Конспект урока «Будь здоров!» 2 класс Окружающий мир
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Надежда Ивановна Севостьянова

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель здоровья - 2023»

в Чукотском автономном округе

Тема урока «Будь здоров!»

2 класс

Исполнитель:

Севостьянова Надежда Ивановна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное   учреждение «Основная общеобразовательная школа села Энмелен», Провиденский городской округ, учитель начальных классов.


Цель: познакомить детей с правилами здорового образа жизни во время пребывания на прогулке.

Задачи: Развивающие

Личностные УУД: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; формирование отношения к своему здоровью, как к величайшей ценности.

Познавательные УУД:

  • Общеучебные УУД: научить искать и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания.
  • Личностные УУД: формирование умения классифицировать объекты на основании определенных критериев.
  • Коммуникативные УУД: формирование умения осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение, аргументировано его излагать.
  • Обучающие: познакомить со значением словосочетания «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «правила безопасности пешехода», «правила народных игр на свежем воздухе», научить применять эти знания в жизни.
  • Воспитывающие: воспитать ответственное отношение к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, интерес к игровой культуре разных народов,

воспитывать умение строить взаимоотношения со сверстниками во время игры.

Ожидаемые результаты:

  1. Будут знать: значение словосочетаний «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни».
  2. Будут уметь: классифицировать факторы положительно и отрицательно влияющие на здоровье. Дети осознают необходимость ценностного отношения к своему здоровью, продолжится формирование адекватной мотивации к изучению своего организма, занятиям спортом.
  3. Будут уметь планировать практическую работу, устанавливать причинно –следственные связи, осуществлять коррекцию.
  4. Будут уметь    осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать, выслушивать мнение товарищей.
  5. Будут уметь находить необходимую информацию для выполнения работы, анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и использовать в собственной жизни.

Оборудование для урока.

  • Учебник «Окружающий мир 2 класс часть 1» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Москва «Просвещение» 2021г., рабочая тетрадь к учебнику 2022г.
  • Динамическое пособие «куклы», набор сезонной одежды для кукол, распечатки ребуса, стихов, плакат с ладошкой, набор букв (здоровье), компьютер, проектор, экран, презентации «»Правила безопасности пешехода», «Игры народов России».

Форма урока: комбинированный урок.

 


Сценарий урока

I. Организационный момент.

 - Улыбнёмся друг другу, дети!

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

 

II. Актуализация знаний.

 Проверка домашнего задания.

- Когда убирают урожай?

(Урожай начинают убирать в конце лета, а заканчивают осенью.)

- Как готовят к зиме сад?

(Сад осенью хорошо поливают, удобряют почву, стволы деревьев обвязывают плотным материалом.)

- Какие работы проводят осенью в домах и на улицах, в парках и скверах?

(В домах заклеивают окна, включают отопление.  На улицах, в парках и скверах , пометают листву, пересаживают деревья, перекапывают землю на клумбах. )

 - Молодцы, ребята!

III. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, к нам в гости пришли куклы. Им нужна ваша помощь, они не могут разгадать ребус. Давайте поможем им!

(Учитель показывает кукол-помощников с ребусом. Куклы  одеты не по погоде (одна из кукол - слишком тепло, укутана так, что только нос виден, в ее одежде использованы комплекты одежды для двух кукол; другая кукла одета слишком легко).

- Разгадайте ребус.  (Приложение 1)

C:\Users\Учитель\Desktop\КАРТИНКИ ПДД\Без названия (1).jpg

- (Из букв выкладывается слово «здоровье»)

Куклы благодарят за помощь  и начинают чихать и кашлять. Дети желают им «Будьте здоровы!»  

Учитель спрашивает кукол:

- Да что это с вами случилось? Отчего вы разболелись? Хотя, кажется, мне понятно, в чем причина вашего недуга.

 - А вы, ребята, как думаете, почему им не здоровится?

(Одежда не соответствует погоде).

 - О чём сегодня будем говорить на уроке?

- Мы будем говорить о здоровье и о способах укрепления здоровья осенью.

Вывешивается тема урока «Будь здоров!»

IV. Работа по теме урока. 

1. Беседа

- Послушайте стихотворение об умении одеваться по погоде.

Если на дворе тепло,

Солнце с неба припекло

И дождя не будет вроде —

Одевайся по погоде!

Куртку на меху отложим!

Плащ тебе не нужен тоже!

Будешь бегать и играть

И на солнце загорать!

Надо всем всегда стараться

По погоде одеваться.

- Давайте проговорим, какой должна быть одежда для прогулки осенью.

Одежда должна быть:

  • Просторной
  • Не стеснять движений
  • Лёгкой
  • Тёплой
  • Непродуваемой  и непромокаемой

- Давайте поможем нашим героям одеться правильно (дети переодевают кукол, комплектуя им правильный набор одежды).

- А сейчас, ребята, поговорим с вами о том, как сохранить здоровье осенью. (Учитель раздает детям распечатки стихотворения.) (Приложение 2)

- Прочитайте стихотворение. Подчеркните в тексте правила здоровья.

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья —

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать —

Нужно вам подольше спать.

Ну, а утром не лениться —

На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня-лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты —

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одевайся по погоде!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

- Прочитайте, какие правила здоровья вы выделили.

(Соблюдать режим дня,  утром делать зарядку, чистить зубы, умываться, закаляться,  руки мыть перед едой, кушать полезную еду: овощи и фрукты, рыбу, молоко, чаще гулять, свежим воздухом дышать, одеваться по погоде, вовремя обращаться  к врачу.)

2 . Работа по учебнику (стр.112)

 - Прочитайте текст. Какие еще правила советуют нам выполнять авторы учебника?

     (Проветривать комнату, заниматься физическим трудом, играть в подвижные игры на  свежем воздухе.)

 - Что значит «заниматься физическим трудом на свежем воздухе»?

     (Убирать осенние листья, траву, помогать делать уборку около дома, выгуливать собаку,  чистить снег.)

 - Большую  пользу для здоровья приносят игры на свежем воздухе. Скажите,  в какие игры вы любите играть. А в какие из этих игр можно играть осенью? А вы можете назвать игры, в которые играют ребята нашего региона?

     (Мы любим играть в лапту, в футбол, баскетбол, догонялки, прятки, «Цепи, цепи каванные» и другие)

      - Какие вы молодцы! Но, находясь на улице, следует помнить о правилах безопасного поведения во время игр. Давайте вместе обсудим правила безопасности пешехода во время различных ситуаций на прогулке.

3. Правила безопасности пешехода. (Приложение 3)

 (Учитель показывает презентацию «Правила безопасности пешехода»)

V. Физкультминутка.

Мы топаем ногами

Топ, топ, топ!

Мы хлопаем руками

Хлоп, хлоп, хлоп!

Киваем головой

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем

Мы кружимся потом.

- В игры играют все дети разных стран и народов. Давайте заглянем на Северный Кавказ и узнаем больше об играх детей в этом крае.

4. Игры народов России – школа здоровья (Приложение 4)

 (Учитель показывает презентацию «Игры народов России»)

- На Северном Кавказе находится Республика Дагестан, что по-русски означает «страна гор». Столица республики — город Махачкала. В республике живет более 60 народов, один из них - аварцы.

- Давайте познакомимся с игрой аварцев. Прочитайте ее описание. Расскажите правила этой игры.

(Ученики рассказывают правила игры.)

- А какие игры народов нашего края вы знаете?

- Давайте рассмотрим игру чукотского народа.

- На Северо-востоке нашей страны находится Чукотка.     Столица нашего региона – город Анадырь. Численность  населения    на Чукотке   по данным  2022 г.    составляет 47 906 человек. Население округа многонационально – здесь проживают около 60 национальностей, в том числе представители 16 коренных малочисленных народов Севера - чукчи, эскимосы, эвены, коряки, чуванцы, юкагиры, эвенки, ненцы, ламуты и другие.  Одна из народностей  -  чукчи, «Лыгъоравэтльан». А кто знает, что означает это слово? (По-русски «лыгъоравэтльан» означает «настоящие люди»).  

-Молодцы! А кто-нибудь из вас может назвать традиционные занятия чукчей?

(Традиционным занятием чукчей  является оленеводство, морской зверобойный промысел, рыболовство).

- Предлагаю познакомиться с чукотской игрой «Олени и пастухи». Прочитайте ее описание  и расскажите правила этой игры.

5. Работа по учебнику в рубрике «Обсудим» (стр.115)

- Ребята, скажите как помогают народные игры общаться с природой, укреплять здоровье, тренировать ум, внимание, воспитывать терпение, весело и дружно строить отношения со сверстниками?

(Народные игры – подвижные. В них участвует много человек. Дети учатся соблюдать определённые правила, вежливо общаться друг с другом. Соблюдение правил требует   внимания, наблюдательности. Выполнение условий игры помогает стать более сильным, здоровым, весело проводить время, общаться с ровесниками, приобрести новых друзей.)

- Правильно, ребята, игры дарят нам хорошее настроение, верных друзей, здоровье. А что вы еще заметили по своему опыту, какие полезные качества вырабатывают в нас игры? Например, игра «в прятки». Каким нужно быть, чтобы играть «в прятки»?

(Терпеливым, внимательным, быстрым, наблюдательным, уметь управлять собой.)

VI. Закрепление изученного материала.

 1. Работа в тетради с. 64.

- Давайте теперь назовем другую игру, какую вы любите, и определим, какие качества она вырабатывает, оценим ее пользу.

(Дети выбирают игры и называют вместе с учителем те качества характера, которые необходимы для их успешного проведения.)

- Откройте рабочие тетради на (стр. 64), выполните задание № 2.

(Игры развивают ловкость, ум, взаимопомощь, внимание, терпение, меткость, силу, глазомер.)

- На прошлом уроке каждый из вас получил задание нарисовать свою любимую игру, в которую можно играть на улице. Давайте рассмотрим, в какие игры вы играете. (Дети показывают свои рисунки, оформленные в рабочей тетради на с. 64)

2. Работа по учебнику в рубрике «Подумаем» (стр.115)

- В какие игры можно играть погожей осенью?

(В хорошую погоду на улице можно играть в любые подвижные игры)

- В какие игры можно играть в ненастную погоду поздней осенью?

 (Когда  погода ненастная, то приходится либо играть в закрытых помещениях ( в спортивных залах), либо менять подвижные игры на интеллектуальные («Крестики-нолики», «Испорченный телефон» и другие.)

- Хорошо! Давайте подведем итог нашего урока!

VII. Подведение итогов урока.

Попробуйте сами сформулировать вывод из нашего урока. (Ответы учеников.)

- Прочитайте текст в рубрике «Сделаем вывод» на с. 115 учебника. (Один из учеников читает вывод)

-  Согласны ли вы с этим?

- Прочитайте фразу «Кто в народные игры играет - никогда больным не бывает!» хором.

- О каких новых играх вы узнали сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия.

1. Игра «Да!» или «Нет!»

 - Если вы согласны с утверждением,  скажите  «Да!»,  если не согласны с утверждением, то скажите «Нет!».

1. Каждый человек должен делать зарядку по утрам. (Да)

2. Каждое утро и каждый вечер надо чистить зубы.  (Да)

3. Ходить в грязной одежде. (Нет)

4. Мыть постоянно руки перед едой. (Да)

5. Есть немытые овощи и фрукты (Нет)

6. Больше играть на свежем воздухе. (Да)

7. Стараться встать поближе к курящему человеку. (Нет)

8. Одеваться по погоде, чтобы не перегреться и не переохладиться. (Да)

9. Пить чистую воду (Да)

10.Трудиться вместе с родителями на свежем воздухе. (Да)

2.  «Все у меня в руках!» (Приложение 3)

На доске висит плакат, карточка с ладошкой.

- Оцените   уровень понимания темы урока «Будь здоров!»

  • Большой палец – «Мне понятна данная тема»;
  • Указательный палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать»;
  • Мизинец – «Мне не понятна данная тема»

- Большое спасибо за урок! Молодцы!

 IX. Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 112 - 115), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 113).

2. Выполнить задание 3 (с. 65) в рабочей тетради.


Приложение 1

C:\Users\Учитель\Desktop\КАРТИНКИ ПДД\Без названия (1).jpg

Приложение 2

Прочитайте стихотворение. Подчеркните в тексте правила здоровья.

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья —

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать —

Нужно вам подольше спать.

Ну, а утром не лениться —

На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня-лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты —

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одевайся по погоде!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

Приложение 3

Презентация «Правила поведения пешехода»

Приложение 4

Презентация  «Игры народов России»

Приложение  5

Плакат с ладошкой «Все у меня в руках!»  

C:\Users\Учитель\Desktop\КАРТИНКИ ПДД\imgpreview.png

  .


Список использованной литературы

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях, М.2008
  2. Васильева Н.Ю., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», ООО «ВАКО», 2013
  3. https://urok.1sept.ru/articles/687132
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A7%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0
  5. https://minikar.ru/children/rebus-na-temu-sport-i-zdorove-rebusy-pro-sport-dlya-detishek-kak-reshat-rebusy/
  6. https://kartinkof.club/jumor/veselie/9904-pdd-veselye-kartinki-44-foto.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Будь здоров!"

Презентация составлена в программе PowerPoint , использованы эффекты исчезновения и появления, а также гиперссылка на песню для физкультминутки....

Конспект урока в 4 классе Окружающий мир

quot;Страницы истории 19 века"...

Конспект урока во 2 классе окружающего мира на тему" Какие бывают растения"

Цели:1. Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.2. Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выво...

Конспект урока 2-й класс (Окружающий мир)

ЦельПланируемые результатыОборудованиеОписание хода урокаРефлексия...

Конспект занятия "Будь ЗДОРОВ!"

Воспитатель с учениками изучает основные моменты понятия-здоровый образ жизни....

Приложение к конспекту урока Будь здоров! Презентация Правила безопасности пешехода

Приложение к конспекту урока № 3. Презентация Правила безопасности пешехода...

Приложение к конспекту урока Будь здоров! Презентация Игры народов России

Приложение к конспекту урока № 4. Презентация Игры народов России...