Конспект урока "Кто такие насекомые?" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока "Кто такие насекомые?" 1 класс, УМК "Школа России"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Окружающий мир» 1 класс   УМК «Школа России»

Тема - Кто такие птицы?

Цель: Создать условия для ознакомления с отличительными признаками птиц.

Задачи:

  1. Выявить отличительные признаки птиц.
  2. Пробудить интерес к  наблюдению за птицами.
  3. Воспитывать любовь к родной природе.
  4. Развивать умение слушать и слышать, внимание, кругозор, память, наблюдательность.

Оборудование:

1. Картины с изображением птиц

2. Перья.

3. Лупы, ножницы, стаканы с водой.

4. Чучело вороны.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

-  К вам на урок опять пришли   Муравей Вопросик и Мудрая черепаха. У них сегодня прекрасное настроение.

- А у вас?        

                                                                                                                                             

  1. Актуализация знаний.  Возникновение проблемной ситуации. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

Мудрая черепаха принесла вам пазлы. Соберите их.

Игра «Собери картинку» (2птицы, бабочка, летучая мышь, белка летяга)

- Что у вас получилось? (Дети отвечают, что у них получилось)

- Муравей Вопросик  видел всех этих животных.

- Что умеют делать все эти животные? (Все они умеют летать.)

- Муравей Вопросик говорит, что все кто умеет летать – птицы. Прав ли он?  (Бабочка-насекомое.)

-  «Тогда кто такие птицы?» - спрашивает муравей Вопросик. Это и есть тема нашего урока.

- Значит, что мы узнаем сегодня на уроке? ( Кто такие птицы? Узнаем чем птицы отличаются от других животных.)

  1. Новый материал. Просмотр фильма.

         (Видеофильм с диска)

- Давайте  вместе с Вопросиком  посмотрим фильм  и ответим на этот вопрос.

- Смотрите внимательно! Никаких вопросов во время просмотра фильма не задаём!

- Чем же отличаются птицы от других животных? (Тело птиц покрыто перьями.)

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки сложили назад.

- А все ли птицы летают? Пингвин и страус не летает. Но у них тоже есть перья. ( Показ рисунков)

Практическая работа.

- Вы на урок принесли перья.

- От какой птицы ваши перья?

- Я тоже принесла перья. А нашла я их прямо в здании нашей школы.  

- Какие птицы залетают к нам в школу?

(Учитель загадывает загадку, если дети не отвечают.)

В деревнях и в городе

На крышах живут…….голуби.

- Голуби - символ мира и дружбы.  Согласно легенде бог войны Марс не стал воевать, потому что голубка свила гнездо в его боевом шлеме. Марс не решился  разорить гнездо птицы и война была предотвращена.)

- Давайте  рассмотрим перья.

- Чем различаются эти перья? (цветом, размером, формой)

- У каждого пера есть стержень. Где он?

- А ещё у пера есть бородки. Попробуйте их взъерошить.

- А теперь пригладьте их обратно.

- Почему так получилось?

- Рассмотрите бородки под лупой. Что заметили? (Бородки цепляются друг за друга маленькими крючочками.)

- Что случится если подуть на перья? Почему они улетят?

(Перья лёгкие)

- Разрежьте перо. Что видите внутри? Поэтому оно такое лёгкое? (Внутри пустое)

- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет)

- Перья защищают птицу от воды и сырости.

- Для чего птицам нужны большие крылья? (Чтобы летать.)

- Для чего птицам нужны маленькие пёрышки? (Чтобы не замёрзнуть)

Физкультминутка.

К вам на урок пришла гостья.

Окраской - сероватая

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это………..ворона.

Давайте назовём части тела птицы. (По одному выходят к доске).

- А что вы знаете про эту птицу? (Любит блестящие вещи. В городах она катается на животе  с куполов церквей. В конце купола тормозит когтями и сцарапывает позолоту. За это её не очень любят)

4.  Включение нового знания в систему знаний.

Птицы нашей местности. Конкурс.

- А теперь устроим конкурс. Кто назовёт больше птиц нашей местности.

У меня на доске карточки с птицами нашей местности. Это не все птицы, которые обитают в нашем районе. Если бы вывесить все 225 видов, то нам понадобилась бы вся стена.

- Вы называете птицу, я переворачиваю карточку с её изображением а вы говорите, что знаете об этой птице и получаете перо. Кто наберёт больше перьев - тот и победитель. (Если дети затрудняются, учитель загадывает загадку о птице. См. Приложение1)

- У нас остались неперевёрнутые карточки, я переворачиваю а вы называете птицу, если узнали.

(Когда все карточки с птицами перевёрнуты)

- Какие птицы очень похожи? (Вороны, галки, грачи. Они ближайшие родственники.)

- Но у них есть и различия. Какие? Грачи более чёрные. Галки поменьше размером.)

- О какой птице вы бы хотели узнать побольше?

- На одном уроке мы не сможем поговорить обо всех птицах. А где вы сами сможете найти информацию о любой из них? Правильно в книгах, по телевизору посмотреть, спросить взрослых. Сами наблюдайте за птицами.

5. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

- На этом наш урок закончен.  

- Что мы хотели узнать в начале урока?

- Узнали мы: Кто такие птицы? Чем отличаются птицы от других животных?

-  Муравей Вопросик тоже разобрался. Он говорит вам: «Спасибо!»

- Как ваше настроение к концу урока?

- Муравей Вопросик и Мудрая черепаха очень довольна вашей работой на уроке. У них  даже поднялось настроение, то есть стало ещё лучше.

- Молодцы!

Приложение 1

Утка

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.

( Самая прожорливая птица. Ест с утра до поздней ночи. Ест водяные растения, мелкую рыбёшку, рачат, лягушат, всяких насекомых)

Филин

Днём молчит

Ночью кричит.

(Эту птицу называют ночной. Она кричит с вечера до утра даже в октябре. А поёт она, когда сытая.)

Дятел

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись: ………..дятел.

( Дятла называют лекарем леса. Доставая из-под коры насекомых-паразитов, он приносит большую пользу природе.)

Грач

Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовётся птица………грач.

(Грач- самая первая птица из перелётных)

Сорока

Верещунья, белобока,

и зовут её…… сорока

         Любят блестящие вещи.

Ласточка

Спереди шильце

Сзади вильце

Сам мал,

А за морем бывал.

(Гнёзда делают из глины и из земли, склеенной слюной птицы)

Снегирь

Снег за окошком,

Посмотри!

Прилетели

Снегири.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг –вспорхнули яблоки

Ведь это-……….снегири

(Прилетают с первым снегом)

Клёст

За свой клюв её так прозвали. На древнерусском языке «Клестить» обозначало сжимать, стискивать. Клесты свойм клювом ловко вытаскивают семена из шишек. А ещё они выводят птенцов зимой, когда созревают семена ели.

Кукушка

Летним днём на суку

Она кричит: «»Ку-ку, ку-ку!»

(Подбрасывают свои яйца в гнёзда к другим птицам )

Синица

Весенняя певица

Зовут её……..синица.

(Получила название за пение сии-сии-ции-ции.)

Скворец

На шесте-дворец

Во дворце-певец, а зовут его…..скворец.

(это птицы охотно селятся в скворечниках)

Воробей

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый……….. воробей

(Есть предположение, что своё имя эти птицы получили из-за пристрастия к зерну.  «Вора - бей» - кричали люди, отгоняя воробьиные стайки от своих запасов.)

Курица

По  деревенской улице

Бегут, кудахчут………курицы

В древнем Риме куры предсказывали будущее. Если куры хорошо поедали корм вечером - будет удача, плохо - будет - неудача.

Гусь

Очень я го-го-горжусь,

Что не утка я, а ……..гусь. ( Очень умная, смелая и осторожная  птиц. Очень давно люди писали гусиным пером.)

Чайка

На реке мы сняли майки.

А над рекой кружили…….. чайки.

( Есть такая примета  «Прилетели чайки - значит скоро пойдёт лёд»)

Галка

Во дворе на длинной палке

Галдят неугомонно……… галки.

(галки ближайшие родственники воронам)

И кричат почти так же как вороны ка-а-а , ка-а-а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе. Тема "Кто такие птицы"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе....

Конспект урока для 1 класса "Что такое технология?Подставка для кисточки" +презентация

Цель: раскрыть содержание понятия «технология», показать разнообразие видов деятельности в зависимости от использования материала и инструментов; показать  возможности изготовления изделия из бум...

Конспект урока в 1 класс. Кто такие рыбы.

Предмет: окружающий мирКласс :1Название темы: Кто такие рыбы?Цель:  познакомить с признаками и разнообразием рыб.Задачи:1.      Изучить внешнее строение  и отличител...

Конспект занятия в 3 классе "Что такое самостоятельность? Зачем она нужна?"

Конспект занятия для обучающихся 3 класса с НОДА по курсу «Основы коммуникации»Что такое самостоятельность? Зачем она нужна?Цель: определить качества самостоятельного человека и для ч...

Конспект урока в 3 классе по теме "Что такое Бенилюкс"

Конспек урока к учебнику А. А. Плешакова. Окружающий мир. 3 класс. УМК «Школа России»Тема: «Что такое Бенилюкс?» Урок-исследование. Цель: посредством организации исследова...

Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл...

Конспект урока технологии 3 класс, «Что такое игрушка? Игрушка из носка»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Что такое игрушка? Игрушка из носка»  Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с изготовлением игрушек из носков, ...