ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Татьяна Николаевна Сарычева

цель урока-формирование понятия органов растения: корня, стебля, листа (фотосинтез), цветка, плода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

Тема:  Растения – производители

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель:

- формирование понятия органов растения: корня, стебля, листа (фотосинтез), цветка, плода.

Задачи урока: 

Образовательные:

-  формирование понятий органов растения;

- познакомить детей с органами цветкового растения и их ролью в жизни растений;

Развивающие:

- развивать интерес детей к чтению энциклопедической литературы;

- развивать логику суждений, наблюдательность, воображение, монологическую и диалогическую речь;

Воспитательные:

- прививать чувство бережного отношения к природе;

- формировать у учащихся экологическую культуру;

- развивать умение работать в группе;

– воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь, толерантности.

Оборудование: комнатное цветущее растение; гербарии цветковых растений; разноцветные круги для рефлексии; таблица «Органы растения», плакат «Части растений»; карточки на закрепление изученного материала; конверты с домашним заданием; презентация; интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Организационный момент (Психологический настрой.)

- Добрый день, ребята! Я очень рада  видеть вас на нашем уроке «Окружающего мира». Меня зовут Гульнара Яковлевна. Сегодня на уроке мы узнаем друг друга поближе.  Давайте подарим улыбки всем гостям, друг  другу, ведь все мы знаем, что улыбки располагают к приятному общению.

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем мы урок.

Вы на парты посмотрите,

Все в порядок приведите.

А теперь все тихо сели

На меня все посмотрели.

Руки вместе,

Ноги вместе,

Локти у края,

Спина прямая.

ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

  1.  3

К нам на урок вновь пришли наши виртуальные друзья Лена и Миша. (Слайд 1) Они очень любят природу, увлечены изучением окружающей среды и на каждом уроке ребята сообщают нам о том, как нужно относиться к природе. Они настоящие исследователи природы. И сегодня они решили прислать нам задания, чтобы помочь нам определить тему нашего урока. Посмотрите на фотографии, которые сделали Миша и Лена во время своих путешествий. И подумайте, что объединяет все эти фотографии. (Слайд 2 – Растения экосистемы болота)

- Правильно, все эти растения относятся, к экосистеме болота. А какие растения растут в этой экосистеме? (ягоды)

- А для кого нужны эти ягоды? (человека, животных)

- Молодцы, правильно, т.е. что производят растения болота? (пищу для животных и человека)

(Слайд 3 – Растения экосистемы луга)

- Ребят, а что объединяет эти растения? (Растения экосистемы луга).

 - А что они производят? (пищу для животных и человека).

- Правильно. Хорошо.

(Слайд 4 – Растения экосистемы леса)

- Ребят, а скажите пожалуйста какие растения растут в лесу?

- А что производят эти растения? (пищу для животных и человека)

- Так что общего у всех этих групп? (Это растения, они все - производители)

- Значит тема нашего урока какая? (Растения-производители) ( на доске название темы) (Слайд 5)

Проблемная ситуация:

- Ребята, а вот у Лены возник вопрос «Из каких частей состоит растение?»

- Вы готовы дать ей ответ на этот вопрос?

- Я предлагаю вам поработать в парах, рассмотреть гербарий и ответить на какой вопрос? (Как устроено растение?)

- Значит над каким главным вопросом урока мы будем работать? ( Как устроено растение? – вывешиваю на доску вопрос урока)

- Какие органы растения вы видите? Из каких органов состоит растение? (перечисляют)

 Давайте составим план урока.

Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

План (примерный)  3 (Слайд 6)

Изучить органы цветкового растения

а) корень;

б) стебель;

в) лист;

д) цветок;

г) плод.

- Ребята, а скажите где можно добыть информацию о органах растений (из учебника, от учителя, из энциклопедии)

- А какая информация доступна нам в настоящее время? (учебник, учитель)

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

 Какое умение формировали?

- Ребята, скажите пожалуйста, а комнатный цветок, является растением?

Учитель: -

•        Все ли органы растения мы видим? Назовите видимые органы цветка (цветок, стебель, лист)

•        Какой орган нам не виден? (Корень)

•        Почему?

•        Как бы вы их назвали? (предположения детей)  (Слайд 7 )

•        Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступен свет, а каким вода.( обсуждают в группах и делают выводы) (Слайд 8)

Мини вывод: подземные части растения тянутся вниз, всасывая воду, а с ней и другие полезные вещества. (Слайд 9) А наземные части растений тянутся вверх, к свету. Они обеспечивают процесс фотосинтеза. Миша посмотрел определение этого слова в энциклопедии (Слайд 10)

- А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, давайте мы потянемся все к солнышку, как тянутся растения, покачаемся, как качаются растения на ветру, а теперь все тихо сядим за свои места и вытянем все свои ножки, как тянутся в низ корни растений.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

4 3 2 4 3

 Работа в учебнике. Работа в группах.

– Сложные задачи приходится решать различным частям растений. Сейчас вы поработаете в группах и попробуете доказать, какую роль выполняет каждый орган.

- Миша и Лена предлагают нам работать с помощью алгоритма.

Алгоритм

1. Название органа.

2. Функция которую он выполняет.

3. Где он расположен (наземный орган или подземный)

1 группа – корень

2 группа – стебель
3 группа – лист

1 группа:

 Чтение абзаца о корне (стр.79)

- Какую работу выполняет корень? (удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества)

Ключевые слова: служит якорем, всасывает воду и вещества, разветвлён


2 группа:

 Чтение абзаца о стебле (стр.78, последний абзац)

- Какая главная задача стебля? (преодолевает земное притяжение, даёт опору листьям, связывает части растения)

Ключевые слова: опора, преодолевает земное притяжение, связывает все части растения

3 группа: (даю задание на листах)

  -Чтение абзаца о листьях (стр.78 , второй абзац)

- В чём заключается главная задача листьев? (кормят растения)

- Какой процесс происходит в листьях? (фотосинтез) 

- Что такое фотосинтез? (образование органических веществ и кислорода из воды и углекислого газа под действием солнечного света)

Ключевые слова для 1 группы: кормят клетки, фотосинтез, защищены кожицей

(Дети работают в группах. У каждой группы фломастер и листы, на которых дети записывают ключевые слова. Результат работы – рассказ об органе растения. В итоге на доске появляется схема)

.

 (составляется схема на доске)

- Предлагаю вам немного отдохнуть с пользой для дела. Сейчас вы почувствуете себя в роли различных персонажей  сказки. Я говорю, а вы изображаете. Все встали, приготовились, начинаем.

(Вальс цветов П.И. Чайковский) Распустился на ветке красивый и ароматный цветок. Со всех сторон на запах устремились пчелы, желая добыть сладкий нектар, питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок, закрыл свои лепестки, глядит сердито. Полетели пчелы к другим цветкам. Через некоторое время на них появились сочные, красные плоды. (Слайд 11) А цветок-недотрога так и засох в одиночестве.

- А почему засох цветок - недотрога? А зачем пчелы полетели на цветок? Для чего они переносили пыльцу с цветков. А скажите пожалуйста, почему все цветки такие красивые, яркие, душистые? (Они привлекают пчел, для опыления) - Какова роль цветка как органа растения? (образование плода)  

- А что есть в каждом плоде? (семена)

- Какую роль играет плод? (плод – защита и созревание семян)

- А как будут распространятся семена, давайте обратимся, к нашему помощнику-учебнику.

- Ребята, а над каким проблемным вопросом мы с вами работаем? Какой главный вопрос урока? Как ответим на этот вопрос? (Наземные растения имеют органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.)

Работа по карточке.

- А сейчас, я предлагаю вам итоги нашей работы записать в исследовательскую карту. 

- Мы хорошо поработали, кто оценит свою работу без ошибок, поднимите правую руку. Молодцы.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Рефлексия.

4

– Над каким проблемным вопросом мы работали сегодня? Как же устроено растение? Что важного вы узнали?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

V. Самооценка

- Я предлагаю вам оценить свою работу.

– Кто доволен сегодня своей работой? И ставит себе оценку 5 поднимите зеленую фишку.

- У кого возникали трудности, и он считает, что работал на оценку 4, поднимите синюю фишку.

- Ребята, а у кого не все получилось на уроке, и кому нужна моя индивидуальная помощь, поднимите красную фишку. Чтобы я знала кому мне нужно помочь.

VI. Домашнее задание.

Чтение текста темы 19, 1 задание на выбор из рабочей тетради.

(на листочках у каждого)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живые участники круговорота веществ

Урок по окружающему миру даёт полный обзор круговорота веществ в природе, яркую характеристику цепи питания растений и животных, дети, работая в группах, проводят опыты и составляют собственные работы...

Живые участники круговорота веществ

Урок по окружающему миру УМК Школа 2100...

Живые участники круговорота веществ. Решение задач с многозначными числами.

Конспект интегрированного урока по окружающему миру (ОС «Школа 2100», авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан) и математике (автор: Петерсон Л. Г.).3 класс. Урок составлен в технологии деяте...

Урок окружающего мира " Живые участники круговорота веществ" Школа 2100, 3 класс

В архиве представлен конспект урока, составленный на основе методической разработки авторов программы. Презентация разработана также авторами образовательной системы, только адаптирована под соответст...

Тест_Живые участники круговорота веществ

Тест предназначен для проведения оценки достижения учащимися 3 класса (УМК "Школа 2100") результатов обучения по окружающему миру....

Растения - часть1. Живые участники круговорота веществ.

Растения (определение). Условия жизни растений. Виды растений....

Тест. Окружающий мир. 3 класс. «Живые участники круговорота веществ»

Тест для тематической проверки знаний учащихся....