"Правила гигиены"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Комина Ольга Ивановна

Дидактическая цель: показать необходимость выполнения важнейших правил гигиены (чистка зубов и мытьё рук).

Тип урока: урок открытия нового знания

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические - дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_gigieny.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе



«Правила гигиены»

подготовила

Комина Ольга Ивановна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2023

Дидактическая цель: показать необходимость выполнения важнейших правил гигиены (чистка зубов и мытьё рук).

Тип урока: урок открытия нового знания

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические - дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Методы и формы обучения: частично - поисковый; фронтальная и индивидуальная, парная и групповая.

Образовательные ресурсы: предметы гигиены (мыло, зубная щётка, полотенце, щётка для одежды, носовой платок, мочалка), посылка с вещами от Мойдодыра, разрезной алгоритм-схема мытья рук, смайлики.

Образовательные технологии: здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, ИКТ

Ход урока:

I Организационный момент Слайд 1

Учитель: Слайд 2

Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой

И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?

- Здоровье - это самое большое богатство и его нужно беречь.

II Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы 

- Внимание на экран. (Просмотр фрагмента мультфильма «Мойдодыр»)
- Почему от мальчика сбежали вещи? 
- А вы догадались, как можно назвать этого мальчика? 
(Неряха, грязнуля.)
- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика? 
(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)
- Молодцы! Это всё что? Как можно назвать? Сформулируйте тему урока. («
Правила гигиены») Слайд 3

- Какие цели и задачи поставим на урок? Слайд 4

  1. Узнать, что такое гигиена.
  2. Познакомиться с основными правилами гигиены.
  3. Вспомнить предметы, которые помогают поддерживать гигиену.

- Мы откроем сегодня секреты

Как  здоровье сохранить.

Выполняя все советы,

Без болезней будем жить!

III Открытие нового знания

1) Происхождение и толкование слова гигиена

- Откуда же произошло слово « гигиена»? Следы ведут в древнюю Грецию. Слайд 5

Гигиея - в греческой мифологии богиня здоровья, дочь Асклепия. С именем этой богини связывают происхождение слова «гигиена». Гигиею изображали кормящей змею из чаши. Отсюда происходит один из знаков медицины - чаша со змеёй.

- Что же такое гигиена? Где можно узнать значение какого-либо слова? (В толковом словаре, в интернете, спросить у кого-нибудь)

- Один человек поищет толкование этого слова в словаре, другой – воспользуется помощью интернета. Пока дети ищут, я послушаю, как вы понимаете это слово (высказывания детей).

Дети зачитывают толкование  слова гигиена. Слайд 6

  • Гигиена - система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты и здоровья.
  • Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья.

2) Гигиена кожи

- Внимание на экран. Слайд 7

Фрагмент из мультфильма «Королева зубная щётка».

- Давайте девочку научим правильно умываться. Вспомним алгоритм мытья рук.

(работа в парах – с разрезной схемой мытья рук) Слайд 8

Проверка Слайд 9

- Ребята, а в каких случаях нужно мыть руки? Сейчас я проверю, знаете ли вы ответ на этот вопрос. Помогите разрешить следующую ситуацию: Тузова Маша, Иванова Даша, Морозов Саша, Трубицына Алиса, вас назначили дежурными. Нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены вашими одноклассниками. В каких случаях вы посоветуете им вымыть руки? Отметьте галочкой правильные ответы. (Работа в мини-группе.)

     перед чтением книги

     перед посещением туалета

     после посещения туалета

     после игры  с кошкой

     перед едой

     перед прогулкой

     после прогулки

Проверка Слайд 10

- Посмотрите, как Ваня моет руки.

- Какие ошибки он допустил? (Не воспользовался мылом, не мыл тщательно, вытер об себя.)

- Кожа защищает наше тело от болезней. А когда мы бегаем, прыгаем и нам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.

Послушайте "Сказку о микробах". Слайд 11

- Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов. Особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе, на тарелке, на ложках и думают: - Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи. И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

- Что помогает нам победить микробов? Послушаем ребят. (Французова Ярослава, Семёнова Маргарита, Григорьева Валерия)

Ученики читают стихи про гигиену:

  1. Чистота — залог здоровья,
    Чистота нужна везде:
    Дома, в школе, на работе,
    И на суше, и в воде.
  2. Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

  1. От простой воды и мыла
    У микробов тают силы.
    Чтоб микробам жизнь не дать,
    Руки в рот не надо брать.

- Да, вода и мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы. Слайд 12

- Люди с древних времён знали, что нужно поддерживать чистоту своего тела. В древнем Риме строились общественные бани - термы. Слайд 13 Люди приходили сюда отдохнуть, привести в порядок тело, воспользоваться услугами парикмахера и массажиста, заняться спортом и даже почитать, так как здесь была библиотека.

- Русские люди лучшим средством для соблюдения чистоты и лечения считали также баню, Слайд 14 но наши бани очень отличались от «римских». Чем жарче было в бане, тем считалось здоровее. А когда от пара было невмоготу, выбегали на улицу и сразу бросались в пруд или реку. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека. Эта традиция сохранилась и по сей день.

3) Музыкальная физкультминутка

Чтобы быть здоровым, сильным,

Мой лицо и руки с мылом.

Рано утром, не ленись,

На физкультминутку становись!

Видеозапись весёлой зарядки.  Слайд 15

IV Предметы личной гигиены

-К нам в класс пришла посылка. Давайте узнаем от кого она.

Дорогие ребята!

Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки и определить: личный это предмет или для всей семьи. Желаю удачи.

До свидания.

Ваш Мойдодыр.

Слайд 16

- Отгадайте, что там лежит и определите: личный это предмет или для всей семьи.

Игра « Личное или для всей семьи» Слайд 17

Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого было

- Что, ребята? (Мыло)

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка)

Вытираю я, стараюсь

После бани паренька.

Всё намокло, всё измялось -

Нет сухого уголка. (Полотенце)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расчёска)   Гигиена волос

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

И та станет чище. (Платяная щетка.)  Гигиена одежды и обуви

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

(По ходу работы учитель достает носовой платок, мыло, мочалку, полотенце, расчёску, щётку для чистки одежды, зубную щетку.)

- Всё это предметы личной гигиены.

V. Первичное закрепление

1. Игра «Что с чем дружит» (Работа в группах.) Слайд 18

Проверка. Гигиена ногтей

- А вы дружите с зубной щёткой?    

- Почему надо чистить зубы? Гигиена зубов

- На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.

- Давайте вспомним, как правильно чистить зубы. Слайд 19

2. Учимся чистить зубы.

Практическая работа - сценка « Чистим зубы» Слайд 20, 21, 22

-Сколько раз надо чистить зубы?

( Два раза в день: утром и вечером).

- Почему мы чистим зубы именно зубной пастой?

Зубная паста содержит фтор - специальное вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса.

3.ИГРА "Правила гигиены" Слайд 23

Цель игры: закрепить знания детей о правилах личной гигиены.

Содержание игры: учащиеся получают карточки, на которых зашифрованы правила личной гигиены. Задача играющих - прочесть эти правила и прикрепить карточку к нужной части кластера.

  1. Мыть руки.
  2. Умываться по утрам и вечерам.
  3. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)
  4. Мыться мылом и мочалкой не реже 1 раза в неделю.
  5. Ежедневно расчёсывать волосы.
  6. Стричь вовремя ногти.
  7. Чистить одежду и обувь.

Получен от природы дар
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз
Здоровье.
Очень хрупкий груз!
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.

Секрет здоровья - чистота!

VI. Итог урока

–  О каких основных правилах гигиены мы сегодня говорили? Воспользуйтесь кластером.
– Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.
Слайд 24

Я узнал…

Я открыл для себя…

Мне понравилось…

Мне трудно было…

VII.  Рефлексия

– Смайлики настроения отправляем Мойдодыру. Слайд 25

Звучит  песня – гимн воде.

- Спасибо за хорошую работу на уроке. Будьте здоровы.  Слайд 26

Используемые источники:

  • Толковый словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила гигиены

на данном уроке ребята знакомятся с основными правилами личной гигиены, здорового образа жизни...

Правила гигиены для 1 класса

Мероприятие для первого класса по правилам гигиены...

Открытый урок по познанию миру в 1 классе Тема : Правила гигиены.

Тема : Правила гигиены.Цели: знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены...

Классный час "Правила гигиены"

Классный час для 1 класса. Проводиться в форме сюжетно-ролевой игры. Дети знакомятся с понятием "гигиена", предметами гигиены их использованием и значением для здоровья человека...

Урок по окружающему миру "Правила гигиены", 1 класс (по ФГОС НОО)

Технологическкая карты урока по окружающему миру "Правила гигиены", 1 класс...

Знай свое тело!» Правила гигиены. Питание.

В ходе занятий дети получают элементарное представление о строении своего организма и функциях внутренних органов (сердце, легкие, мозг и др.). На занятиях педагог использует готовый рисунок человека,...