Технологическая карта урока окружающий мир по теме «Дыхание и кровообращение».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Коткова Алиса Анатольевна

Технологическая карта урока окружающий мир по теме

«Дыхание и кровообращение».

Окружающий мир, 3 класс, программа «Школа России», учебник Окружающий мир А.А.Плешаков М: Просвещение.

Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения, по теме «Дыхание и кровообращение».

Коткова Алиса Анатольевна , учитель начальных классов МАОУ СОШ №27

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moy.docx49.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока  окружающий  мир  по теме

«Дыхание и кровообращение».

Окружающий мир, 3 класс,  программа  «Школа  России»,  учебник  Окружающий  мир  А.А.Плешаков  М: Просвещение.

Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного  метода обучения, по теме «Дыхание и кровообращение».

Коткова Алиса Анатольевна , учитель начальных классов МАОУ СОШ №27

Образовательная цель: создать условия для ознакомления детей с функциями дыхательной и кровеносной систем.

Деятельностная   цель:  способствовать формированию знаний об органах дыхания и кровообращения.

Тип урока: открытие  новых знаний.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися, способствовать пониманию значимости безопасного, здорового образа жизни,  уметь определять личностный смысл учения и проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров,  сформировать умение оценивать свои достижения в усвоении учебного материала урока,   уметь  осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной речи.
  • Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. научить операциям сравнения и синтеза на примере дыхательной и кровеносной систем,  ставить предметные цели и задачи урока.
  • Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: познакомить учащихся с функциями дыхательной и кровеносной систем, актуализировать и расширить знания учащихся о значении органах дыхания и кровообращения для человека.

По форме организации: урок комбинированный,  формы  работы:  индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник, ПК, проектор, презентация  в  Pover  Point, цифровой микроскоп, пульсометр.

На уроке использованы следующие методы обучения:

  1. по виду информации:
  • словесные (разъяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с  приборами, с учебниками, с доской,  со  схемами)
  • интерактивные
  1. по виду учебной деятельности:
  • проблемно – поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем);
  • практический метод

Этапы урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Универсальные  учебные  действия

1.Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверяют свою готовность к уроку.

Организует психологический настрой учащихся на учебную деятельность.

(Слайд 1) Уважаемые гости  рады вас приветствовать на нашем уроке окружающего мира.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2. Повторение  домашнего  задания.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала;  актуализировать  необходимые  полученные  ранее  знания.

Ученики  отвечают  на  вопросы,  выполняют  задание  карточки самопроверки.  Взаимопроверка,  работа  консультантов.  Выступают  со  своими  памятками.

Организует  актуализацию  знаний,  направляет  деятельность  обучающихся.

О  чём  говорили на прошлом уроке? (о правильном питании человека)

- Какая система в организме человека обеспечивает переваривание и измельчение пищи? (пищеварительная система).

- И мы пришли с вами к выводу, что для жизни человека каждый день необходимо … (правильно  питаться).

У каждого из вас на парте лежит белый лист. Пожалуйста, подпишите фамилию и имя. Установите соответствующую последовательность цифр на схеме согласно расположению органов пищеварительной системы.

1. ротовая полость

5.печень

2. пищевод

6. толстая кишка

4. тонкая кишка

3. желудок

- Проведем самопроверку, берём в руки красный карандаш. Прошу выйти к доске_____ на проверку. (один ребенок выходит к макету).

Без ошибок-5

1-2 ошибки-4

3-4 ошибки -3

Личностные:                                                                     самопроверка  и  самоконтроль.

                                                                         Коммуникативные:

высказывание своей точки зрения.

                                                                    общение и взаимодействие друг с другом.

                                                                         Познавательные:

актуализация  полученных  ранее  знаний  по  теме.

3.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели  урока.

 

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

4.   Работа  по  группам.

Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию,  сделать  выводы.

5.   Дыхательная  гимнастика.

Цель:  познакомить  ребят  с  дыхательными  упражнениями.  Которые  они  могут  применять  дома.  Динамическая  пауза.

Ученики отвечают на вопросы,  анализируют  материал,  делают  выводы,  определяют  тему  и  цели  урока.

Ребята  работают по учебнику

Выполняют  задание.

Организует  актуализацию знаний.

Организует уточнение темы и цели урока.

Учитель  организует  и  направляет  работу класса.

Организует  проведение  гимнастики.

- Но, только ли питание  нужно человеку для жизни? (солнце, тепло, воздух)

 -  Попробуйте на несколько секунд закрыть рот, зажать нос и перестать дышать…

 - Что  вы  почувствовали?  (необходимость  вдохнуть)

 -  Это взбунтовались наши клетки, которые остались без кислорода. Они «кричат»: “Пришлите нам кислород, иначе мы все погибнем от голода”. Без пищи человек проживет несколько недель, без воды несколько дней, без воздуха – всего несколько минут.
 - Давайте  проведем  эксперимент.  Задержите  дыхание  и  продолжайте  не  дышать  столько  времени,  сколько  получится.  Кто  сделает  вдох  поднимает  руку.

     (Проводится  эксперимент.  Учитель  озвучивает  время по секундомеру)

-   Обычные  люди  могут  не  дышать  1-2  мин,  ловцы за жемчугом   могут  не  дышать - 5 минут, а спортсмены до 10 минут.

- А для чего нужен воздух?  (Предположения  ребят).

Слайд- Из  чего  состоит  воздух?  (Азот,  кислород,  углекислый  газ…)

 - Какой  из  этих  газов  нам  необходим  для  дыхания?

- Всем органам нашего организма необходим кислород, который мы поглощаем из воздуха.

- Значит, человеку необходимо не только питаться, но и …? (дышать)

- Значит тема сегодняшнего урока? (учащиеся называют тему урока) Тема на доске.

- Да.  Первая  часть урока  будет  посвящена  системе  органов  дыхания.

 - Что  бы  вы  хотели  узнать  о  системе  органов  дыхания?  (Дети  формулируют  вопросы).

- Сформулируйте цель урока (ответы учащихся).

На доску:

-какие органы входят в дыхательную систему?

-при дыхании что поглощаем, что выдыхаем?

Чтобы начать работу по теме урока, предлагаю вспомнить:

- Как называется наука, занимающаяся изучением строения тела человека? (Анатомией).

- Значит 1 группа у нас будут учеными – анатомами.

- Как называется наука, занимающаяся работой органов человека? (Физиологией).

- Значит 2 группа будут учеными – физиологами.

- Назовите науку, занимающуюся сохранением и укреплением здоровья человека? ( Медицина  и  гигиена ).

- 3 группа учеными –доктора гигиены

Слайд-  Вспомните  правила  работы  в  группе.

 Перед вами на ваших столах есть желтые листы с необходимой информацией для групп, подготовьте сообщение  

1 группа- расскажите нам о строении дыхательной системы пользуясь желтым листом и учебником страница 138.

2 группа вы работаете с информацией на желтом листе и готовите сообщение- как работает дыхательная система.

3 группа расскажет нам , почему дышать рекомендуется через нос?

  Каждой  группе  даётся  5  мин.  на  подготовку.  (Дети  пользуются  учебником,  желтыми листами. Каждая  группа  готовит небольшое  сообщение  согласно  своему  направлению).

Выступление анатомов: Носовая полость, трахея, бронхи, легкие составляют дыхательную систему.  Легкие – это парный  орган.  Они  находятся  в  грудной  части  тела  и  защищены  ребрами.  Состоят  легкие  из  легочных  пузырьков.

-Какие органы составляют дыхательную систему? Слайд

-носовая полость

-трахеи

-бронхи

-легкие

Выступление физиологов: При вдохе воздух   проходит  через носовую полость,  где  воздух  согревается   за  счет  кровеносных  сосудов  и  очищается  за  счет  слизи  и  волосков.  Далее  воздух  попадает  в  трахею, которая  похожа  на  трубку  и бронхи,  потом   поступает в легкие.  Легкие  состоят   из  легочных  пузырьков.  В  легких  происходит  газообмен.  Кислород  поступает  в  кровь  и  разносится  по  организму  и  выдыхается  углекислый  газ.  

Выступление врачей: «Почему дышать рекомендуется через нос?»

(Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством крохотных ресничек. К ресничкам прилипают пылинки. Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло.)

 (Динамическая  пауза) 

              Дыхательные упражнения  
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ. 
Делаем глубокий вдох через нос, надуем «щёчки – пузырики» и медленно выдыхаем через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
 Упражнение 2. НАСОСИК.
 Ставим руки на пояс, слегка приседаем – вдох, выпрямляемся – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

Познавательные: логический  анализ объектов с целью

выделения признаков.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из  материала  учебника,  составлять  выступление  по  теме,  извлекать  информацию  из  доклада одноклассника.

 6. Проблемный  вопрос.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию.

Ученики отвечают на вопрос,  анализируют ситуацию,  делают  выводы.

Организует,  корректирует,  направляет  работу  учащихся.

- После  дыхательной  гимнастики  я  хочу  задать  вопрос: «Одинаковое  ли  количество  кислорода  помещается  в  ваших легких?  Как  вы  думаете?  От  чего  зависит  количество  кислорода  в  легких?»  (Фронтальная  беседа  по  данным  вопросам.)

- Давайте  проведем  эксперимент  и  проверим  ваши  предположения.

Прошу выйти 3 учеников из групп.

(Раздаю шарики)

-Ваша задача надуть шарик одним вдохом.

- Одинаковое  ли  количество  кислорода  помещается  в  ваших легких?  

Верно, ребята. Объем кислорода в легких каждого человека разный.

Познавательные: логический  анализ   ситуации   на  основе  имеющихся  знаний, с целью

 сделать  вывод. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные:  понимать  и  сохранять  учебную  задачу, уметь  извлекать важную информацию  для  формулировки  вывода.

7. Определение темы   2  части    урока. Постановка цели  урока.

 

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

Ученики отвечают на вопросы,  анализируют  материал,  делают  выводы,  определяют  тему  и  цели  урока.

Организует  актуализацию знаний,  загадывает  загадку, ставит  перед  учениками  проблему.

Организует уточнение темы и цели 2  части  урока.

- (Слайд) Попробуйте догадаться, о чём это я?

(Бежит она очень быстро: меньше, чем за минуту, успевает обежать всё тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме. О чём это (О крови)

Верно. Предлагаю вам посмотреть капельку крови под микроскопом.

Я думаю, вас заинтересовала тема второй части урока, назовите ее. (На доску: кроовобращение) Что  бы  вы  хотели  узнать  из этой темы?  

-- Частью  какой  системы  является  кровь?

- Какую роль, играет кровь при дыхании?

 Открываем учебник  с 139. Читаем текст «О движении крови».

(Ученик читает текст).

  - Частью  какой  системы  является  кровь?

(кровеносной системы)

 (Слайд ) Делаем вывод .Сердце и кровеносные сосуды- органы кровообращения.

Они образуют кровеносную систему.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

8.Продолжение первичного усвоения новых знаний.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию.

Ученики отвечают на вопрос,  анализируют ситуацию,  делают  выводы.

Организует,  корректирует,  направляет  работу  учащихся.

- Как вы думает, какую роль, играет кровь при дыхании? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на странице 139. (Читает ученик)

- Вывод: человеку необходимо дышать, при работе дыхательной системы большую роль играет движение крови в организме.

 - Что  движет  кровь  по  организму (Сердце).

- У каждого человека сердце сокращается, т.е. бьется. При сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в минуту.  Размер  сердца  человека  примерна  соответствует  размеру  кулака Сердце  как  насос  качает  кровь.  

Познавательные: логический  анализ   ситуации   на  основе  имеющихся  знаний, с целью

 сделать  вывод. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные:  понимать  и  сохранять  учебную  задачу, уметь  извлекать важную информацию  для  формулировки  вывода.

9. Практическое  применение знаний.

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

Выполняют практическую работу.

Организует выполнение практической работы.

- А вы знаете число ударов в минуту вашего сердца? А как можно узнать?

Слайд - Сегодня мы с вами выполним практическую работу «Учимся измерять пульс»

Определите цель практической работы: научиться измерять пульс. Первый способ измерения пульса.  

На столах рабочий лист синего цвета, напишите свою фамилию и имя.

- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.140

Положите пальцы правой руки, так как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту.

- Запишите данные в таблицу.

(Дети записывают).

 -  Может  ли  меняться  частота  пульса?  От  чего  это  зависит?  (Предположения  детей).

В наше время люди придумали много различных приборов   и  способов  для измерения числа ударов сердечных сокращений (  современные  тонометры,  компьютерная  диагностика, пульсометры).

-Сегодня на урок я принесла вам пульсометр, с помощью него мы измерим пульс.

 - Мы с вами узнали количество ударов сердечных сокращений в состоянии покоя, давайте посмотрим, что же изменится после физической нагрузки.

Приглашаю по одному ученику от каждой группы.

-Сделайте по 5 приседаний и снова измерим пульс с помощью пульсометра.

Запишите данные в таблицу.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений.

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование.

9.  Продолжение выполнения практической работы.

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

Выполняют практическую работу.

Организует выполнение практической работы.

- Обратите внимание на данные, которые у вас получились, что мы наблюдаем?

-Какой вывод можем сделать?

Вывод: при увеличении физической нагрузки пульс человека учащается.

- А теперь вспомните, какую мы цель поставили перед выполнением практической работы, достигли мы ее или нет? (цель: научиться измерять пульс)

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений.

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог)

Цели:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует запись домашней работы.

Какие цели мы перед собой поставили? Достигли мы цели урока?

Вернемся к нашему рабочему листу синего цвета. Переверните его. Вас ожидают 10 утверждений, если вы согласны с утверждением  то ставите «+», а если не согласны с утверждением ставим напротив цифры «-».

1.        Сердце обеспечивает движение крови в организме? (да)

2.        Органы дыхания объединяются в пищеварительную систему? (нет)

3.        Лёгкие  в дыхательную систему.         (да)

4.        Благодаря крови частицы питательных веществ разносятся по всему телу. (да)

5.        Желудок относится к пищеварительной системе.(да)

6.        При дыхании человек поглощает углекислый газ, выделяет кислород. (нет)

7.        Бронхи состоят из маленьких пузырьков. (да)

8.        Кровь приносит к органам питательные вещества.         (да)

9.        Кровеносная система переносит внутри организма различные вещества. (да)

10.        Стенки сердца состоят из сосудов. (нет)

(Дети выполняют).

Проведем взаимопроверку. Прошу обменятся листочками с соседом по правую руку.

Слайд Я буду зачитывать верные ответы.

(Дети проводят самопроверку).

Если в работе нет ошибок ставим 5, если в работе 1-2 ошибки-4, если 3-4 ошибки -3.

Отметки за урок я вам выставлю по результатам ваших рабочих листов.

На рабочих листах приклеены стикеры, при помощи которых вы покажете свое настроение после урока.

Если вам было всё понятно на уроке- вы показываете зелёный цвет, если были затруднения- желтый, если вам не понятно и было сложно- вы показываете красный цвет.

Поднимите вверх выбранный стикер.

(Дети показывают карточки.)

Приклейте ваш стикер на круг настроения.

Домашнее задание:  (Слайд 12)

РТ стр 66-67

Задание на выбор:

  1. Потренироваться измерять пульс у своих родителей в состоянии покоя.
  2. Найти и подготовить комплекс дыхательной гимнастики, которые мы могли бы проводить во время уроков.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Регулятивные УУД: учащиеся научатся оценивать правильность выполнения действия.

Личностные УУД:

учащиеся научатся проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дыхание и кровообращение"

В данной презентации показаны органы составляющие дыхательную и кровеносную систему, схема строения сердца и правила подсчёта ударов пульса....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Система дыхания и кровообращения» (Программа Школа России)

Тема урока "Кровообращение и дыхание" входит в раздел "Мы и наше здоровье" учебника для общеобразовательных учреждений А. А. Плешакова Окружающий мир 3 класс, с приложением на электронном носителе М.,...

Тест по теме "Дыхание и кровообращение"

Данный тест можно использовать как для закрепления нового материала, так и для его проверки....

Презентация к уроку Окружающий мир для 3 класса по теме "Дыхание и кровообращение"

Презентация к уроку Окружающий мир для 3 класса по теме "Дыхание и кровообращение" к УМК Школа России...

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: «Дыхание и кровообращение» (3 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме:  «Дыхание и кровообращение» (3 класс, УМК "Школа России")....