Методические материалы для педагогов. ВПР окружающий мир.
учебно-методический материал (4 класс)

Походяева Светлана Борисовна

Методический материал для педагогов по обобщению знаний обучающихся за курс начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Походяева Светлана Борисовна,

учитель начальных классов ,

МБОУ ШР «СОШ № 4»

ВПР по окружающему миру: дидактические подходы и методические рекомендации.

Назначение ВПР по предмету "Окружающий мир" – оценить качество

общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с

требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения

предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

        Анализ ВПР прошлых лет показал, что дети на недостаточном уровне справляются с заданиями: 3, 4, 6, 8, 9, 10.

Таблица 1.

Проверяемые требования ФГОС и характер ошибок в заданиях ВПР

№ задания ВПР

Проверяемые требования ФГОС

Характер   ошибок

3

Овладение начальными сведениями о сущности и

особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,

культурных, технических и др.); овладение логическими действиями анализа, синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам. Задание поверяет сформированность первичного навыка чтения карты и овладение логическими универсальными действиями.

Оформление задания,   неверно  называют природную зону (материк),  неверно определяют  животных обитаемых в данной природной зоне или материке.

4

Овладение начальными сведениями о сущности и

особенностях объектов, процессов и явлений действительности; умение анализировать изображе-

ния. Проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).

Неверно указывают части тела человека, внутренние органы.

6

Освоение доступных способов изучения природы

(наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

В первом блоке ошибки в определении условия опыта. Во втором блоке ошибки в формулировании вывода на основе проведённого опыта.

В третьем блоке ошибки в описании   опыта.

Ошибки в построении речевого высказывания.

8

Выявление сформированности элементарных представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости

труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных

профессий, или изображений труда людей определенных профессий.

Ошибки в построении речевого высказывания.

9

Выявление понимания обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Задание также предполагает проверку умения обучающихся анализировать информацию и переводить ее из текстовой в цифровую форму.

10

Проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности людей, умение презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа.

Понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения

ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.

Одним из дидактических подходов в решении выявленных ошибок – это системное планирование работы учителя, использование дидактических методов, приёмов в обучении. Планирование своей работы строю на четверть, для этого в соответствии темами уроков создаю методический кейс с заданиями, которые направлены на развитие необходимых УУД. С методическим кейсом одновременно работают все учителя 4х классов, каждый дополняет кейс заданиями, которые составили сами,  нашли в методических источниках. Для удобства в работе составляется таблица с ссылкой на методический материал. (Таб. 2)

Таблица 2.

Дидактический  подход и методические решения по формированию УУД

№ урока

Тема урока

Методический кейс

1

Мир глазами астронома.

Астроном

2

Планеты Солнечной системы.

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.  

4

Мир глазами географа.

Наш край

Карта мира

Физминутка «Строение человека»

5

Мир глазами историка.

Физминутка «Строение человека»

6

Когда и где?

7

Мир глазами эколога.

Физминутка «Строение человека»

8

Природное сообщество «Водоем». 

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

10

Международная Красная книга. Проверочная работа №1 по разделу «Земля и человечество» 

11

Равнины и горы России.

Контурная карта

Физическая карта России

12

Моря, озёра и реки России. Практическая работа №1  «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» 

Контурная карта

Физическая карта России

13

Природные зоны России.

Контурная карта

14

Зона арктических пустынь.

Арктика 1 вариант

Арктика 2 вариант

Контурная карта

Природная зона арктических пустынь

15

Тундра.

Контурная карта

Тундра

16

Леса России.

Контурная карта

17

Растения и животные леса. Экскурсия № 1 

18

Лес и человек

19.

Зона степей

20.

Пустыни

21.

У Чёрного моря.

У Чёрного моря

Методические рекомендации по работе с географическими картами.

Характер допускаемых ошибок ВПР в задании № 3 подразумевает системную работу с различными географическими  картами.

При работе с картой у детей развивается пространственное воображение и представление, логическое мышление. Учащиеся, работая с картой, постоянно устанавливают связи, анализируют, сравнивают, синтезируют и обобщают. Навыки работы с картой относятся к жизненным и являются неотъемлемой частью образования. Однако, ребята в начальной школе испытывают сложности при работе с разными видами карт и допускают  ошибки: оформление задания,   неверно  называют природную зону (материк),  неверно определяют  животных обитаемых в данной природной зоне или материке.

Чтобы младшему школьнику интересно было узнавать мир, чтобы он не боялся выходить к географической карте, чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой, подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной деятельности, можно использовать творческие задания, помогающие ребёнку успешнее усвоить данный материал.

1. Играем в «лучшего знатока карты». Два ученика выходят к карте, а дети придумывают и задают вопросы, например:

- Покажи самый большой материк.

- Покажи материк-остров.

- Назови и покажи самый большой природный холодильник.

- Назови и покажи материки, в которых есть одинаковые слова.

- Назови и покажи материк, который разделён на Европу и Азию.

- Какой материк лежит сразу в трёх полушариях?

- Какой материк выходит ко всем океанам?

- Какой океан омывает все материки кроме Африки?

2. «Шерлок». Учитель называет географический объект, а дети показывают его на карте.

3. Собери пазл. Учитель разрезает фрагмент карты на различные кусочки и предлагает детям ее собрать, приклеит и подписать материки.  Материал может быть предложен детям, как в цвете, так и в черно-белом варианте.

          4. Узнай по описанию. У всех учащихся лежит карта на столе. Всех детей просим закрыть глаза, а педагог или один из учеников описывает географический объект. Когда кто-либо из обучающихся догадался, о чем идет речь, описание прерывается и звучит ответ ученика. Если ответ оказался неверный, то описание продолжается. Если географический объект назвали правильно, то все ребята открывают глаза и ищут его на карте.

- Наиболее высокий материк нашей планеты.  Он не принадлежит ни одной стране мира, но здесь могут жить и работать учёные из любого государства земли. Материк известен пингвинами, нелетающими птицами, которые хорошо плавают. Самый южный материк Земли. Он расположен вокруг южного полюса планеты и поэтому там всегда очень холодно. На материке  расположилось 90% всего льда, что есть в мире. (Антарктида).

5. Заполни таблицу и проверь по эталону.

Материки

Части света

Евразия

Азия

Северная _______________

Америка

_____________ Америка

6. Живая карта. Учащимся выдаются образцы материков, они должны восстановить карту материков, её оживить, подписав названия всех материков и океанов. После завершения задания необходимо сверить с эталоном.

7. Рассмотри карту мира. На ней буквой А, Б, В, Г, Д, Е отмечены материки.

https://dogcatdog.ru/wp-content/uploads/e/6/2/e628a469722335649b3174683f4ac121.png

7. 1. Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

А__________________________ Б_________________________ В_________________________

Г_________________________ Д_________________________ Е__________________________

7.2.  Рассмотри фотографии животных: Кенгуру, дикобраз, тукан, пингвин, лев, тигр, лось, жираф, песец, зебра. Запиши название каждого животного в соответствии с номером на рисунке.

7.3. Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, Б, В, Г, Д, Е? Запиши номера фотографий с изображением этих животных в таблицу.

Материк

А

Б

В

Г

Д

Е

Животные

8. Узнай географический объект по пейзажу.  Учитель показывает пейзажи с изображением реки, равнины, гор, озера и предлагается детям найти и показать объекты на карте.

9. Географические понятия. Чтобы ребятам было легче усваивать географические понятия, можно использовать такую игру: по классу развешиваются карточки с географическими понятиями, а каждый ребёнок получает карточку с названием или реки, или океана, моря, озера, соответственно он должен быстро определить свой географический объект и подбежать к нему. Использую разные варианты этой игры, в зависимости от изучаемого материала.

Таким образом, разнообразная работа по географическим  картам позволяет детям лучше усвоить материал урока, они тренируются оформлять разные виды заданий, учатся анализировать, обобщать, классифицировать предметы, формируется навык в чтении карты, овладевают логическими универсальными действиями.

Методические рекомендации по формированию коммуникативно-речевых умений младших школьников на уроках окружающего мира.

        Характер ошибок в заданиях ВПР: 6, 8, 9, 10 одинаков-построение речевого высказывания.

Важнейший показатель развития детей – их речь. В связи с этим   программа по окружающему миру  нацелена на развитие речи учащихся, а именно: учащиеся должны научиться строить  речевое высказывание, как в устной, так и в письменной форме.

Для формирования коммуникативно-речевых  умений учащихся можно использовать приёмы, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Приёмы формирования коммуникативно-речевых умений

Приёмы

Характеристика приёма

Коммуникативно-речевые умения

 «Вертушка»

После изучения нового материала, предлагается ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем учитель контролирует выполнение заданий и дает уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала (проверка уровня обучаемости).

Умение работать в малой группе разного уровня развития. Умение строить речевое высказывание.

 «Пила»

Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Делятся информацией в группе, обсуждают материал.  Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Умение принимать решение сообща. Умение строить речевое высказывание.

 «Зигзаг»

Прием "Зигзаг" используется для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации.

  • Во-первых, приём позволяет детально и в короткий срок освоить довольно большой объем информации.
  • Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.
  • В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста, систематизировать информацию.
  • В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.
  • В-пятых, охваченным оказывается весь класс.
  • В-шестых, прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ, такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы", текст с пропущенными словами.

Умение отстаивать свою точку зрения. Умение строить речевое высказывание.

 «Пчелиный улей»

Работа в группах над одним учебным материалом,  но используются разные приёмы работы.

Умение работать в группе. Каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание.

Умение строить речевое высказывание.

Таблица 4.

Фрагменты уроков  использования приёмов по формированию коммуникативно-речевых  умений

Приёмы

Коммуникативно-речевые  умения

Фрагмент урока

«Вертушка»

Умение работать в малой группе разного уровня развития. Умение строить речевое высказывание.

Тема: «Тундра».

Формируемые коммуникативно-речевые умения: умение учитывать позиции других людей, партнера по общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить речевое высказывание.

Проверка домашнего задания.

Ребятам «по вертушке» предлагается проверить домашнее задание. Если у кого-то выявляется ошибка, её можно исправить только после того, как ученик поймёт, почему он её допустил. Около исправленной ошибки пишется объяснение, почему допущена ошибка. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписать «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу.

«Пила»

Умение принимать решение сообща. Умение строить речевое высказывание.

Тема: «Зона арктических пустынь».

Формируемые коммуникативно-речевые умения: умение работать в группе, умение согласовывать свои действия с активностью партнера, принимать решения сообща, строить речевое высказывание.

Класс делится на две группы, каждая группа получает своё задание.

Найдите природную зону арктических пустынь на карте. Мы сейчас будем исследовать зону арктических пустынь. Помогут вам в этом учебник (стр. 52-58) и карточки-вопросы, которые есть у каждой группы. Читайте вопросы, находите ответы, обсуждайте в своих группах. Затем, когда ответите на все вопросы, три человека из группы представляют всему классу варианты ответов.  Остальные будут внимательно слушать, дополнять ответы товарища, оценивать.

Вопросы для 1-ой группы:

Где находится зона арктических пустынь?

В каком тепловом поясе она находится?

Что характерно для этого пояса?

Вопросы для 2-й группы:

Какие растения произрастают в зоне арктических пустынь?

Какие животные живут в зоне арктических пустынь?

Какие экологические проблемы существуют в зоне арктических пустынь?

Итогом работы может служить заполнение таблицы.

«Зигзаг»

Умение отстаивать свою точку зрения. Умение строить речевое высказывание.

Тема: «Тундра».

Формируемые коммуникативно-речевые умения: умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения, строить речевое высказывание.

У каждого ученика в группе есть  текст по живой природе Тундры. После изучения своей информации ученик отвечает на ключевой вопрос, для этого выделяет главную информацию из прочитанного текста.  Затем делятся учащиеся в соседних группах одинаковой информацией, затем в своей группе происходит обмен информации. В завершение можно предложить задание: "кластер", "эссе", "сводные таблицы", текст с пропущенными словами. Группа представляет результат классу.

«Пчелиный улей»

Умение работать в группе. Каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание. Умение строить речевое высказывание.

Тема урока «У Черного моря».

Формируемые коммуникативно-речевые умения: составлять связный рассказ, слушать и слышать собеседника, умение работать в группе и индивидуально, вступать в дискуссию, участвовать в коллективном обсуждении вопросов, строить речевое высказывание.

Работа в группах по тексту учебника (стр. 94-101). Применяется на этапе закрепление пройденного материала.

1 группа – отвечает на вопросы к тексту;

2 группа – используя текст, отгадывает кроссворд;

3 группа – заполняет таблицу (кластеры);

4 группа – составляет памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным.

Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят. По итогу работу дети строят речевое высказывание как в устной, так и в письменной форме.

        В процессе знакомства с  материалом по окружающему миру обращаю внимание на изучение профессий людей, понимание социальной значимости

труда человека. Предлагаемые задания направляю и на развитие речевых навыков. Предлагаю пример заданий по теме «Мир глазами астронома». Для выполнения задания необходимо рассмотреть иллюстрации, прочитать задание, составить речевое высказывание в устной и письменной форме.

        Что касается ошибок в ВПР по теме «Организм человека», решением вижу использование материала на физминутках, проектах. Например: ребята готовили мини-проекты в рамках районного конкурса «Стиль жизни – здоровье!» При защите строили речевое высказывание (формулировали правило здорового образа жизни), называли и показывали систему органов человека, которая нуждается в защите.

          Самое сложное задание ВПР – задание № 6 (описание опыта). Практические работы по описанию опытов были в предыдущие года по темам «Вода», «Воздух», «Почва». В четвёртом классе, в 1 части учебника будет тема «Земля-кормилица» в рамках этой темы  можно провести опыт и его описать. При работе с опытами необходимо обращать внимание на ключевые моменты: наблюдаем, сравниваем условия опыта, измеряем результаты опыта, обобщаем, делаем вывод.

        Работа с участниками семинара в группах:

Участники семинара делятся на три группы. Каждая группа работает с описанием одного опыта. Необходимо участникам семинара в группах разработать задания, с учётом характера ошибок допущенных учащимися в ВПР.

Опыт

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/16/s_5afc55faf355c/902905_13.png        

№ группы

Ошибки  учащихся

в ВПР

Задание для группы

1 группа

Ошибки в определении условий опыта.

Разработать задания на определение условий прорастания семян гороха.  

2 группа

Ошибки в формулировании вывода на основе проведённого опыта.

Разработать задания на определение результата опыта по прорастанию семян гороха.  

3 группа

Ошибки в описании   опыта, в построении речевого высказывания.

Разработать задания по описанию похожего опыта  прорастания семян гороха.  

 

Группы представляют разработанные задания.

Таким образом, в каждой теме можно найти ключевые моменты, без знания которых объяснить соответствующие явления природы невозможно. Целесообразно эти ключевые моменты выделить, как проблемы, которые можно решать в ходе проведения микроисследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).

В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать ко...

Методические материалы "Практика на уроках окружающего мира через деятельностный подход"

Современное образование нацеливает учителя на создание условий для формирования у ученика умений и навыков исследовательского поведения. Предлагаю познакомиться коллег с авторскими разработками практи...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с оценочными и методическими материалами по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 2 класса

В материале представлено календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа России"....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Приказ о проведении районного конкурса электронных учебно-методических материалов педагогов «ИКТ в образовательном процессе»

О  проведении  районного  конкурса электронных  учебно-методических материалов  педагогов  «ИКТ  в образовательном процессе»...