Три состояния воды
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс)

Бердникова Ольга Владиславовна

Урок окружающего мира для 2 класса по системе Л.В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Три состояния воды82 КБ
Office presentation icon Три состояния воды1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Конспект урока по теме: «Три состояния воды»

Автор проекта:

Бердникова Ольга Владиславовна

г. Нижневартовск


  1. Предмет. Окружающий мир.
  2. Возрастная категория. 2 класс. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.
  3. Учебный раздел, тема. Взаимодействие сил природы. Три состояния воды. (2 урок по теме «Вода»).
  4. Цели урока.
  1. обучающая:
  • познакомить со свойствами воды в газообразном состоянии;
  • учить работать с гипотезой (предположением, через деятельностный метод и практический подход).
  1. развивающая:
  • развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;
  • развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, анализ и синтез;
  1. воспитывающая:
  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению к  друг другу.
  1. Тип урока. Комбинированный, с проведением опыта.
  2. Оборудование: спиртовка, сосуд с водой, стеклянная и железная тарелки, карточки для самостоятельной работы.
  3. ЦОР. Презентация выполненная с использованием Microsoft Office PowerPoint 2003.
  4. План урока.
  1. Актуализация базовых знаний.
  2. Сообщение тему урока и постановка задач.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физминутка.
  5. Закрепление изученного.
  6. Обобщение.
  7. Итог урока.

Ход урока.

1. Актуализация базовых знаний.

(Слайд 1. Психологический настрой учащихся, концентрация внимания.)

Озорная  капелька

Прыгала, скакала.

Озорная  капелька  

В  небо  улетала.

Озорная  капелька

Не  найдет  покоя,

Если  не  поможешь  ей…

О воде всё рассказать,

Свойствах  верные назвать.

  • Работа в группах (по карточкам): 1 и 2 группа  работает  самостоятельно, 3 группа с учителем. Приготовьте  карандаши…

1 группа: Отметьте правильный ответ.

да

нет

Она  имеет  цвет?

да

нет

Она  имеет  запах?

да

нет

Она  имеет  вкус?

да

нет

Она  прозрачная?

да

нет

Она  имеет  форму?

да

нет

Она  текучая?

да

нет

Она  хрупкая?

2  группа: Отметьте верное высказывание.

Вода  белая.

Вода  прозрачная

Вода  имеет  запах.

Вода  не  имеет  запах.

Вода  имеет  сладкий  вкус.

Вода  не  имеет  вкуса.

Вода  прозрачная.

Вода  мутная.

Вода  принимает  форму  того  сосуда, в  котором  находится.

Вода  имеет  круглую  форму.

Вода  текучая.

Вода  сыпучая.

Вода  хрупкая.

Вода  нехрупкая.

3  группа:

  • Я  буду  вам  задавать  вопросы, а  вы  будите  при  ответе  на  них  ставить, если  вы  согласны  знак  «+», а  если  не  согласны  знак  «-».
  1. Она  с  резким  запахом?
  2. Она  голубая?
  3. Она  текучая?
  4. Она  сыпучая?
  5. Она  с  запахом?
  6. Она  упругая?
  7. Она  горючая?
  8. Она  вязкая?
  9. Она  имеет  вкус?
  10. Она  прозрачная?

(Слайд 2. проверка – сверка со слайдом. Самопроверка способствует развитию самоконтроля.)

1 группа: нет, нет, нет, да, нет, да, нет.

2 группа:

Вода  прозрачная

Вода  не  имеет  запах.

Вода  не  имеет  вкуса.

Вода  прозрачная.

Вода  принимает  форму  того  сосуда, в  котором  находится.

Вода  текучая.

Вода  нехрупкая.

3 группа: -, -, +, -, -, -, -, -, , +

  • Поднимите руки, кто справился без ошибок. Допустил 1 – 2 ошибки. Кому было трудно выполнить работу? Как быть? (Повторить изученный материал)
  • О свойствах какого вещества шла  речь?
  • Все ли тайны о воде вам известны?
  • Продолжим изучать природу и разгадывать её тайны.

(Внести в класс, находящуюся на морозе железную тарелку)

2. Сообщение темы  урока.

(Слайд 3. Иллюстрации и ответы к загадкам появляются по щелчку. Использование загадок, позволяет развивать мышление учащихся, умение соотносить природные явления и фольклорные произведения.)

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.

(Туман)

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата?

(Облако)

Вечером наземь слетает,

Ночь на земле пребывает.

Утром опять улетает.

Весь день на небе обитает.

(Роса)

-Что связывает эти понятия?

-Почему вода – это и туман, и облако, и роса одновременно?

  • Сегодня  на  уроке  ваши  знания  помогут  нам  подтвердить  или  опровергнуть  гипотезу  о  существовании  на  Земле  воды  в  разных  состояниях.
  • Выскажите  каждый  свое  предположение, запишите  на  листочке  и  переверните  листок  обратной  стороной.

3. Изучение нового материала.

(Слайд 4. Данный слайд позволяет наглядно представить воду в разных состояниях. Ответ на вопрос появляется по щелчку мыши.)

На  рисунке-схеме  изображены  3  сосуда.

  • В  каком  сосуде  находится  вещество  в  жидком  состоянии?
  • Что  помогло  тебе  сделать  этот  вывод?
  • В  каком  сосуде  находится  вещество  в  газообразном  состоянии?
  • Почему вы так решили?
  • Какое вещество находится в первом сосуде?
  • Верно ли, что все три образца – это вода?
  • При  каких  условиях вода может переходить из одного состояния в другое? Проверим.
  • Опыт : На спиртовке в колбе вскипятить воду, до образования пара. Затем подставить стеклянную тарелку, так чтобы образовались капельки воды.
  • Что происходить с водой? (На стенках сосуда появляются пузырьки.)
  • Что  происходит  с  водой  при  повышении  температуры  до  100  градусов? (Расширяется и испаряется.)
  • Как называется данный процесс? (Испарение, переход воды из жидкого состояния в газообразное.)
  • Из чего состоит пар? (Мельчайшие капельки воды.)
  • Что произойдёт, если над паром подержать, например, тарелку? (На ней образуются капли воды. Это конденсация, переход газообразного состояния воды в жидкое.)
  • Назовите свойства воды в газообразном состоянии:

(Слайд 5. Позволяет наглядно представить свойства газообразного состояния воды. Слова появляются по щелчку мыши.)

  • Белый цвет
  • Запаха нет
  • Вкуса нет
  • Непрозрачный
  • Формы нет
  • Разлетается

4. Физминутка.

(Слайд 6. Сохранение зрения, снятие усталости  с глаз во время работы на  уроке. По щелчку мыши на значок «Звук». Звучит проигрыш «Вальс цветов» П.И. Чайковского, управление тучек автоматически вместе со звуком.)

Тучка в гости прилетела,

Гонит ветер тучку вдаль.

Мы за тучкой проследим,

Глазкам отдых мы дадим.      

Быстро тучка полетала,

Улетай, тебя не жаль.

5. Закрепление изученного.

(Слайд 7, 8. Иллюстрации показывают разные виды гейзеров, этапы их образования. На слайде №7 по щелчку мыши появляется определение понятия «гейзер». Слайды сменяются по щелчку мыши.)

  • Где в  природе  встречается  пар?  
  • Расскажите о гейзере (сообщения учащихся).
  • Гейзер - источник, периодически  выбрасывающий  вверх  фонтан  горячей  воды  и  пара.

Гейзеры  обычно  появляются  в  районах  вулканических  извержений, у  каждого  из  них  свой  ритм: один  может  действовать  через  каждые  15мин., другой – 2 раза  в  месяц. Особенно  их  много  в  Исландии, Новой  Зеландии  и  у  нас  на  Камчатке.  

(Слайд 9, 10. Иллюстрации показывают разные виды облаков. На слайде №9 по щелчку мыши появляется определение понятия «облако». Слайды сменяются по щелчку мыши.)

  • Гладя на небо мы видим облака, какое они имеют отношение к воде?
  • Расскажите об облаках (сообщения учащихся).
  • Вода  удивительное  вещество  на  планете.
  • Вода  есть  повсюду.  Она  есть  в  реке, океане, в  нас  с  вами   (Если  человек  весит  65  кг,  то  40 кг  из  них  вода. Даже  в  костях  пятая  часть  -  вода), она  есть  в  растениях  (в  картофеле  77%, в  огурце  целых  99%), она  есть  в  животных, которые  почти  все  состоят  из  воды  ( в  медузе – 99% ).
  • Она  есть  и  сейчас  в  нашем  классе.  Рассмотрите  железную  миску.
  • Откуда  на ней появились капельки воды?

(Слайд 11. По щелчку мыши появляется определение понятия «роса». Иллюстрации помогают воссоздать в памяти образ данного явления природы.)

  • Как называются капли воды, которые остаются на листьях деревьев, металлических и стеклянных поверхностях с наступлением утра?
  • Расскажите о росе (сообщения учащихся).

(Слайд 12. По щелчку мыши появляется определение понятия «туман». Фотография помогает воссоздать в памяти образ данного явления природы.)

  • Иногда вместо росы по утрам можно наблюдать туман. Что это такое?
  • Туман  - скопление  сгустившихся  в  атмосфере  водяных  капель  или  ледяных  кристаллов.
  • Расскажите о тумане (сообщения учащихся).
  • Чем  отличается  туман  от  облака?
  • Можно  ли  воду, которая  испарилась  из  чайника  вернуть  обратно  в  чайник?  Каким  способом?

6. Обобщение.

(Слайд 13. Данный слайд помогает схематично представить три состояния воды в природе. Дети определяют типы состояния воды, слова – названия появляются по щелчку мыши.)

  • Определи по схеме состояние воды. (Жидкая, газообразная и твёрдая.)

(Слайд 14. На данном слайде представлены вопросы для обобщения полученных знаний и наблюдений. Они помогут учащимся сделать вывод о своих наблюдениях за процессом изменения состояния воды, подвести итог урока.)

  • Перечислите свойства воды в жидком состоянии.
  • А теперь в газообразном.
  • Какие свойства не изменились?
  • В чём отличие? (Вода – течёт, в пар – разлетается)
  •  О каком состоянии не говорили?
  • О твёрдом состоянии воды в природе узнаем на следующем уроке.

7. Итог.

(Слайд 15. Данный слайд является завершающим, поэтому на нём изображены слова благодарности за работу на уроке. Такой вид поощрения настраивает учащихся на доброжелательное отношение как к учителю, так и к одноклассникам.)

  • Какие тайны природы мы раскрыли на уроке?
  • Переверните ваш листок, на котором вы записывали ваши предположения о подтверждении гипотезы  о  существовании  на  Земле  воды  в  разных  состояниях.
  • Поднимите руки, чьи предположения совпали с нашими выводами.
  • К следующему уроку постарайтесь узнать, что такое: снег, лёд, град, айсберг. Пожеланию можно подготовить  сообщения о данных явлениях природы.

Список ресурсов для подготовки ЦОР и конспекта урока.

  1.  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса./Самара, издательство «Учебная литература», 2008.
  2.  Гулуева Т.С. Окружающий мир. Поурочные планы, 2 класс./Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  3.  Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир 3 класс (занимательные материалы). /Волгоград, издательство «Учитель», 2007.
  4.  Я познаю мир. География. Составитель: Маркин В.А./Москва, АСТ, 1998.
  5.  Вальс цветов. Музыкальная сказка по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик». Диск./Москва, «Мост-В», 1995.
  6.  Интернет-ресурсы:

Анимация «Тучка», «Фонтан» -  http://www.master-live.ru

Иллюстрации к слайдам - http://images.search.yahoo.com


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Озорная капелька Прыгала, скакала. Озорная капелька В небо улетала. Озорная капелька Не найдет покоя, Если не поможешь ей…

Слайд 2

Проверка: 1 группа: нет, нет, нет, да, нет, да, нет. 2 группа: Вода прозрачная. Вода не имеет запаха. Вода не имеет вкуса. Вода прозрачная. Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода текучая. Вода нехрупкая. 3 группа: -, -, +, -, -, -, -, -, -, +

Слайд 3

Туман Облако Роса

Слайд 4

Где вода? вода

Слайд 5

Свойства пара : Белый цвет Запаха нет Вкуса нет Непрозрачный Формы нет Разлетается

Слайд 7

Гейзер - источник, периодически выбрасывающий вверх фонтан горячей воды и пара.

Слайд 8

Гейзеры обычно появляются в районах вулканических извержений .

Слайд 9

Облака – скопление водяного пара. Когда водяной пар перенасыщается – идёт дождь .

Слайд 10

Облака: Перистые Кучевые Грозовые

Слайд 11

Роса – капельки водяного пара, осевшего на листьях.

Слайд 12

Туман - скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель или ледяных кристаллов .

Слайд 13

Три состояния воды в природе: Жидкая Т вёрдая Г азообразная

Слайд 14

Обобщение: Перечислите свойства воды в жидком состоянии. Назовите свойства воды в газообразном. Какие свойства не изменились? В чём отличие свойств ? О каком состоянии не говорили?

Слайд 15

Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час "Вода. Свойства и состояния воды"

Занятие проводится в форме космического путешествия. Дети стремятся помочь планете, на которой отсутствует жизнь, и одновременно закрепляют занания о свойствах и состояниях воды....

Урок окружающего мира. Три состояния воды. Значение воды.

Урок посвящен Форуму "Чистая вода-2010"...

Три состояния воды

презентация к уроку...

Электронная презентация к уроку "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Три состояния воды"

Электронная презентация к уроку "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Три состояния воды"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды" (конспект)...

Разработка урока по окружающему миру "Три состояния воды"

Цели:1.     обучающая:·        формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;·...