Вода и ее свойства
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Гриценко Анастасия Алексеевна

Вода и ее свойства 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_svoystva_vody.pptx571.16 КБ
Файл 12_voda_i_ee_svoystva.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы дождик лился с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без …

Слайд 2

Свойства воды

Слайд 3

Лаборант выбирает предмет для проведения опыта. (принадлежности стоят на парте) Эксперт-исследователь проводит опыт. Затем вносите полученный результат в тетрадь. После завершения работы подайте сигнал. После каждого опыта – подведение итогов. Памятка

Слайд 4

Правила работы в паре 1 ) Умей выслушать другого (согласиться или высказать свою точку зрения). 2) Не перебивай собеседника. 3 ) Умей принять точку зрения партнёра. 4 ) Если есть возможность помочь- помоги.



Предварительный просмотр:

Тема: Вода и ее свойства

Класс: 2

Тип: предметный

Цель: Организовать совместную деятельность обучающихся по ознакомлению с водой и ее свойствами.

Предметные:

научиться ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды,

называть основные свойства воды.

понимание значения воды в жизни человека

Метапредметные:

Личностные:

- формировать умение давать самооценку действий.

- осознать необходимость охраны природы, всего живого и неживого

Регулятивные:

 - формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность, работать по инструкции;

Коммуникативные:

- формировать умение распределять обязанности, действия в паре, обмениваться способами действий.

Познавательные:

- формировать умения построения рассуждения, обобщения;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Технологии: ИКТ-технологии, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический, репродуктивный, проблемного изложения.

Оборудование: Окружающий мир: 2 класс -  учебник Окружающий мир. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; рабочая тетрадь к учебнику

 Компьютер, мультимедийный проектор, экран, глобус.

Лабораторное оборудование: материалы для опытов (питьевая вода, стаканы, блюдце, ложка, сахар, соль,  речной песок, цветные полоски т.д)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся  

1 Орг.момент

Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

-  Давайте подарим  друг другу улыбку и начнем урок.

Проверяют готовность и самоготовность к уроку.

2. Актуализация знаний

- Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …

Вы догадались верно. Сегодня мы продолжим разговор о воде.

Давайте вспомним значение воды в жизни человека.

В каких она бывает состояниях?

-Воды

Высказывают свое мнение.

-В твердом, жидком и газообразном.

3. Целеполагание

На какой странице будем работать?  

-Молодцы!

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Давайте посмотрим на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой.

-Что изображено голубым цветом на глобусе?

-Молодцы!

 

Правильно.

-Ребята, а мы с вами знакомы со свойствами воды?

 

-Молодцы!

- Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель.

 -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока.

Внимательно слушают учителя.

-Вода.

Доклад ученика, подготовленный заранее.  

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха открывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.  

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

 Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.  

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами.

-Мы еще не знакомы. Цель: узнать о свойствах воды.

4. Новый материал

-Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта- исследователя. Распределим свои роли в эксперименте.

Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на доску. На ней ПАМЯТКА. Я ее озвучиваю.

- Работать будем так:

•        Лаборант выбирает предмет для проведения опыта. (принадлежности стоят на парте)

•        Эксперт-исследователь проводит опыт.

•        Затем вносите полученный результат в тетрадь.

•        После завершения работы подайте сигнал.

•        После каждого опыта – подведение итогов.

Мы познакомились с алгоритмом нашей работы.

-Вспомните правила работы в паре.

1)Умей выслушать другого

(согласиться или высказать свою точку зрения).

2) Не перебивай собеседника.

3)Умей принять точку зрения партнёра.

4)Если есть возможность помочь- помоги.

Практическая работа

Опыт 1.

 Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?

(Работаем по ролям: лаборант, эксперт по алгоритму)

Опыт 2.

Каждый день ты умываешься, пьешь чистую воду. Обращали вы внимание на запах воды?

Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать?

внимание стр.56 (правило)

Что можно сказать?

 

Опыт 3.

 Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?

-Что можно сказать?:

Стр.57

Рассмотрите рисунок. Расскажите, как человек использует свои знания о том, что вода прозрачна

Опыт 4.

Около стакана с водой положите полоску белой  бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полки.  Имеет ли вода цвет?

Опыт 5.

- Прочитайте 1 вопрос. Стр. 52

Что произойдет, если в стакан с водой размешать чайную ложку соли?

- Ответьте на вопрос .

- Прочитай следующий вопрос

А если это будет сахар?

(прочитать вслух)

-Ответьте.

-Прочитайте 3 вопрос.

А если это будет речной песок?

-Ответьте на него.

-Проверим свои предположения на опытах.

Рассмотрите предметы, которые вам потребуются для работы на с.52.

Проведите опыт результаты свои запишите в тетрадь.

-Сравните ваши наблюдения с выводами учебника на с. 53.

-Скажите, как можно использовать в хозяйстве это свойство воды?

-А можно очистить воду от нерастворённых веществ? Как?

-Рассмотрите рисунок на с.53 и обсудите этот вопрос в паре.

Опыт 6. (работа в группах)

 Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и вылейте её в стеклянную емкость. Слегка наклоните. Что видите? Течет вода? Почему?

Рассмотри рисунок на с.55.

-Зная это свойство воды, объясни: зачем жители с.Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? -Правильно!

слайд

Опыт 7.

Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?

Стр. 56 Как человек использует это свойство воды? слайд

 

Опыт 8

Вы, наверное, замечали, что после дождя улицы, крыши домов мокрые. Но стоит появиться солнышку, всё высыхает. Куда девается вода?

Правильно, она превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.

Проведём последний опыт. Прочитайте задание на с.58 и выполним его.

-Сделайте вывод.        

-А испаряется ли вода в холодную погоду?        

- Работают  в парах: распределяют обязанности ( лаборант, эксперт), проводят опыт с водой в соответствии с заданием.

-Фиксируют свои наблюдения на листах «Наблюдателя». Вывод о свойстве, оформляют на отдельном листе.

Выполняют опыты, фиксируют результаты, оформляют выводы.

Высказывают предположения.  

5. Физминутка

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два

Звери из ручья попили

Влево вправо поклонились

вместе на носочки встали

Тучку лапками достали

Дождик вдруг полил с утра

За работу нам пора.

Повторяют движения за учителем.

6. Закрепление

Подведём итоги наших опытов.

-Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли.

-Вода не растворяет речной песок.

-Чистая вода не имеет вкуса.

-Вода обладает свойством текучести.

-Вода принимает форму сосуда.

-Чистая вода не имеет запаха.

-Чистая вода прозрачна.

-Чистая вода бесцветна.

-Вода испаряется.

Вы хорошо потрудились. Ещё раз проверим, как вы запомнили новый материал.

Детям предлагаются задания на узнавание свойств воды  (карточка)

Сначала задание выполняете самостоятельно, затем обсуждаете в паре.

-О каких свойствах  воды можно сказать, когда

1) …пьем чай или умываемся? (текучесть)

2) … видим аквариум с рыбками? (прозрачность)

3) … апельсиновый сок смешали с водой, вода приобрела желтый цвет? (вода-растворитель)

4) …воду налили в кувшин, а потом перелили в бокал? (не имеет формы, принимает форму сосуда, текучесть)

Отвечают на вопросы учителя.

Закрепляют знания о свойствах воды.

7. Итоги урока

- О каких свойствах воды узнали?

-Достигли ли мы цели урока?

- Чтобы вам хотелось еще узнать о воде?

-Что больше всего понравилось на уроке?

С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали?

- А мы часто используем  воды в быту?

-А вот о том как правильно и рационально использовать воду в быту и как правильно применять ее свойства  мы поговорим с вами на след уроке.

- Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали!

Отвечают на вопросы учителя.

8. Рефлексия

Оцените свою работу.

-Выполните в листе самооценке последние отметки.

-А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды, нарисуйте в виде  улыбки на ней, свое настроение от урока,  тем цветом, который присутствует на   наших индикаторах, соответственно.

- а теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала).

В заключении хочу напомнить.

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на земле Вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете Не одни!

- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!

Осуществляют рефлексию деятельности.

Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.

Разработка урока по природоведению на тему: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека....

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода и её свойства. Вода в природе".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при  прохождении программного материа...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".

Урок окружающего мира по  учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...