=П К=В ТОЧКА Почва

Слайд 6

ТЕМА: ЦЕЛЬ: Почва. «Чудо под ногами» Изучить значение понятия «почва», её плодородие и значение для растений, животных и человека.

Слайд 7

? Почва - Верхний плодородный слой земли

Слайд 8

Почему почва плодородна ? Состав почвы

Слайд 9

Оборудование для практической работы

Слайд 10

Почему почва плодородна ? Состав почвы воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли

Слайд 11

Домашняя работа Читать параграф со стр. 74-76; Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр.77

Слайд 12

Оцени свою работу на уроке! не всё получилось, буду стараться; справился не со всем, надо доработать; всё получилось замечательно, смогу сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру."Перспектива" 1 класс.

Урок-исследование. Тема "Мы познаём мир" с презентацией....

Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"

Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....