Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Что такое хвоинки"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Что такое хвоинки"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Учитель: Кашина Т.И.
Класс: 1
Тема: Человек и природа. Хвойные растения, их разнообразие.
Тип: урок усвоения новых знаний
Цель: выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных; познакомить с хвойным деревом лиственницей.
Задачи:
Обучающая – добиться усвоения обучающимися знаний о видах хвойных растений и их особенностях
Развивающая – развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас,
Воспитательная – воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся отличать хвойные деревья от лиственных, выделять особенности хвойных деревьев, определять хвойное дерево лиственницу; определять понятие вечнозелёное дерево.
Метапредметные
Регулятивные: планирование – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: логические – выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; общеучебные – объяснять понятие вечнозелёные деревья, знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает на зиму листву (сибирская лиственница).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Личностные: самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, к родному краю.
Оборудование:
презентация к уроку; аудиозапись фрагмента скрипичного концерта; ветки ели, сосны и лиственницы; шишки ели, сосны и лиственницы, (набор дидактических карточек, карточка «Лесенка успеха».
Ход урока
1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности
Учитель создает эмоциональный настрой, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, прочитав стихотворение:
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Какие правила работы на уроке нам помогут? (Ученики повторяют правила поведения на уроке)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Индивидуальная работа по карточкам (определение групп растений: деревья, кустарники, травы, их отличительные особенности)
- Перед вами карточки с разными растениями. Распределите их на группы. Назовите эти группы. (Ученики распределяют карточки по группам: Деревья, кустарники, травы)
- Кто распределил карточки по-другому? (Возможный вариант лиственные и хвойные растения)
3.Постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации «Почему деревья бывают колючими?»
- Ребята, вы много уже знаете о растениях.
Сегодня на уроке вам предстоит открыть новые знания.
- Как будем открывать новые знания? (Мы должны понять чего мы не знаем, а потом постараться открыть новые знания)
- Давайте разберёмся чего мы не знаем?
Однажды Маша гуляла по зимнему лесу, ей очень понравились красивые заснеженные деревья, она решила с ними поближе познакомиться. Но лишь она к ним прикоснулась, как отдёрнула руку. Какие колючие, злые деревья растут в лесу, - подумала Маша.
- Почему деревья оказались колючими?
- А какие колючие деревья вы знаете?...
- На уроке узнаем научное название этих деревьев, познакомимся с многообразием, будем учиться находить сходство и отличие – это задача нашего урока.
4.«Открытие» нового знания (Ознакомление с видами хвойных растений)
- Рассмотрите деревья на экране. Можем ли их отнести к лиственным деревьям? Почему? (У этих деревьев листья - хвоинки)
- Подумайте, как называются деревья, у которых листья хвоинки? (хвойные деревья)
- Рассмотрите и назовите хвойные деревья.
(ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, секвоя)
- Приходилось ли вам наблюдать эти деревья?
Вместо цветков у хвойных растений образуются шишки, в которых развиваются семена. А листья у них - жёсткие, узкие хвоинки.
Давайте познакомимся с хвойными деревьями поближе.
Загадка: Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж
Зимою в платье летнем.
У ели ствол тёмно-коричневый, ветки густые, раскидистые. Ели растут близко друг к другу, поэтому в ельнике темно и прохладно. У людей ель пользуется особой любовью. В новогодний праздник ёлки украшают красивыми игрушками. Из еловой древесины делают музыкальные инструменты, мебель, бумагу.
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветки только на макушке.
Сосна - светолюбивое растение, тянется к свету, поэтому ветки расположены на самой верхушке. Ветки сосен пропускают много света, поэтому в сосновом лесу светло и сухо. Высокие и стройные сосны называют корабельными, раньше их использовали при строительстве кораблей.
Среди хвойных деревьев есть необыкновенное дерево
- Узнайте это дерево:
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки
Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель или сосна. Она каждую осень сбрасывает хвоинки, а весной они вырастают заново.
У лиственницы очень прочная древесина, она богата смолой. Удивительный город Венеция построен полностью на деревянных сваях из лиственницы.
- Чем хвойные деревья отличаются осенью от лиственных деревьев? (Лиственные деревья меняют свою окраску, с них листья опадают, а хвойные деревья остаются зелёными, хвоинки не сбрасывают.)
- Перечислите признаки, по которым хвойные деревья объединили в одну группу? (Одинаковая форма листьев - хвоинок, вечнозелёные)
- Что ещё объединяет эти деревья? Где созревают семена у хвойных деревьев? (Семена созревают в шишках)
5.Физкультминутка
(Ученики повторяют движения):
Руки подняли и покачали
- Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
- Ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем,
- Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем:
-Крылья сложили назад.
6. Практическая работа в парах (исследование различий сосны и ели: форма кроны, строение веточек, размер и расположение хвоинок и шишек с фиксацией результатов сравнения в карточке-таблице)
- Сегодня я предлагаю вам побыть настоящими исследователями.
- Кто такие исследователи? (люди, которые занимаются научным исследованием. Исследователи чаще работают парами или группами, поэтому сегодня предлагаю работать парами.
- Какие правила работы в паре мы будем соблюдать? (1.работать должны оба; 2.своё несогласие высказывай вежливо; 3.если не понял – переспроси;4. один говорит другой слушает)
(веточки и шишки сосны, ели лежат на парте.)
1)- Сравните ветки ели и сосны. Чем они похожи? Чем различаются? (Сожмите веточки. Что заметили?
- Веточки какого хвойного дерева более мягкие? Более колкие?)
2) – Рассмотрите как растут иголки на веточке. (У ёлки - по одной, у сосны попарно)
Отметьте в таблице цифрой
3)– Возьмите хвоинку ели и сосны сравните их по размеру при помощи линейки. Что заметили?
(у ели короткие 2 см, у сосны длинные до 8 см) Укажите размеры в таблице.
4) Сравним шишки
- Какие шишки у сосны?(круглые, короткие, лёгкие)
- А какие шишки у ели? (продолговатые, длинные, тяжёлые)
- Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев? (Сходство в том, что в шишках созревают семена)
5)- Потрите одну хвоинку. Что вы почувствовали? (приятный аромат)
- Хвойные деревья очень хорошо очищают воздух и наполняют его приятным ароматом. А хотите узнать, как они это делают? В прожилках листа смоляные ходы, через них дерево выделяет пахучее вещество фитонциды, которое и делает воздух чистым. Для укрепления здоровья очень полезно гулять в хвойном лесу. А нам с вами и ходить далеко не придется. Наш поселок окружают сосновые леса, благодаря которым он и получил свое название.
- А что мы можем сделать, чтобы сосновые и еловые леса продолжали нас радовать и удивлять своей красотой? (Не ломать деревья, не оставлять в лесу мусор и т.д.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (графический диктант «Да-нет»)
- А сейчас давайте проверим, как вы запомнили новый материал. Я буду читать предложение, а вы ставить знаки. Да +, нет -.
- Лиственница сбрасывает на зиму листики – хвоинки.
- У ели и сосны нет листьев.
- Листья хвойных деревьев называют хвоей.
- Ель не сбрасывает на зиму листики- хвоинки.
(Показ слайда с правильными ответами.)
- Проверьте результат своей работы.
8. Подведение итогов урока
- Названия каких хвойных деревьев вы запомнили?
- Почему их называют хвойными деревьями?
- Как отличить ель от сосны? - Что ещё нового узнали?
9. Рефлексия учебной деятельности
Закончим урок лесенкой успеха. Оцените свои умения.
Кто знает названия 4 хвойных деревьев – на 4 ступеньку, кто три – на 3.
Кто умеет отличать ель от сосны – на верхнюю ступеньку
Кто этому пока не научился - на нижнюю.
Покажите, что у вас получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"
В данной папке находится конспект урока и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
План- конспект урока окружающего мира на тему «Кто такие рыбы?»
Ресурс представляет собой разработку урока, знакомит обучающихся с простыми понятиями: кто такие рыбы, строением рыб, речные и морские рыбы; играя в игры на внимание, учит распознавать и различать и п...

Конспект урока окружающего мира на тему:"Что такое глобус?"
Формирование понятий «модель», «глобус»....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...
Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» (УМК: «Школа России» Плешаков А. А. Окружающий мир, 2 класс 1 часть. Рабочая тетрадь. 1 часть. Плешаков А.А.)
Цель урока: формирование представлений о том, что такое погода, погодные явления и изменения.Планируемые результаты:Предметные:1) учить наблюдать и описывать состояние погоды;2) учить работать с услов...
