Методическая разработка урока окружающего мира "Кто такие рыбы" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Баранова Марина Владимировна

В разработке представлена работа в группах по теме "Кто такие рыбы", используется работа с оценочной линейкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира

УМК «Школа России»

Автор учебника: А.А. Плешаков

Учитель: Баранова М.В.

Класс: 1-Д

Образовательное учреждение: ГБОУ «Школа № 41»

Технологическая карта урока.

Тема урока: «Кто такие рыбы?»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: знакомство с рыбами  как представителями животного мира.

Задачи урока:

  • Предметные: сформировать у детей понятие о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
  • Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы.
  • Личностные: воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),  творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и  работу группы.

Оборудование:  мультимедийный  проектор, ноутбук, экран, презентация «Кто такие рыбы?»; листы А-3 для групповой работы (аппликация «Аквариум»), мозаика «Речная рыба»

Этапы урока

Содержание этапов урока

Деятельность учащихся

  1. Организация начала урока (психологический настрой учащихся);

 Дети рассаживаются группами по 6-7 человек в каждой группе.

Приветствие.

Напоминание о правилах поведения на уроке.

Подготовка рабочего места. Проверка наличия всех необходимых принадлежностей.

Дети вспоминают, как надо здороваться на уроке.

Дети проверяют рабочее место, сообщают, если чего-то не хватает.

  1. Сообщение темы урока и его задач;

- Сегодня мы будем учиться отличать рыб от других животных.

  1. Повторение пройденного.

  1. Изучение нового материала

Выполнение интерактивных заданий.

Работа с учебником.

Просмотр презентации.

Выполнение интерактивных заданий.

Групповая работа. Собирание рыб из разрезанных частей.

Физкультминутка

Для начала давайте вспомним, как отличаются от других животных птицы?

… насекомые?

Сегодня мы узнаем об отличительных признаках рыб.

Давайте посмотрим видеозапись, в которой рассказывается, кто же такие рыбы.

-Итак, я надеюсь, вы все внимательно смотрели и слушали. Чем же рыбы отличаются от других животных?

- Кто найдет подтверждение этому в учебнике? (рассматриваются иллюстрации в учебнике)

-Давайте проверим, запомнили ли отличительную черту рыб. Нужно подойти к доске и выбрать, чем отличаются рыбы?

- А только ли чешуя есть у рыб?

- Да, рыбы – это удивительные животные. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как руль: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо,  погружается и всплывает.

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит  кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр.

Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! – который помогает рыбам нырять, всплывать. А дышат рыбы при помощи жабр.

- Правильно. На нашей планете есть моря и океаны, есть реки и озера. И везде водятся рыбы. Их очень много. И они все разные и очень красивые. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- А теперь вам нужно распределить рыб в зависимости от места их обитания. (Вызываются дети из разных групп. За верно выполненное задание группе начисляются баллы)

- Вы увидели много замечательных рыб. И запомнили, как они выглядят. Давайте проверим, какая группа самая внимательная. Вам нужно из разрезанных частей собрать рыбу. Начинать выполнять задание нужно со звонком (учитель звонит в колокольчик). Когда вы закончите работу не забудьте показать знак «Мы готовы» (На доске у каждой группы попутно отмечается, какая группа выполнила задание первой)

- У вас получились очень красивые рыбы. И вы хорошо и дружно работали.

Физкультминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация движения рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко»

(имитация ныряния).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала: «Мне хочется спать»

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула: «Здесь крокодил»

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

- Много разных рыб на свете. Давайте отгадаем названия некоторых из них.

В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это …

Выходит на охоту
Она, как на работу.
Плотва и караси,
Пощады не проси!
Она в пруду хозяйка.
Кто это? Угадай—ка!

- А это про что загадка?

Посмотрите, дом стоит.
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.

- Да, это аквариум. И сейчас мы с вами будем делать аквариумы. Каждая группа получит в конверте части рыб (глаза, туловище, плавники). Вам нужно соединить эти части по своему усмотрению. Решить всем вместе, в какую сторону ваши рыбы будут плыть, приклеить водоросли. А потом мы посмотрим, у кого получился самый лучший аквариум. Помните о правилах работы в группе – работать должен каждый член группы. Друг другу нужно помогать. Друг друга надо поддерживать. После окончания работы не забудьте показать знак «Мы готовы». Итак – начинаем.

- Птицы – это животные, у которых есть перья

- Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

Дети отвечают на поставленные вопросы хором или подняв руку. Показывают знаки.

Дети смотрят видеозапись с диска – приложения к учебнику окружающего мира А.А. Плешакова.

- У рыб есть чешуя.

- Хорошо читающие дети находят информацию в книге. Зачитывают ее вслух.

- Дети подходят к компьютеру и выбирают нужное изображение.

- Нет, у рыб есть еще плавники, жабры, хвост.

Дети смотрят презентацию, на которой представлены различные виды рыб.

Дети подходят к компьютеру и распределяют рыб на две группы: речные и морские рыбы.

Дети выполняют задание по группам. В каждой группе собирается рыба из разрезанных частей. После выполнения задания, дети в каждой группе берутся за руки и поднимают руки вверх.

Дети выполняют физкультминутку, повторяя движения за учителем.

Дети отгадывают загадки

-Сом

- Щука

- Аквариум

Дети получают листы А-3 и части рыб в конвертах. Склеивают рыб, приклеивают их на листы, приклеивают водоросли. После окончания работы объявляют о своей готовности знаком «Мы готовы»

  1. Итог занятия
  2. Работа с линейкой самооценки

Сегодня мы узнали отличительную черту рыб. Чем рыбы отличаются от других животных?

- Какие еще части тела есть у рыб?

- Где обитают рыбы?

- Где человек в квартире может разводить рыб?

- Давайте посмотрим, какие красивые аквариумы у нас получились (на доску вывешиваются работы всех групп)

- Теперь каждой группе нужно оценить свою работу на уроке. Вы должны посовещаться, выбрать одного представителя от группы, который покажет, где должна быть рыбка на шкале самооценки.

(Учитель корректирует шкалу самооценки каждой группы, объясняя, как группа работала на уроке).

- Надеюсь, вам наш урок понравился и вы запомнили всю важную информацию.

- У рыб есть чешуя.

- Хвост, плавник, жабры

- В океанах, морях, реках, озерах, прудах

- В аквариуме

Дети оценивают свою работу на уроке: слаженность, организованность, активность и т.д.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».

Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Предмет: окружающий мир 1 классФорма  организации урока: урок - исследование  по теме  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»Тип урока: урок  усвоения  новых знаний...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе "Петр Великий".

Форма проведения: урок-исследование. Данный материал помогает сформировать у учащихся образ Петра  l , как царя-реформатора, разносторонне развитого человека.Ребята учатся работать с источни...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Земля – небесное тело»

Цель урока: дать общее представление о форме и размерах Земли;  развивать умение сравнивать,  обобщать,  делать выводы, умение работать в паре...