Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: Заглянем в кладовые Земли
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Усaчeвa Maринa Вaсильeвнa

Технологическая карта урока окружающего мира

Класс: 2Б                                                                                                                                                       

Тема: Заглянем в кладовые Земли                                                                                                              

Тип урока: изучение нового материала                                                                                                     

Цель: формировать представления о понятиях «горная порода» и «минералы», уточнить знание названий и отличий горных пород от минералов; рассмотреть состав гранита.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представления обучающихся о понятиях «горная порода и «минералы»; организовать деятельность обучающихся по планированию совместно с учителем изучения нового материала, восприятию и осмыслению материала.

Развивающие: развивать кругозор детей; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, осознанно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные: прививать любовь к предмету; воспитывать интерес к истории, нравственные качества личности; способствовать сплочению классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Класс: 2Б                                                                                                                                                        

Тема: Заглянем в кладовые Земли                                                                                                              

Тип урока: изучение нового материала                                                                                                      

Цель: формировать представления о понятиях «горная порода» и «минералы», уточнить знание названий и отличий горных пород от минералов; рассмотреть состав гранита.

Задачи урока: Образовательные: сформировать представления обучающихся о понятиях «горная порода и «минералы»; организовать деятельность обучающихся по планированию совместно с учителем изучения нового материала, восприятию и осмыслению материала.

Развивающие: развивать кругозор детей; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, осознанно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные: прививать любовь к предмету; воспитывать интерес к истории, нравственные качества личности; способствовать сплочению классного коллектива.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные

- знают полезные ископаемые;

- представляют, как добываются полезные ископаемые;

-  умеют объяснять, где используют полезные ископаемые.

Метапредметные
Регулятивные:
- используют речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- определяют и формулировать цель деятельности на уроке;
- прогнозируют результат деятельности, контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров.

Коммуникативные: 
- уметь полно и точно выражать свои мысли;
- аргументируют свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций.

Познавательные:
- осуществляют смысловое чтение;
- ориентируются в своей системе знаний;
- проводят анализ учебного материала.

Личностные
- устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом;

 - определяют правила работы в группах;

 - оценивают усваиваемое содержание;

 - стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;

- проявляют самостоятельность.

Межпредметные связи: история

Методы и формы: словесный, частично-поисковый; фронтальная, парная, групповая.

Ресурсы урока: Электронная презентация, проектор, УМК «Школа России» 2 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Орг.момент

Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята.

- Проверим готовность к уроку и давайте присядем за рабочие места. Сначала присаживаются девочки. Теперь присаживаются мальчики.

Приветствуют учителя

Настрой на работу

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку

К: слушать и понимать речь других.

Л: самоопределение, положительный настрой на работу.

  1. Актуализация знаний

- Вспомните, с чем вы познакомились на прошлом уроке.
- Верно, я буду задавать вам вопросы, касающиеся звездного неба, а вы быстро отвечайте:
- Какой прибор помогает рассмотреть звёзды и другие космические объекты?

 - Как называют учёных, исследующих звёзды?

- Что образуют звёзды?

 - Сколько созвездий выделяют?

 - Какие созвездия знаете?

- Что такое «зодиак»?

- Сколько зодиакальных созвездий? 12

 - Назовите их.

- Хорошо, вы верно ответили на все вопросы.

- Со звёздным небом

- Телескоп

- Астрономы

- Созвездия

- 88

- Кассиопея, Орион, Лебедь, Медведица, Лев.

- Пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года.

- Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев,  Дева,  Весы, Скорпион, Стрелец.

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию выполнения действий.

  1. Введение в тему

Постановка цели и задач урока

- Сегодня на уроке мы спустимся с небес и отправимся в путешествие на землю, а точнее под землю. Предлагаю вам разгадать загадки.

Этот мастер белый-белый, В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, оставляет белый след.

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-  Она понадобиться сразу.

Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты, Красивы будут и заметны.

-  Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? Мел, песок, глина, гранит – как это используют?
- Значит это наше богатство. А куда люди кладут нужные и полезные вещи?
-
А ещё это называется кладовыми, т.е. кладовки. У Земли тоже есть кладовые, там и хранится это богатство

- Предположите тему урока. О чём сегодня будем говорить?

- Какую поставим цель урока?
- Верно, сегодня мы познакомимся с горными породами

- Какие задачи мы поставим перед собой?

1) Узнать для чего нужны полезные ископаемые.

2) Научиться различать полезные ископаемые.

Слушают учителя, разгадывают загадки

Мел

Песок

Глина

Гранит


- Полезные ископаемые.
Ответы детей 

- Сегодня мы поговорим о кладовых нашей планеты.

К: уметь выражать свои мысли в устной форме

П: уметь находить ответы на поставленные вопросы

К: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников

  1. Изучение нового материала

- Теперь вы готовы к путешествию. Сейчас я расскажу про горные породы. Слушайте меня внимательно, будьте готовы после рассказа отвечать на вопросы.

     Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы, а четвёртые нужны для изготовления украшений. С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день.
     Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ.
     Очень разнообразны и минералы. Многие из них имеют вид кристаллов с ровными красивыми гранями. Горные породы разнообразны. Некоторые из них состоят из нескольких минералов. Кто знает такую горную породу? И из чего она состоит?
- У нас возникла проблема.
 Какая горная порода состоит из нескольких минералов? Её то мы и решим на нашем уроке.

- Проверим как хорошо вы слушали меня. Вам нужно выбрать верный ответ.
Фронтальная работа
1.  Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют (вредными, полезными, внешними) ископаемыми.
2.
 Одни используются в (строительстве, рисовании, музыке) песок, глина, гранит.
3.
 Горные породы существуют в (двух, трёх, четырёх) состояниях.
4.
 Многие минералы имеют вид (цветов, кристаллов) с ровными красивыми гранями.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Сейчас будем работать в группах. Я раздам вам карточки. Первые парты поворачиваются ко вторым, третьи поворачиваются к четвертым. Ребята, в группах вы должны работать дружно, не очень шуметь, выслушивать друг друга, быть к друг другу вежливыми.
Работа в группах.      На карточках есть фото.
- Сейчас вы изучите информацию, которая написана на карточках. После, каждой группе нужно будет дополнить информацию на экране, основываясь на полученные знания.

1 группа. С минералами мы сталкиваемся ежедневно. Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.
2 группа. Обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне - это тоже минерал. Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
3 группа. Большинство драгоценных камней – это такие минералы, как алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. Многие минералы имеют красивые цвета. Малахит всегда зелёный, лазурит – синий.
4 группа. Известняк - камень белого серого или желтого цвета, состоит из мелких частичек. Он плотный, тяжелее воды. Используется в строительстве.
5 группа. Глина используется при изготовлении кирпичей и посуды. Она находится на поверхности земли, на дне озёр и рек. Цвет глины разнообразен: светло-серая, голубоватая, желтая, белая, красноватая.
6 группа. При изготовлении дорог и стёкол используют песок. Он очень сыпучий, желтого или серого цвета.
7 группа.  Одна из горных пород – гранит. Он состоит из полевого шпата, кварца и слюды. Это минералы, которые, объединяясь, образуют гранит. Гранит очень твёрдый и прочный

На доске текст с пропусками. Каждая группа дополняет.

Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. Стержень простого карандаша - это минерал, который называется графит. Обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне - это тоже минерал. Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы. Многие минералы имеют красивые цвета. Малахит всегда зелёный, лазурит – синий. Известняк - камень белого серого или желтого цвета, состоит из мелких частичек.  Глина используется при изготовлении кирпичей и посуды. Цвет глины разнообразен: светло-серая, голубоватая, желтая, белая, красноватая.  При изготовлении дорог и стёкол используют песок. Он очень сыпучий, желтого или серого цвета.  Одна из горных пород – гранит. Он состоит из полевого шпата, кварца и слюды. Это минералы, которые, объединяясь, образуют гранит. Гранит очень твёрдый и прочный.

- Итак, каждая группа верно дополнила информацию. Давайте обратим внимание на последние строки.
- Некоторые горные породы состоят из нескольких минералов. И мы видим, что гранит состоит из скольких минералов? Из трех. Назовите их.
- Верно, но как это гранит состоит из нескольких минералов? Представьте себе, что это минерал слюда, вот минерал кварц, вот минерал полевой шпат. Они существуют отдельно. Но, когда образовывался гранит, они соединились, перемешались и получился гранит. Т.е. внутри гранита все эти три минералы.
- Вот видите, кварц и слюда блестят, полевой шпат почти не виден, но всё вместе это гранит, вот он.
Пройти мимо рядов, показать поближе гранит.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

-  Ребята, как добывают полезные ископаемые?

-  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? 

-  Как вы думаете, почему? 

- Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны уважать труд этих людей.

Слушают учителя

Выбирают верный ответ

Работают в группах

Дополняют текст, опираясь на полученную информацию


- Полевой шпат, кварц, слюда.

- Открытым способом в карьерах, сооружение шахт, бурение скважин.

- Когда человек спускается в шахту. 

П: уметь перерабатывать информацию, находить ответы на поставленные вопросы.

П: отвечают на вопросы учителя.

Л: учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений

П: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

К: участие в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

К: уметь выражать свои мысли в устной форме.

П: уметь находить ответы на поставленные вопросы

  1. Закрепление изученного материала

- Сейчас будете работать в парах.

- У вас на партах разложены карточки с изображениями полезных ископаемых. Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни? Показать на экране название и изображение.

- Вам нужно заполнить пропуски: определить название полезного ископаемого. Прочитать о его свойствах, где используется. Слушайте друг друга, будьте вежливы. Приступайте к выполнению.http://900igr.net/datas/pedagogika/Tekhnologii-dejatelnostnogo-podkhoda-v-obuchenii/0009-009-Priem-Svodnaja-tablitsa.jpg

Правильные ответы на экране.

- Ребята, а какая проблема у нас возникла в начале урока? Вывести на экран проблему.
- Помогите мне решить эту проблему. Какая же это горная порода?

Работа в парах

Выполняют задание

Взаимопроверка

- Есть такая горная порода, которая состоит из трёх составляющих. Это гранит, который состоит из отдельно встречающихся минералов: слюды, кварца и полевого шпата.

П: уметь перерабатывать информацию, находить вопросы на поставленные вопросы.

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию выполнения действий.

  1. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание

- Итак, давайте вспомним о чем мы разговаривали сегодня на уроке.
-
Что такое «полезные ископаемые»?

- На какие группы делятся полезные ископаемые?

- Приведите примеры каждой группы.

- Где можно встретить горные породы?

- Как человек использует богатства земных кладовых?

- Скажите, какие задачи мы ставили в начале урока?

- Поднимите руку те, кто считает, что мы их решили.

Слайд с рефлексией.
-
Прочитайте незаконченные выражения и дополните их.

- Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо всем за работу!
- В дневниках запишите домашнее задание:
с.44-47

-  Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности

- Твердые, жидкие, газоообразные

- Дома, в шахтах, на улице

- В строительстве, выплавке металлов, для изготовления украшений.

- Узнали, что такое полезные ископаемые,  зачем нужны, научились различать их.

Л: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Заглянем в кладовые Земли", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о горных породах и минералах на основе практической работы;сообщение сведений о роли горных пород и минералов в жизни человека.Планируемые результ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...

Технологическая карта урока окружающего мира Тема урока: «Путешествие по планете»

Знакомство обучающихся с понятием «физическая карта мира»; сравнить глобус и карту; познакомить с океанами и материками Земли....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема урока: «Про кошек и собак», УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: ознакомление обучающихся с некоторыми породами кошек и собак....

Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: расширение знаний обучающихся о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1. расширить знания обучающихся о ПИ;2. познакомить обучающихся с историей добычи и использования ПИ в своём ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Животноводство» 3 класс Тема: «РАСТЕНИЕВОДСТВО»

Создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве; формирования представлений о животноводстве, его отраслях; ознакомления с особенностями разведения и содержания домашних животных, отра...

Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.Задачи урока: Дидактические:1. Расширить знания о полезных ископаемых;2. Познакомить с ...