Урок Окружающего Мира тема "Кто такие рыбы"
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс)

Матвеева Светлана Николаевна

Урок ознакомления с общими признаками и разнообразием рыб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kto_takie_ryby.pptx2.5 МБ
Файл kto_takie_ryby.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку окружающего мира, 1 класс УМК «Школа России» Автор: Матвеева Светлана Николаевна , учитель начальных классов МКОУ « Приволжская СОШ» «Кто такие рыбы?»

Слайд 3

Назовите одним словом РЫБЫ

Слайд 4

ГОЛОВА ЖАБЕРНАЯ КРЫШКА ХВОСТ ТУЛОВИЩЕ ПЛАВНИКИ Строение рыбы

Слайд 5

При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Хвост служит рулём. Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород. Большинство рыб мечут икру . Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб.

Слайд 6

Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет .

Слайд 7

РЕЧНЫЕ АКВАРИУМНЫЕ МОРСКИЕ Рыбы делятся на три группы:

Слайд 8

Речные рыбы

Слайд 9

Морские рыбы

Слайд 10

Аквариумные рыбы

Слайд 12

План описания рыбы: Название рыбы. 2. Речная или морская. 3. Размеры (большая , маленькая, средних размеров). 4. Форма тела. 5. Окраска туловища, плавников. 6. Особенности частей тела ( рот, глаз, плавников). 1.Сом . 2 . Речная. 3. Больших размеров. 4. Тело удлинённое , без чешуи, покрыто слизью. 5. Туловища желтовато- зелёное , плавники тёмные . 6. Голова большая, сильно сплющенная; рот широкий, с мясистыми губами, нижняя челюсть выдвинута вперёд ; глаза небольшие, грудные и брюшные плавники короткие

Слайд 13

Ребята, а кто такие рыбы ? Рыбы - это водные животные, которые дышат жабрами, тело большинства из них покрыто чешуёй, ещё они плавают с помощью плавников. жми на вопрос

Слайд 14

Ребята! Какие необычные рыбы. Вы их знаете? саблезуб крылатка слон Чтобы узнать- нажмите на картинку.

Слайд 15

камень ангел ёж бабочка луна дракон

Слайд 16

Повторим строение рыбы голова жаберная крышка туловище хвост плавники Спасибо, дети за урок.

Слайд 17

Фон Учитель Рыбы: 1 2 3 4 5 6 Чешуя Хвост Жабры Мальки Краснопёрка Окунь Треска Аквариумные рыбки Камбала Сельдь Скумбрия Морской окунь Навага Треска Гуппи Барбус Меченосец Телескоп Сомик Золотая рыбка Саблезуб Крылатка Слон Бабочка Луна Дракон Камень Ангел Ёж Интернет источники



Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс:1

Название темы: Кто такие рыбы?

Цели:  познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение  и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ

Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные        

Познавательные

Умение:

находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, умение  их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, презентация «Кто такие рыбы?»,  

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Окружающий мир»,рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА:

I Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)

II Актуализация знаний.

  1. Беседа.

- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)

- Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)

- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

2. Проверка знаний.

- Проверим ваши знания

      - А  Мудрая  Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то сидим тихо.

         1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

         2. Муха – это насекомое? (да)

         3. У насекомого 8 ног? (нет)        

         4. Паук – это насекомое? (нет)

          5. У бабочки 6 крыльев? (нет)

III Самоопределение к деятельности.

-  Кто из вас встречал вчера  или сегодня насекомых? Почему их нет?

- А в какое время года насекомых много? (Летом)

1. Релаксация

- Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром стрекоза проснулась,

Полетела, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.         – Стрекоза это насекомое?

Настрой на изучение нового материала.

2. Введение в тему урока.

- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать?

- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть –  не летаю.

(Рыба)                                          

- Кто такие рыбы?

- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

Постановка перед детьми учебных задач.

- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

- Героями каких сказок являлись рыбы?

- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)

- В любой ли воде могут жить рыбы?

- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: - А могут ли рыбы жить на суше?

- Кто согласен? Муравьишка сомневается.

- Давайте  продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

- Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

-понаблюдать

- посмотреть в компьютере

- спросить

- почитать в книге

- подумать

IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

  1. Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

- Муравьишка  Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу.  - Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)

- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.

2. Первичное закрепление знаний.

- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)

- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

- Так  могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3. Исследовательская,   практическая работа.

Загадка.

- Муравьишка приготовил загадку:

                                И у мамы, и у деток

                                Вся одежда из монеток.   (Рыбы).

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки- чешуйки).

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?

- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Подводит к определению нового признака рыб.

(. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек. Делают вывод - чешуйки в шахматном порядке).

- В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)

4. Работа по учебнику в парах.

- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.

Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 8 – 12)

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала. (Слайды 9 – 17)

 Аквариумные рыбы

.

V Физкультминутка  «Рыболов». Ребята имитируют движение рыболова:

Рыболов, рыболов

Покажи свой улов!

Я поймал леща большого

И налима – вот такого!

Двух горбатых, полосатых

Окуней и двух линей,

Щуку, карпа, судака…

А в ведерке два малька.

VI  Работа в рабочей тетради  с.24

  1. Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?».
  2. Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее. (дома)

 VII Фронтальная работа. Описание одной из рыб, изображенных в учебнике по плану. (Слайды 20 - 23 )

      План описания рыбы

      1. Название рыбы.

      2. Речная или морская.

      3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).

      4. Форма тела.

      5. Окраска туловища, плавников.

      6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

VIII Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

- Кто такие рыбы?    (  Рыбы- это…

- животные, которые живут в воде

- двигаются при помощи плавников и хвоста

- дышат с помощью жабр

- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

IX Дополнительный материал.

Интересные виды рыб.

X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

- Какую цель мы ставили на уроке?  - Достигли ли мы ее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС

сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие рыбы", 1 класс

Цели данного материала: познакомить учащихся с особенностями рыб; научить отбирать рыб из всего разнообразия животного мира; речь, развивать воображение, мышление; воспитывать бережное отношение ко вс...

Разработка урока в 1 классе по окружающему миру "Кто такие рыбы"

Урок разработан с использованием УУД. Подробно указаны все основные этапы урока. Использованы новые образовательные технологии....

Методическая разработка урока окружающего мира "Кто такие рыбы" 1 класс

В разработке представлена работа в группах по теме "Кто такие рыбы", используется работа с оценочной линейкой....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие рыбы?"

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие рыбы?" 1 класс...