Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Татьяна Николаевна Рыбакова

Рабочая программа по окружающему миру  ( УМК " Школа России" )  для 2 класса на 2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx324 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Users\евгений\Desktop\IMG_0016.jpg

                                                       

                         АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

                                        ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ        

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в редакции  от 31.07.2020 г. ( с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020 г.);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г., 22.09.2011 г., 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 11.12.2020 г. );
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в ФГОС НОО, ООО и С (полного) ОО, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 ( СП 2.4.3648-20) и постановлением главного  государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2  

( СанПиН  1.2.3685-21);        

  • Устав образовательного учреждения;
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1)(реестр примерных программ, рег. №1);
  • Учебный план МОБУ «Мухинская СОШ»;
  • Положение о рабочей программе МОБУ «Мухинская СОШ».
  • Авторская программа по окружающему миру 1-4 классы Плешакова А.А.( УМК «Школа России).

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:

1. Учебник. Окружающий мир. 2 класс в 2-х частях. А.А. Плешаков , М.:«Просвещение»,2016 г.

2. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 2 класс в 2-х частях. А.А. Плешаков ,М .: «Просвещение»,  2021 г.

Цели :

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:      

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;                            2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;                                                                                            4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Содержание программы представлено следующими разделами: планируемые результаты изучения учебного курса, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование.

    В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год во 2 классе на изучение окружающего мира   отводится   68 часов  (из расчета 2 часа в неделю).

        

                   I.Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

--формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                    В результате изучения предмета «Окружающий  мир» обучающийся  

научится:

-распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;

-распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;

-характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);

-характеризовать признаки времён года;

-объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.):

-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде:

-понимать правила поведения в природе;

-называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

-называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

-называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

-называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах,

 получит возможность научиться:

-различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных;

- распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе;

-различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью села, трудом людей под руководством учителя;

-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

-использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;

-рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного села;

-объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

-объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

-анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

-осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.;

- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

                                 II. Содержание учебного курса

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

          Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Проект «Родное село»

Проверочная работа № 1  по разделу.

                                                 

                                                Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия « Осенние изменения в природе».

Практические работы: «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека». «Знакомство с горными породами и минералами». «Свойства воды». «Распознавание деревьев, кустарников и трав». «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.» «Приемы ухода за комнатными растениями».

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту».

Проверочная работа № 2 по разделу.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города, села. (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсия «Зимние изменения в природе».

Проверочная работа № 3 по разделу

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга или Возьмем под защиту», «Профессии».

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: «Отработка правил перехода улицы».

Проверочная работа № 4  по разделу.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: «Отработка основных правил этикета».

Проверочная работа № 5 по разделу.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсия: «Весенние изменения в природе».

Практические работы: «Определение сторон горизонта по компасу», «Освоение основных приемов чтения карты».

Проверочная работа № 6 по разделу.

Презентация проектов :« Родословная», «Города России», «Страны мира».

Программой предусмотрено проведение:

- экскурсий -  3;

-практических работ-9;

-проектов – 6;

-проверочных работ-6.

III. Календарно-тематическое планирование

Календарно –тематическое планирование составлено на основе учебника «Окружающий мир»: для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / Плешакова А.А. – М.: Просвещение, 2016 г.

п/п

                                Тема урока

Количест-во часов

Дата проведения

План

    Факт

                                        Где мы живем (4 часа)

1.

Родная страна.

1

2.

Город и село. Проект «Родное село».

1

3.

Природа и рукотворный мир.

1

4.

Проверочная работа № 1 по разделу «Где мы живём»

1

Природа (20 часов)

5.

Неживая   и живая природа.

1

6.

Что такое погода?

Входная контрольная работа.

1

7.

Явления природы. Практическая работа № 1

«Измерение температуры».

1

8.

В гости к осени. Экскурсия № 1

1

9.

В гости к осени.

1

10.

Звёздное небо.

Созвездие Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.

1

11.

Заглянем в кладовые Земли.

Практическая работа № 2

«Знакомство с горными породами и минералами».

1

12.

Про воздух…

1

13.

…И про воду

1

14.

Какие бывают растения.

Практическая работа № 3  «Распознавание  деревьев, кустарников и трав».

1

15.

Какие бывают животные.

1

16.

Невидимые нити.

1

17.

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 « Знакомство  с представителями дикорастущих  и культурных  растений».

1

18.

Дикие и домашние животные.

1

19.

Комнатные растения.                                   Практическая  работа № 5  « Отработка приёмов ухода  за комнатными растениями».

1

20.

Животные живого уголка.

1

21.

Про кошек и собак.

1

22.

Красная книга.

1

23.

Будь природе другом . Проект « Красная книга, или Возьмем под защиту».

1

24.

Проверочная работа № 2 по  разделу «Природа».

1

                                      Жизнь города и села (10 часов)

25.

Что такое экономика.

1

26.

Из чего все сделано.

1

27.

Как построить дом.

1

28.

Какой бывает транспорт

1

29.

Культура и образование.

1

30.

Все профессии важны.  Проект «Профессии».

1

31.

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2

1

32.

В гости к зиме.

1

33.

Проверочная работа № 3 по разделу « Жизнь города и села».

1

34.

Презентация проектов «Родное  село», «Красная книга или Возьмем под защиту», «Профессии».

1

                                 Здоровье и безопасность ( 9 часов)

35.

Строение тела человека.

1

36.

Если хочешь быть здоров.

1

37.

Берегись автомобиля!

1

38.

Школа пешехода.                                         Практическая работа № 6  «Отработка правил перехода улиц».

1

39.

Домашние опасности.

1

40.

Пожар!

1

41.

На воде и в лесу.

1

42.

Опасные незнакомцы.

1

43.

Проверочная работа № 4 по разделу «Здоровье и безопасность».

1

                                                       Общение (7 часов)

44.

Наша дружная семья.

1

45.

Проект «Родословная».

1

46.

В школе.

1

47.

Правила вежливости.

1

48.

Ты и твои друзья.                                          Практическая работа № 7«Отработка основных правил этикета».

1

49.

Мы- зрители и пассажиры.

1

50.

   Проверочная работа № 5 по разделу «Общение».

1

                                                     Путешествия (18 часов)

51.

Посмотри вокруг.

1

52-53.

Ориентирование на месте.                           Практическая работа № 8 «Определение сторон горизонта по компасу».

2

54.

Формы земной поверхности.

1

55.

Водные богатства.

1

56.

В гости к весне. Экскурсия № 3

1

57.

В гости к весне.

1

58.

Россия на карте.                                               Практическая работа № 9   «Освоение основных приемов чтения карты».

1

59.

Проект «Города России».

1

60.

Путешествие по Москве.

1

61.

Московский Кремль.

1

62.

Город на Ниве.

1

63.

Путешествие по планете.

1

64.

Путешествие по материкам.

1

65.

Страны мира. Проект «Страны мира».

1

66.

Впереди лето.

1

67.

Проверочная работа № 6 по разделу                          « Путешествия».                                      

1

68.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 1 класс на 2012-2013 учебный год

      Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования  и авторского курса «Умные...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа  по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа по технологии (1 класс) на 2015-2016 учебный год

В программе представлена пояснительная записка к рабочей программе по технологии (1 класс) и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Перспектива 2022-2023 уч г.

Рабочая программа по литературному чтению обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования...

Рабочая программа кружка подвижные игры "Юниор" на 2022-2023 учебный год возраст обучающихся: 8-9 лет срок реализации: 1год

Данная рабочая программа кружка подвижные игры "Юниор" на 2022-2023 учебный год разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и ориентирована на испол...