разнообразие растений
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Поваляева Лиана Константиновна

Конспект урока по теме "Разнообразие растений" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_3_klass.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

п растений, классифицировать их; развивать воображение, мышление, связную речь,

умение работать с книгой. познавательные процессы   (восприятие,  осмысление,  

запоминание.); формировать самостоятельную познавательную деятельность;

воспитывать бережное отношение к природе. 

                                                     
3 класс

Тема: Разнообразие растений.

 Цель урока:  выявить имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира.

 Задачи:  систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира;  учить сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений, классифицировать их; развивать воображение, мышление, связную речь, умение работать с книгой. познавательные процессы   (восприятие,  осмысление,  запоминание.); формировать самостоятельную познавательную деятельность; воспитывать бережное отношение к природе.

  Ход урока:

Организационно- психологический момент начала урока. 

Проверка домашней работы  Тест по теме: «Почва. Состав почвы». 

1.Верхний плодородный слой земли – это …

а) глина         б) почва              в) дренаж

2. Цвет почвы зависит от количества в ней …

а) перегноя             б) удобрений             в) влаги

3. Перегной – это …  

а) перепревшие листья, погибшие растения и животные

б) растения и животные

в) корни растений

4. Основное свойство почвы – это …

а) солончак      б) водопроницаемость       в) плодородие

5.Состав почвы:

а)песок, микроорганизмы, перегной

б)воздух, песок, вода, глина, перегной

в)песок, глина, перегной

Горячий стул.  

Кто сегодня всех счастливей?

 Кто сегодня всех мудрей?  

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

Актуализация знаний и постановка проблемы.

На доске  (слайд )  

-Что общего у предметов, изображённых на этих картинках?  

(живые существа)

- Докажите. (Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.)  

 - Какая картинка лишняя? (лиса)  

- Почему?  

- Докажите. (лиса относится к царству

животных)

- К какой группе вы отнесете остальные картинки.  

- Предположите, какие новые знания

мы будем добывать сегодня на уроке ?

- Какова же тема нашего урока?  (Разнообразие растений.)

- Вспомните, что вы знаете о растениях.

 - Докажите, что растение живой организм.  

Назовите, из каких частей состоит растение?

- Внимательно посмотрите на эти картинки скажите, чем различаются растения друг от друга?

друга.    Растительный  мир  нашей  планеты  чрезвычайно  богат,  более  300  тысяч  видов

растений  населяют  Землю.      С  глубокой  древности  человек  собирая  ,  а  затем

возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о

растениях.   Наука о растениях, получившая  название от греческого слова БОТАНЕ –

трава.  - Как называются ученые, которые занимаются изучением растений?  (ученые-

биологи) - Учёные-биологи делят царство растений на несколько групп. 

Работа по теме урока. Классификация растений.    

-Отгадайте загадку:

Дышит, растет,

А ходить не может (растение)

Составим кластер.   Что отнесёте к растениям?

                                                      Растения  

деревья                                                 кустарники                               травы  

   

- Будем рассматривать каждую   группу  

 – Определите, о каком растении идёт речь:

- У него зелёные листья. Что это может быть?  

- У него зелёные листья и корень.

 О чём речь сейчас?  

 - У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же

это такое? (Дерево).

Загадка  

Клейкие почки

Зелёные  листочки

С белой корой

Стоит под горой

                        (берёза)

Как называется эта группа растений?  Первая группа – деревья

 -Назовите известные вам деревья.  Береза, осина, липа, клен, ель…..

Какое строение у дерева?    Какие корни имеют деревья? Какой ствол?  

Как называют ветки с листьями? ( кроной  дерева)  Как они  называются? (лиственные)  

Назовите дерево по плодам  ( слайд   яблоко, слива, жёлудь, груша)   Как называют эту группу растений?(хвойные деревья)

  Какие растения вы еще можете назвать, которые относятся к этим видам?   (сосна, ель, пихта, кедр,)

Назови дерево по листу.  Слайд

Вывод:  Деревья лиственные и хвойные. Деревья - это обычно крупные растения с многолетними деревянистыми  стволами. Ветки деревьев образуют крону.

«Лесенка». Мы построим лесенку и начнём  с верхней ступеньки. Учитель крепит карточку «дерево» на доске.

Загадка           Две сестры летом зелены,  

К осени одна краснеет,

Другая чернеет.  

(Красная и чёрная смородина.) Как называется эта группа растений? Кустарники.

-Знаете ли вы кустарники?   Назовите их.   Орешник-лещина, сирень, малина,

можжевельник, шиповник, смородина,  малина, сирень, облепиха  слайд

– Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник.  

Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.

Чем отличается и что общего у  кустарника  и  дерева?

Построй  диаграмму Вена  Деревья  кустарники ( ствол, высота,  несколько стволиков, общее корень, ветви, листья)

  Вывод: кустарники отличаются от деревьев тем, что имеют не один ствол, а  

несколько  стволиков,  отходящих  от  основания, но они намного  тоньше, покрыты корой, прочные  и твёрдые.

Физминутка

Загадка

  Ах, не трогайте меня!  

 Обожгу и без огня.  (Крапива.)

Как будет называться третья группа  . Травы.  

-Какие травы вы знаете?   Колокольчики,  крапива, лопух, подорожник,  пырей, одуванчик, ромашка) ( слайд)

Чем  отличаются   травы  от дерева  и кустарника? Какой стебель у травянистых растений? Стебель мягкий  и сочный.   Какие стебли имеют травы?  (Прямые,   вьющиеся, ползущие по земле.

Вывод:  Травы, или травянистые растения, имеют, как правило, зелёные сочные стебли,

они почти всегда ниже деревьев и кустарников

Интересные факты.

* Почему подорожник так назван? (растёт у дороги, распространяется, прилипая к обуви

человека)

Синквейн

Трава

Зелёная, сочная

 Растёт,    колышется,   пахнет

Сочная,   мягкая  трава  растёт   на  лугу.

Радость!

 Где ещё растут растения?  Какие растения живут в воде?  

Назовите их (Морская капуста, ульва, красные  водоросли). - Как называется группа этих растений?

Четвёртая группа  Водоросли  слайд (водоросли)  

- Что вы можете рассказать о водорослях ?

Водоросли: водные растения. Их тело называется таллом.  Нет корней,  стебля,  не имеют цветов  и  плодов.  Размножаются спорами.    Ко  дну прикрепляются  с помощью ризоидов.  

Они бывают: зелёные, бурые, красные.

 Все необходимое они поглощают всей поверхностью  своего тела. Они могут быть совсем малыми,  в  виде  шариков  .  Это  хлорелла.  Но  и  достаточно,      большими,    похожими  на длинные нити или ленты, например « морская капуста» - ламинария.    Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают  в  лед,  а  при   оттаивании  начинают  двигаться.  Водоросль  хлорелла  даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. 

Наука,   изучающая водоросли – фитология.

Разнообразие  растений .  Прочитаем, что нам предлагает учебник  с  80-82

Групповая работа.  Игра “Найди своё царство»   По картинкам определить группу растений и прочитать текст.    

Учащиеся 1 группы “Трава» 2 группе “Кустарник”  3 группе “Дерево”4 группе « Водоросли»    получают следующее задание: прочитать  информацию о растениях, выслушать ответы одноклассников, обсудить,  сделать обобщение.

Картинку   помести на   ступеньки   « Лестницы». Вывод: деревья, кустарники,

водоросли – это растения.

Дети делают вывод: все растения делятся на 4  группы – водоросли, травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей. Водоросли – живут в воде

6. Обобщение знаний.  

«Игры "Деревья, кустарники, травы"  Правила:  исходное положение – стоя у парты.

Я называю вам разные жизненные формы растений, а вы, услышав название дерева, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки, чтобы показать, какие деревья высокие. Если я называю кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие). Если я называю травы – присаживаетесь на корточки (травы низкие). Если же услышите названия водорослей, тогда вы не должны выполнять никаких действий, стоять свободно в исходном положении. (одуванчик, дуб,  лопух,  малина, морская капуста, сорняк пырей, берёза,  

ульва, сирень, лебеда, красные водоросли, крапива, осина,  хлорелла.)

Эссе.  «Роль зелёного цвета растений для человека».

Итог.  

- Что интересного вы узнали на уроке? О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придете домой после уроков?

9. Домашнее задание. С 80-82 пересказ. Дополнительный материал. Растения  

рекордсмены

Рефлексия.  Дерево  успеха.  Оцени  свою  работу  на  уроке.  Поставь  оценку  на  листике  берёзы. Украсим берёзу этими листиками. Звучит песня  « То берёзка, то рябина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

"Разнообразие растений. Группы растений."

Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Разнообразие растений. Культурные растения.

Самостоятельная работа  по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения"  (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...