Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: «Дыхание и кровообращение» (3 класс, УМК "Школа России").
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Григоренко Юлия Анатольевна

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме:  «Дыхание и кровообращение» (3 класс, УМК "Школа России").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме:

«Дыхание и кровообращение».

Цели:

Образовательные: формировать представление об устройстве и функционировании дыхательной и кровеносной систем их значении для организма; способствовать формированию знаний о важности дыхательной и кровеносной систем.
Развивающие: 
развивать познавательную активность учащихся, умение сравнивать, обобщать, умение работать с таблицами.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс.

Формируемые УУД:

Познавательные: умеют делать выводы, анализировать, систематизировать полученные знания.

Регулятивные: умеют формулировать учебные задачи, контролируют и оценивают собственную учебную деятельность и одноклассников.

Коммуникативные: выслушивают и уважают мнение других, умеют участвовать в диалоге, правильно строят ответ.

борудование: презентация, ноутбук, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок. (Проверка готовности к уроку.)

II. Актуализация знаний

- Какие питательные вещества человек получает с пищей?

- Из каких органов состоит пищеварительная система?

- Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

- Расскажите о своем суточном рационе, который вы составили со своими родителями в ваших тетрадях.

III.Целеполагание

- Попробуйте на минуту закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Вы сразу почувствуете, что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это, оставшиеся без кислорода, взбунтовались клетки. Они кричат: «Пришли нам кислород. Иначе мы все погибнем от голода!»

- Может ли человек обойтись без воздуха? (Нет.)

- Именно об этом мы сегодня поговорим на уроке.

- Какие цели поставим перед собой?

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Дыхательная система

- Какой состав имеет воздух? (Кислород, углекислый газ, азот.)

- Какой газ необходим для дыхания? (Кислород.)

Всю жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в легкие. Все эти органы составляют дыхательную систему.

(На доске – демонстрационная таблица «Органы дыхания».)

- Посмотрите на таблицу, скажите, с какого органа начинается путь воздуха в организм. (С носовой полости.)

Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством крохотных ресничек. К ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Благодаря кровеносным сосудам в носовой полости жарко, как в духовке. Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло, которое по-другому называется гортань. Гортань переходит в трахею. Трахея разветвляется на два бронха. Внутри они тоже покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В лёгкие должен поступать только чистый воздух, вот бронхи и выполняют роль фильтра. Бронхи ведут в лёгкие.

Лёгкие представляют собой две большие губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных лёгочных пузырьков – альвеол. Всего в лёгких взрослого человека почти 300 млн. пузырьков. Если удалось бы расправить их оболочки и соединить вместе, то получилась бы такая огромная плёнка, что могла бы закрыть целиком волейбольную площадку площадью 100 кв. м. лёгкие непрерывно выполняют огромную работу. Если бы лёгкие перекачивали не воздух, а воду , то за одну ночь подняли бы полтонны воды на высоту второго этажа.

2. Работа по учебнику.

- Прочитайте в учебнике текст «О дыхании» с. 144-145.

- Как устроена и работает дыхательная система?

-Как выглядят трахея и бронхи?

- Из чего состоят лёгкие?

- Какова роль лёгочных пузырьков? (Забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа).

Правилами гигиены органов дыхания

  • Дыхание должно быть ровным, размеренным
  • Желательно регулярно заниматься физической культурой
  • Дышать через нос
  • Необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в помещениях
  • В течение суток полезно быть по 2-3 часа на свежем воздухе
  • Необходима регулярная влажная уборка
  • При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком
  • При общении с людьми заболевшими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.

-   Нельзя допускать заболевших гриппом к работе и учёбе. Грипп - вызывается вирусами и относится к капельной инфекции, распространяется быстро и опасен своими осложнениями.

-   Необходимо также поддерживать чистоту в жилых помещениях. Это способствует предупреждению такого заболевания, как туберкулёз. Это не только капельная, но и пылевая инфекция.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа.

   Легкие обогащают кровь кислородом. Дальше кровь несет этот кислород ко всем клеткам организма. (Кровь, богатая кислородом, красная, а кровь, богатая углекислым газом - синяя.) Сердце проталкивает кровь, отдыхает, опять протолкнет и опять отдыхает. Иначе не выдержать ему круглосуточной работы (на экране.)

Сердце человека невелико. Это плотный мускульный мешочек размером немного больше кулака. Сожмите кулак - вот такое сердце бьётся у вас в груди. Ежедневно сердце прокачивает примерно 10 т крови, то есть целую цистерну, равную массе двух огромных слонов. Сердце имеет очень сложное строение, оно четырёхкамерное, т.е. состоит из четырёх отделов – двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» - клапаны, которые открываются только в одну сторону.

Было ли у вас состояние, когда сердце «готово выскочить из груди»? Приведите примеры.

-Прочитайте текст в учебнике с. 145 «О движении крови».

- Какова роль крови в организме?

- Как устроена и работает кровеносная система?

- Зачем капелька крови, обежав весь организм, возвращается в сердце и отправляется в новое путешествие?

2. Практическая работа

- Рассмотрите рисунок в учебнике с. 146.

- Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца.

(Когда все ученики нащупают у себя пульс, предлагаю сосчитать количество ударов за 15 сек. Затем полученное число ударов умножают на четыре и получают результат за минуту).

 (Предлагаю присесть 10-15 раз, попрыгать, сделать наклоны, а затем снова посчитать пульс.)

- Какой вывод можно сделать?

VII. Подведение итогов урока

- Назовите органы дыхательной системы.

- Назовите органы кровеносной системы.

Итак, дыхательная система снабжает организм кислородом. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества.

VIII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Стр. 144 – 146, читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: органы чувств для 3 класса.

Конспект урока по окружающему миру с использованием комплекса оперативного контроля знаний(КОКЗ) и с прилагающейся презентацией....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс УМК "Школа России"

Урок проводится как  интегрированный урок - проект по  окружающему миру и ИЗО. В конце урока получается очень красивый плакат....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Животноводство" 3 класс ("Школа России")

Тема: ЖивотноводствоУчитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.А.Цели: Образовательные: познакомить с животноводством как отраслью сельского хозяйства; с особенностями разведения и...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Тема: "Учёные России"

Данная разработка содержит: конспект урока, разрезной и раздаточный материалы, эталон нового знания, презентация. Урок ОНЗ, написан в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Опробирован на уч...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор" 1 класс по программе "Школа России"

На уроке дети узнают, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем людям....

Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России" "Откуда берут снег и лёд"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по окружающему миру 1 класс «Школа России»...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Дыхание. Движение крови"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Дыхание. движение кровиЦели:образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с функциями ды...