Интегрированный урок математики и окружающего мира "Действия с многозначными числами"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Чашева Зоя Викторовна

Предлагается вниманию конспект интегрированного урока математики и окружающего мира для 3 класса "Действия с многозначными числами" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr_urok_deystviya_s_mnogozn.chislami.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и окружаемому миру на тему:

«Действия с многозначными числами. Прилет птиц»

Цели урока:

 Повторить и закрепить навыки внетабличного умножения и деления; действия сложения и вычитания многозначных чисел.

Задачи урока:

1. Развитие вычислительных навыков, логического мышления.

2. Воспитание любви к природе родного края; чувства товарищества, ответственности при групповой работе на уроке.

3. Познакомить учащихся с вилами кормушек для птиц и скворечников и техникой их изготовления.

Формируемые УУД:

познавательные : познавательные : понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, умение , анализировать информацию, представленную в условии задачи, находить путь и варианты решения  заданий.

регулятивные:  понимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия  для выполнения заданий , действовать по плану; контролировать процесс  и результаты своей деятельности.

коммуникативные :    формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах.

Оборудование: раздаточный материал с текстами заданий для каждого учащегося и для каждой группы, плакат с изображением скворечника; модели кормушек.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока. Устный счет.

В тетради учащиеся записывают дату – 17 марта.

Учитель: На предыдущем уроке математики мы познакомились с новым приемом в умножении многозначных чисел. Каким? Сегодня на уроке наша задача – научиться правильно умножать многозначные числа на двузначное, применять этот прием при решении задач.

Как вы думаете, какие качества нам нужны для этого? (ум, догадка, внимание, сосредоточенность и т.д.).

Давайте, применим некоторые из них, разгадывая ребусы.

лас.                        рона

с3ж                        40а

- Что общего в этих ребусах?

- Чем они отличаются? (тем, что ласточка и стриж – птицы перелетные; ворона и сорока – оседлые).

Не случайно мы сегодня завели речь о птицах. Традиционно этот день отмечают как день прилета птиц. Именно с этого дня можно ожидать первого вестника весны – грача. Этому событию посвящено много пословиц и поговорок. Некоторые из них вы сможете прочитать, расположив слова в порядке возрастания ответов.

  100:100              360:4                64:8                  42-18

УВИДЕЛ (1)  ВСТРЕЧАЙ (90)  ГРАЧА (8)  ВЕСНУ

  100:25        48:16               36:3          100:200           100:5                81:9

НА (4)  ГРАЧ (3)  НА (12)  ГОРЕ (1/2)   ДВОРЕ (20)  ВЕСНА

НАЙДИТЕ КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ ПЕРЕЛЕТА ЖУРАВЛЕЙ

100:100                64:8             42-18        360:4

Увидел  (1)  грача  (8) – весну (24)  встречай (90).

      48:16        100:25  100:20          81:9               36:3          100:5

Грач (3)  на (4)  горе (5)  – весна (9)  на (12)  дворе (20).

Птицы преодолевают огромное расстояние, прилетев на Родину. Посмотрите на чертеж и найдите кратчайший путь.

Вы проявили догадку, смекалку, внимание и нашли самый короткий, самый удобный путь.

Примените эти качества при выполнении следующего задания:

Вычислите удобным способом, используя законы:

- переместительный

- сочетательный

- распределительный

608+148+92;

256+129+144+71;

117 (33+206);

25 . (4 . 16).

III. Актуализация знаний.

Каким образом мы будем пользоваться при умножении на двузначное число? (распределительным). Как мы используем этот закон при решении примеров? (учащиеся рассказывают памятку выполнения умножения).

1. Умножением на единицы. Получаем первое неполное произведение. Записываем под единицами.

2. Умножаем на десятки. Получаем второе неполное произведение. Начинаем запись с десятков.

3. Складываем два неполных произведения. Записываем ответ.

(Учащиеся могут зачитать правило-памятку из учебника).

Решим несколько примеров. Ответ каждого примера будет соответствовать названию определенной птицы.

(Учащиеся решают примеры с комментариями у доски).

Грач         Скворцы        Ласточки        Жаворонки                Кукушка        Зяблики

17 марта   30 марта   12 мая       2 апреля                                    5 апреля

Учитель: По какому признаку (закономерности) птицы расположились таким образом: (по времени прилета).

IV Решение задач.

Учитель: Как люди должны подготовиться к прилету птиц? (Построить кормушки, скворечники). Из чего и какие кормушки можно построить?

(Учитель демонстрирует модель кормушки).

Для изготовления кормушки взяли доску длиной 38 см и шириной 22 см. Какую площадь будет иметь кормушка, и какой длины рейка потребуется?

- Что известно нам в задаче:

Длина – 38 см

Ширина – 22 см.

S -?

Р -?

Какими формулами мы воспользуемся?

S=a . b     p=(a+b) 2

Ответ: Площадь кормушки составляет 836 см2, и потребуется 120 см рейки для изготовления кормушки.

Для изготовления кормушки Ване потребуется 1м2 картона. Сможет ли Ваня смастерить кормушку из имеющегося у него материала?

Чтобы ответить на вопрос задачи мы должны знать, какую площадь занимает (составляет) картон?

Для этого разобьем данную фигуру на две. Найдем площадь каждой фигуры.

Ответ: Ваня сможет смастерить кормушку.

За неделю на лесной кормушке побывало 18 поползней, синиц – в 12 раз больше, чем поползней, а снегирей в 6 раз меньше, чем синиц и поползней вместе.

Сколько всего птиц прилетело на кормушку?

Учитель: Что еще (кроме кормушки) мы сможем смастерить для птиц? (скворечники). Это более сложная работа и в одиночку иногда не справиться. Мы тоже будем мастерить скворечники (теоретически), работа по группам. Каждой группе учащихся будет предложена задача.

1 группа. Скворечник имеет размеры: длина – 25 см; ширина – 15 см. Высота – 40 см. Найдите площадь дна и передней стенки скворечника?

2 группа. Скворечник имеет размеры: длина 25 см; ширина 15 см; высота 40 см. Найдите объем скворечника?

3 группа. Ваня смастерил скворечник следующих размеров: длина 20 см; ширина 15 см; высота 30 см. Коля смастерил скворечник такой: длиной 20 см; ширина 18 см; высота 25 см. Чей скворечник просторнее?

После выполнения работы учитель проверяет задания команд. Подводит итог работы. Каждый участник команды выбирает задания и выполняет его самостоятельно. Учитывается общее количество баллов, набранных командой. Нужно соблюдать правило: выбрать то задание, которое ты сможешь выполнить, чтобы не подвести свою команду.

4 балла. 48 ∙ 26 = 1248

51 ∙ 81 = 4131

170 ∙ 25 = 4250

6 баллов. 15535 : 5 = 3107

249200 : 700 = 356

8 баллов. 80 – (х : 7) = 74    х=42

10 баллов. (х ∙ 4) ∙ 5 = 100      х=5

15 баллов. Скорость полета стрижа 80 км/ч, а ласточки 60 км/ч. Кто из них быстрее пролетит расстояние 240 км и на сколько быстрее? (на 1 час).

Время выполнения заданий – 5-3 минуты. Командир суммирует очки, набранные командой, и записывает их на отдельной карточке. Учитель подводит итоги работы команд.

Итог урока.

Какой праздник 17 марта отмечают в народе?

Знание каких законов математики, формул помогло нам выполнить все задания?

Выставление отметок за урок.

Объяснение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и экологии. Тема. «Деление многозначных чисел на однозначное. Закрепление.» 4 класс

Цель: закрепить письменный прием деления многозначного числа на однозначное; отработать навыки письменных и устных вычислений; повторить письменные алгоритмы деления и умножения; закрепить умение реша...

Урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное" с использованием деятельностного метода обучения

Урок математики представлен на районном семинаре по теме "Роль учителя начальных классовв развитии личности обучающегося на основе формирования УУД, познания и освоения мира"...

Конспект и презентация урока математики по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока и презентация по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное" математика 3 класс по технологии деятельностного метода....

Урок математики в 4 классе «Деление многозначного числа на числа оканчивающиеся нулями»

Тема урока: «Деление многозначного числа на числа оканчивающиеся нулями»Класс:4 «Б» Цель:отрабатывать приемы деления многозначного числа  на числа, оканчивающиеся нул...

Урок математики в 4 классе: «Умножение многозначного числа на однозначное число» («Начальная школа 21 века»)

Предмет: МатематикаКласс: 4Автор учебника: В.Н.Рудницкая. «Начальная  школа  21 века»( под ред. Н.Ф.Виноградовой)Тема урока: «Умножение многозначного числа на однозначное ч...

Конспект урока математики. Тема: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное число", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Цели деятельности учителя: формирование знаний об алгоритме деления многозначного числа на двузначное число....