Урок по окружающему миру:"Органы чувств"-3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Куриленко Людмила Николаевна

Тема урока: «Органы чувств»

Цель: сформировать у учащихся  целостное представление об органах чувств; познакомить со значением органов чувств  в нашей жизни и гигиеническими нормами ухода за органами чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема урока: «Органы чувств».35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Органы чувств»

Цель: сформировать у учащихся  целостное представление об органах чувств; познакомить со значением органов чувств  в нашей жизни и гигиеническими нормами ухода за органами чувств.

Ход урока:

Учитель ведет подводящий диалог. Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память.

- Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? (Как устроен организм человека)

Проверка домашнего задания

- А сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал, с помощью теста.

Тест по теме: «Организм человека» 

  1. Как называется наука, изучающая работу органов?

а) анатомия        б) зоология       в) ботаника

2. Кровь движется в нашем теле благодаря работе:

  а) лёгких      б) сердца     в) желудка

3. Что относится к дыхательной системе?

   а) сердце     б) лёгкие     в) желудок

4. Как называется наука о сохранении и укреплении        здоровья?

  а) анатомия          б) археология           в) гигиена

5. Какая еда полезна для здоровья?

    а) фрукты         б) газированные напитки      в) овощи

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте проведем  мини-исследования.

Предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм, органы чувств)

Пять закрытых коробок с предметами

Коробка 1. Определить по звуку предмет (стеклянные стаканы, деревянная линейка,

Вывод.- Какой орган помог выполнить задание?

Коробка 2.  Выбрать ручку синего цвета

Вывод.- Какой орган помогал? (ручки разного цвета)

Задание 3. Не заглядывая в коробку, достать яблоко.

Вывод -  Какой орган  позволило справиться с заданием? (яблоко, апельсин, мяч, кубик)

Коробка 4 - В каком из мешочков кофе? (мешочки с чаем,  кофе и мятой)

Вывод. - При помощи чего узнал? Опиши ощущения.

Коробка 5 -  В каком стакане сладкая вода?

Вывод. – Как определили вкус воды?

При помощи чего узнали?

При помощи ОРГАНОВ ЧУВСТВ 

- Это и будет нашей темой урока.

-Какую  роль  играют   эти органы  в познании окружающего мира?

- Назовите синонимы к слову распознавать. ( Узнавать, различать чувствовать…)

 Какие ты теперь знаешь органы чувств. Какую роль они играют в нашей жизни?

  • Глаза − орган зрения. С помощью глаз мы можем видеть.
  • Нос − орган обоняния. С помощью носа мы можем ощущать запахи.
  • Уши − орган слуха. Благодаря ушам мы слышим звуки, речь.
  • Язык − орган вкуса. С помощью языка мы чувствуем вкус.
  • Кожа − орган осязания, с помощью которого мы ощущаем прикосновения.

Какие вопросы, задачи мы поставим для изучения темы?                          

  • Как человек узнает об окружающем мире и о самом себе?
  • Сколько органов чувств у человека?
  • Что мы знаем об органах чувств?

По тексту учебника изучите материал об одном из органов чувств человека.

 Подготовьте рассказ о нём по плану: 

1) название органа чувств; 

2) значение органа чувств в нашей жизни; 

3) гигиена органа чувств.

Рассказ «Глаза — орган зрения»

Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различать цвет предметов, их размеры, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза − это окно в мир.

Глаза нужно беречь!

Читать, писать следует при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза. Следи за тем, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30−35 сантиметров от глаз. Нельзя читать лёжа или в движущемся транспорте.

Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, подолгу работать на компьютере. Садись от экрана телевизора не ближе чем на 2−3 метра.

Не три глаза руками! Пользуйся чистым носовым платком или салфеткой.

Рассказ «Уши — орган слуха»

Уши — это орган, при помощи которого мы слышим окружающие нас звуки.

Особенно важно для человека иметь слух, слышать других людей. Так как с помощью речи мы общаемся, передаём мысли и знания.

Резкие звуки, сильный шум и громкая музыка портят слух и плохо влияют на здоровье всего организма. Поэтому нужно беречь свои органы слуха и чаще отдыхать среди тишины.

В холодную погоду необходимо одевать тёплую шапку, которая прикроет уши.

За ушами нужно ежедневно ухаживать: мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

Нельзя ковырять в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Так можно повредить особо тонкую перепонку в глубине уха и потерять слух.

Если почувствуешь боль в ухе или в него попадет что-нибудь, нужно обратиться к врачу.

Рассказ «Нос — орган обоняния»

Обоняние — это способность человека чувствовать запахи.

Некоторые запахи доставляют нам радость, а некоторые запахи предупреждают об опасности. Например, об утечке газа или о том, что пища испорчена и есть её нельзя.

Обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Это поможет сохранить хорошее обоняние.

Рассказ «Язык — орган вкуса»

На языке расположены вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей.

За языком следует ухаживать. На зубных щётках с другой стороны от щетины есть специальная шероховатая поверхность, которой осторожно проводят по языку. Таким образом делают чистку языка.

Рассказ «Кожа — орган осязания»

Способность человека чувствовать прикосновения — называется осязанием. Кожа — орган осязания. Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает.

С закрытыми глазами или в темноте, на ощупь, можно узнать о размерах и форме предмета. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый.

Кожу необходимо содержать в чистоте, беречь от повреждений, от ожогов и обмораживания.

Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об органах чувств.

Рассказ об органах чувств человека

Человек воспринимает окружающий мир при помощи пяти органов чувств — это глаза, уши, нос, язык, кожа.

Глаза. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Благодаря зрению мы видим окружающие нас мир. Также благодаря зрению мы учимся, читаем, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы.

Уши. При помощи ушей человек слышит окружающие нас звуки, общается с другими людьми, получает от них информацию.

Нос. Способность человека чувствовать запахи — называется обонянием. Мы чувствуем разные запахи: от самых приятных, до предупреждающих об опасности, например, утечка бытового газа или испорченная пища.

Язык. Благодаря сосочкам, расположенным на языке, мы различаем вкус пищи, её температуру. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя.

Кожа. Способность человека чувствовать прикосновения —  называется осязанием. Кожа — орган осязания. Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. С закрытыми глазами или в темноте, на ощупь, можно узнать о размерах и форме предмета. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый.

На самом деле, человек видит, слышит, чувствует запах только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. Эти сигналы поступают туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом.

Проверь себя

1. Перечисли органы чувств человека.

  1. Глаза − орган зрения.
  2. Нос − орган обоняния.
  3. Уши − орган слуха.
  4. Язык − орган вкуса.
  5. Кожа − орган осязания.

2. Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

  1. Глаза − орган зрения. С помощью глаз мы можем видеть.
  2. Нос − орган обоняния. С помощью носа мы можем ощущать запахи.
  3. Уши − орган слуха. Благодаря ушам мы слышим звуки, речь.
  4. Язык − орган вкуса. С помощью языка мы чувствуем вкус.
  5. Кожа − орган осязания, с помощью которого мы ощущаем прикосновения.

3. Как нужно беречь органы чувств?

1. Глаза нужно беречь от переутомления. При чтении нужно следить за правильным освещением, чтобы книга была на расстоянии 30−35 сантиметров от глаз. Нельзя читать лёжа или в движущемся транспорте. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, подолгу работать на компьютере. Садись от экрана телевизора не ближе чем на 2−3 метра. Нельзя тереть глаза руками.

2. Уши нужно беречь от сильного шума и резких звуков, содержать в чистоте. Нельзя чистить уши с помощью острых предметов.

3. Нос следует беречь от насморка. Нужно закаляться, чтобы не болеть простудными заболеваниями.

4. Язык. Нельзя кушать слишком горячую пищу.

5. Кожу нужно оберегать от повреждений, ожогов, обморожений. Необходимо ежедневно принимать душ и носить качественную одежду.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: обоняние, осязание.

Обоняние − это способность человека чувствовать запахи.

Осязание − это способность человека чувствовать прикосновения.

2. Вместе с друзьями проверьте, сможете ли вы узнать с завязанными глазами предметы (хлеб, яблоко, лук) по запаху.

Узнать хлеб по запаху не сложно, по аромату свежей выпечки. А вот запах яблока и лука узнали не все.

3. Вместе с друзьями проведите опыт: завязав глаза, с помощью осязания узнайте предметы и опишите их.

Карандаш — твёрдый, гладкий, длинный, с одной стороны острый.

Мяч — круглый, гладкий, упругий.

Апельсин — круглый, шероховатый, с одним углублением, не очень твердый.

Линейка — твердая, прямоугольная, углы острые, с одной стороны гладкая, а с другой — шероховатая. 

Физкультминутка для глаз

(под песню «Облака»)

  • Что руководит всеми органами чувств?
  •  Поэтому говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг».
  • Давайте назовем еще раз все органы чувств? Сколько их?
  • Пять органов чувств, пять помощников, которые  связывают человека с окружающим миром, помогают нам видеть, слышать, чувствовать, ощущать. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться, восхищаться красотой окружающего мира. Сейчас мы проверим ваши знания, как вы  усвоили новый материал.
  • Тестовая работа.(проверка)

   Какую цель мы ставили в начале урока? (Как человек узнает об окружающем мире и о себе?)

  • Мы достигли этой цели? (Да)
  • Сколько органов чувств у человека? (5)
  •  Назовите их. Что нового и интересного вы о них узнали? (Мы научились определять предметы по форме, цвету, размеру, запаху; различать звуки и на слух; ощущать предметы при прикосновении)
  • Правила гигиены для органов чувств? 

Оценивание своей работы и урока с помощью звездочек

Объяснение домашнего задания: рабочая тетрадь.

 Вам надо подобрать интересные факты об одном из органов чувств, используя разные источники информации.

  • Урок хочу закончить словами мудрецов.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

  • Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье  сможете позаботиться только вы сами.
  • Так как 90% информации мы получаем от органов зрения, то именно глаза следует беречь  особенно.  И взрослые, и дети  должны выполнять гимнастику для глаз.

Раздаются памятки с упражнениями для глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Разработка урока по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс УМК "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:      - познакомить учащихся с органами чувств и их значением в жизни человека;Задачи:             ...

Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс.

Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс....

Открытый урок по окружающему миру "Органы чувств", 3 класс УМК "Планета Знаний"

Урок построен в соответствии с ФГОС с использованием такой современной технологии, как проблемное обучение. В ходе исследования учащиеся определяют значение всех органов чувств человека, узнают интере...

Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс

Программа: Школа РоссииКласс: 3Тема урока: Органы чувствЦель урока:  дать представление об органах чувств человека.Планируемые результаты:Предметные:Научиться определять органы чувств;Научиться в...