Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Что такое хвоинки"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Кашина Татьяна Ивановна

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Что такое хвоинки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Окружающий мир47 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Учитель: Кашина Т.И.

Класс: 1 

Тема: Человек и природа. Хвойные растения, их разнообразие.

Тип: урок усвоения новых знаний

Цель: выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных; познакомить с хвойным деревом лиственницей.

Задачи:

Обучающая – добиться усвоения обучающимися знаний о видах хвойных растений и их особенностях

Развивающая – развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас,

Воспитательная – воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся отличать хвойные деревья от лиственных, выделять особенности хвойных деревьев, определять хвойное дерево лиственницу; определять понятие вечнозелёное дерево.

Метапредметные

Регулятивные:      планирование – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные:     логические – выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных;       общеучебные – объяснять понятие вечнозелёные деревья, знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает на зиму листву (сибирская лиственница).

Коммуникативные:    планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные:     самоопределение – проявлять  ценностное отношение к природному миру, к родному краю.

Оборудование:

презентация к уроку; аудиозапись фрагмента скрипичного концерта; ветки ели, сосны и лиственницы; шишки ели, сосны и лиственницы,  (набор дидактических карточек, карточка «Лесенка успеха».

 Ход урока
1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности

Учитель создает эмоциональный настрой, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, прочитав стихотворение: 

- Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Какие правила работы на уроке нам помогут? (Ученики повторяют правила поведения на уроке)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Индивидуальная работа по карточкам (определение групп растений: деревья, кустарники, травы, их отличительные особенности)

- Перед вами карточки с разными растениями. Распределите их на группы. Назовите эти группы.  (Ученики распределяют карточки по группам: Деревья, кустарники, травы)

- Кто распределил карточки по-другому? (Возможный вариант лиственные и хвойные растения)

3.Постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации «Почему деревья бывают колючими?»

- Ребята, вы много уже знаете о растениях.
Сегодня на уроке вам предстоит открыть новые знания.
- Как будем открывать новые знания? (Мы должны понять чего мы не знаем, а потом постараться открыть новые знания)
- Давайте разберёмся чего мы не знаем?


      Однажды Маша гуляла по зимнему лесу, ей очень понравились красивые заснеженные деревья, она решила с ними поближе познакомиться. Но лишь она к ним прикоснулась, как отдёрнула руку. Какие колючие, злые деревья растут в лесу, - подумала Маша.


- Почему деревья оказались колючими?
- А какие колючие деревья вы знаете?...

-  На уроке узнаем научное название этих деревьев, познакомимся с многообразием, будем учиться находить сходство и отличие – это задача нашего урока.
 

4.«Открытие» нового знания (Ознакомление с видами хвойных растений)

- Рассмотрите деревья на экране. Можем ли  их отнести к лиственным деревьям? Почему?       (У этих деревьев листья - хвоинки)
- Подумайте, как называются деревья, у которых листья хвоинки? (хвойные деревья)

- Рассмотрите и назовите хвойные деревья.

                     (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, секвоя)

 -  Приходилось ли вам наблюдать эти деревья?

 Вместо цветков у хвойных растений образуются шишки, в которых развиваются  семена. А листья у них -  жёсткие, узкие хвоинки.

Давайте познакомимся с хвойными деревьями поближе.

Загадка:        Её всегда в лесу найдёшь –

                      Пойдём гулять и встретим.

                      Стоит колючая, как ёж

                      Зимою в платье летнем.
У ели ствол тёмно-коричневый, ветки густые, раскидистые. Ели растут близко друг к другу, поэтому в ельнике темно и прохладно. У людей ель пользуется особой любовью. В новогодний праздник ёлки украшают красивыми игрушками. Из еловой древесины делают музыкальные инструменты, мебель, бумагу.

                        У меня длинней иголки, чем у ёлки.

                        Очень прямо я расту в высоту.

                        Если я не на опушке, ветки только на макушке.

Сосна - светолюбивое растение, тянется к свету, поэтому ветки расположены на самой верхушке. Ветки сосен пропускают много света, поэтому в сосновом лесу светло и сухо. Высокие и стройные сосны называют корабельными, раньше их использовали при строительстве кораблей.

Среди хвойных деревьев есть необыкновенное дерево
- Узнайте это дерево:

                        Есть у родственницы ёлки                         

                        Неколючие иголки                                      

                        Но в отличие от ёлки
                       Опадают те иголки
Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель или сосна. Она каждую осень сбрасывает хвоинки, а весной они вырастают заново.
У лиственницы очень прочная древесина, она богата смолой. Удивительный город Венеция построен полностью на деревянных сваях из лиственницы.

- Чем хвойные деревья отличаются осенью от лиственных деревьев? (Лиственные деревья меняют свою окраску, с них листья опадают, а хвойные деревья остаются зелёными, хвоинки не сбрасывают.)

 - Перечислите признаки, по которым хвойные деревья объединили в одну группу?   (Одинаковая форма листьев - хвоинок, вечнозелёные)
- Что ещё объединяет эти деревья? Где созревают семена у хвойных деревьев? (Семена созревают в шишках)


5.Физкультминутка   

 (Ученики повторяют движения):

Руки подняли и покачали

- Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

- Ветер  сбивает росу.

В стороны руки, ими помашем,

- Это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем:

-Крылья сложили назад. 

 6. Практическая работа в парах (исследование различий сосны и ели: форма кроны, строение веточек, размер и расположение хвоинок и шишек с фиксацией результатов сравнения в карточке-таблице) 

 - Сегодня я предлагаю вам побыть настоящими исследователями.
-  Кто такие 
исследователи? (люди, которые занимаются научным исследованием. Исследователи чаще работают парами или группами, поэтому сегодня предлагаю работать парами.
- Какие правила работы в паре мы будем соблюдать? (1.работать должны оба; 2.своё несогласие высказывай вежливо; 3.если не понял – переспроси;4. один говорит другой слушает)
 

(веточки и шишки сосны, ели лежат на парте.)
1)- Сравните
ветки ели и сосны. Чем они похожи? Чем различаются? (Сожмите веточки. Что заметили?
- Веточки какого хвойного дерева более мягкие? Более колкие?)

 
2) – Рассмотрите как растут 
иголки на веточке. (У ёлки - по одной, у сосны попарно)

Отметьте в таблице цифрой


3)– Возьмите 
хвоинку ели и сосны сравните их по размеру при помощи линейки. Что заметили?
(у ели короткие 2 см, у сосны длинные до 8 см)    Укажите размеры в таблице.
 

4) Сравним шишки
-  Какие шишки у сосны?(круглые, короткие, лёгкие)
 - А какие шишки у ели? (продолговатые, длинные, тяжёлые)
 - Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев? (Сходство в том, что в шишках созревают семена)

5)- Потрите одну хвоинку. Что вы почувствовали? (приятный аромат)

- Хвойные деревья очень хорошо очищают воздух и наполняют его приятным ароматом. А хотите узнать, как они это делают? В прожилках листа смоляные ходы, через них дерево выделяет пахучее вещество фитонциды, которое и делает воздух чистым. Для укрепления здоровья очень полезно гулять в хвойном лесу. А нам с вами и ходить далеко не придется. Наш поселок окружают сосновые леса, благодаря которым он и получил свое название.

- А что мы можем сделать, чтобы сосновые и еловые леса продолжали нас радовать и удивлять своей красотой? (Не ломать деревья, не оставлять в лесу мусор и т.д.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (графический диктант «Да-нет»)

- А сейчас давайте проверим, как вы запомнили новый материал. Я буду читать предложение, а вы ставить знаки.  Да +, нет -.

- Лиственница сбрасывает на зиму листики – хвоинки.

- У ели и сосны нет листьев.

- Листья хвойных деревьев называют хвоей.

- Ель не сбрасывает на зиму листики- хвоинки.

(Показ слайда с правильными ответами.)

- Проверьте результат своей работы.


8. 
Подведение итогов урока

- Названия каких хвойных деревьев вы запомнили?
- Почему их называют хвойными деревьями?
-  Как отличить ель от  сосны?   - Что ещё нового узнали?


9. 
Рефлексия учебной деятельности

Закончим урок лесенкой успеха. Оцените свои умения.
Кто знает названия 4 хвойных деревьев – на 4 ступеньку, кто три – на 3.
Кто умеет отличать ель от сосны – на верхнюю ступеньку
Кто этому пока не научился - на нижнюю.
Покажите, что у вас получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

План- конспект урока окружающего мира на тему «Кто такие рыбы?»

Ресурс представляет собой разработку урока, знакомит обучающихся с простыми понятиями: кто такие рыбы, строением рыб, речные и морские рыбы; играя в игры на внимание, учит распознавать и различать и п...

Конспект урока окружающего мира на тему:"Что такое глобус?"

Формирование понятий «модель», «глобус»....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...

Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» (УМК: «Школа России» Плешаков А. А. Окружающий мир, 2 класс 1 часть. Рабочая тетрадь. 1 часть. Плешаков А.А.)

Цель урока: формирование представлений о том, что такое погода, погодные явления и изменения.Планируемые результаты:Предметные:1) учить наблюдать и описывать состояние погоды;2) учить работать с услов...