Урок окружающего мира в 3 классе на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Поршакова Мария Сергеевна
Тип урока: комбинированный урок.
Класс: 3Г
Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.  
Задачи урока: 
Образовательные: 
– создать условия для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал», «труд людей», «потребность». 
Развивающие: 
– способствовать развитию умения высказываться по теме урока. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поршакова Мария Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Тема урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики» 

Тип урока: комбинированный урок.

Класс: 3Г

Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.  

Задачи урока:

Образовательные:

– создать условия для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал», «труд людей», «потребность».

Развивающие:

– способствовать развитию умения высказываться по теме урока.

Воспитательные:

– содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

– умение ориентироваться в тексте для подготовки сообщения;

– знания определений потребность, товар, услуга;

– знания о роли природных богатств в деятельности человека и бережного отношения к ним.

Личностные:

– умение оценивать себя, границы своего знания и незнания;

– умение проявить самостоятельность, личную ответственность;

– самоанализ и самоконтроль результата.

 Метапредметные:

– умения формулировать учебную задачу урока;

– умение планировать свою деятельность, контролировать и корректировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;

– выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД);

– умение слушать собеседника и вести диалог;

– умение слушать учителя и выполнять его требования;

– формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос (коммуникативные УУД);

– поиск и выделение необходимой информации;

– применение методов информационного поиска;

– умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

– умение применять полученные ранее знания в измененных условиях (познавательные УУД).        

Оборудование: учебник окружающего мира, наглядный материал (корзина, свертки, киты, карточки, кубик движения, кубик Блума), проектор, экран, компьютер, колонки. 


                                   

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Словесный метод: приветствие.

Наглядный метод: прослушивание музыки.

Практический метод:

тренинг.

Приём «Психологический тренинг»

2 мин

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям. Покажем свои знания. Сядьте удобно, закройте глаза.

Ссылка https://mp3fitz.com/music/фоновая+музыка+для+проведения+уроков/ 

Сейчас очень тихо повторяйте слова за мной:

– Я в школе на уроке,

– Сейчас я начну учиться.

– Я радуюсь этому.

– Внимание моё растёт.

– Я как разведчик, всё замечу.

– Память моя крепка.

– Голова мыслит ясно.

– Я хочу учиться.

– Я очень хочу учиться.

– Я готов к работе.

– Я работаю!

Молодцы ребята! Сегодня у нас не обычный урок. Так как мы с вами изучаем раздел экономики, то за каждый правильный ответ вы будете получать монетки. В конце урока посчитаем, кто соберёт больше всех монет.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем.

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Словесный метод: беседа, вопросы.

Наглядный метод: корзина со сверчками.

Приём «Корзина идей»

5-6 мин

К нам пришла Мудрая черепаха и Муравей вопросник. Мудрая черепаха принесла вам корзинку. В корзине находятся свертки. Сейчас мы по очереди откроем каждый сверток и узнаем, что внутри. (Свертки с цифрами, внутри них написаны слова из прошлой темы урока).

1 сверток – слово «потребности».

– Ребята, что же такое потребности?

– Какие виды потребностей вы знаете?

– Какие потребности человек получает от природы?

2 сверток – слово «товары».

– Ребята, что такое товары?

– Приведите примеры разных товаров.

3 сверток – слово «услуга».

– Что же такое услуга?

– Приведите примеры.

Давайте немного поиграем. Игра называется «Товар – услуга». Я буду говорить фразу, а вы мне по поднятой руке будете говорить товар это или услуга.

● Вы зашли в аптеку, купили лекарство. (Товар)

● Вы летите в самолёте. (Услуга)

● Вы смотрите концерт. (Услуга)

Вы купили книгу. (Товар)

● Вы выпустили статью.(Товар)

● Вы подстриглись.(Услуга)

● Вы подметаете двор.(Услуга)

Молодцы! Всё помните.

 

Дети по очереди достают один сверток за другим и отвечают на вопросы учителя.

Потребности – это всё то, что нужно людям для жизни.

Виды потребностей – это личные и общественные.

От природы человек получает воздух, воду, свет солнца, красота природу и др.

Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

Приводят примеры товаров.

Услуга – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. Приводят примеры товаров.

Учитель читает предложения, дети отвечают на вопросы.

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания (личностные УУД).

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

Словесный метод: беседа, вопросы.

Наглядный метод: корзина со свертками.

Приём «Корзина идей»

1-2 мин

И у нас с вами остался последний сверток.

4 сверток – слово «три кита экономики»

– Ребята, сможете ли вы назвать трех китов экономики?

– Хорошо, как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке. Какая тема?

– Какую цель тогда мы поставим перед собой.

– Теперь давайте определим, как мы достигнем, поставленной цели. Перед вами даны задачи, вы должны выбрать подходящие к нашей цели (слайд 2).

У детей возникает затруднение.

Тема урока «Три кита экономики».

Цель узнать, какие три кита входят в основу экономики.

Выбирают задачи.

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания (личностные УУД).

Умения формулировать учебную задачу урока (регулятивные УУД).

4. Открытие нового знания.

Словесный метод: беседа, вопросы, рассказ учеников.

Наглядный метод: картинки на доске, текст, плакаты.

Приём «Мини-проект (исследование)»

12-13 мин

– Откуда появилось образное выражение «три кита»?

На этот вопрос ответ даст нам Мудрая черепаха. (звучит аудио)

В прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие думали, что Земля плоская и покоится на трёх огромных китах. Отсюда и пошло выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего – либо.

– Теперь вы понимаете, что эти три кита – основа экономики. Давайте попробуем назвать их.

– Хорошо, ребята. Теперь мы с вами будем работать в маленьких исследовательских группах. У каждой группы будет своя часть основы экономики. 1 группа – будет нам рассказывать про природные богатства. 2 группа – про капитал. 3 группа – про труд человека. Также у каждой группы есть план, на который они должны опираться чтобы составить своё выступление.

(У каждой группы есть свои текст, чтобы составить рассказ о каждом элементе основы экономики. После 8 минут работы дети представляют своё исследование.)

Плакаты с текстом и картинками.

Представление первой группы («Природные богатства»).

 – Какие выводы мы можем сделать?

Ребята, а вы знаете какая наука занимается изучением природных богатств нашей планеты, природные условия?

– Это наука география. Слово геология произошло от от греч. ge – «земля» и «grapho» – пишу – «землеописание»» География наука, которая занимается изучением природных условий  нашей планеты, её населением, экономическими ресурсами и др. С данной наукой как с отдельным предметом, вы будете изучать в старших классах.

Пробуют ответить на вопрос.

Основу экономики составляют –природные богатства, капитал, труд.

Работают в малых группах

Представляют свою работу.

Природные богатства — объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей людей.

Вода, воздух, почва, полезные ископаемые, растения, животные — это природные богатства, без которых невозможно существование человека.

Предполагают.

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания (личностные УУД).

5. Физкультминутка.

1-2 мин

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели, (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом, (Бег на месте.)

Тише, тише, не спешите! (Прыжки на месте.)

Карусель остановите, (Шагаем на месте.)

Раз, два, раз, два! (Хлопаем в ладоши.)

Вот и кончилась игра!

Выполняют движения.

6. Закрепление изученного материала.

Словесный метод: беседа, вопросы, рассказ учеников.

Наглядный метод: карточки, плакаты.

Приём «Мини-проект (исследование)»

12-13 мин

Представление второй группы («Капитал»).

– Какие выводы мы можем сделать?

Представление третей группы («Труд человека»).

– Какие выводы мы можем сделать?

– Ребята, Мудрая Черепаха хочет проверить вас на знание орфограмм русского языка. Ей хочется узнать от Вас, как пишется слово Труд. И какая там есть орфограмма?

Как проверить написание этого слова?

Все плакаты помещаются на доску.

Молодцы, ребята!

Ребята, Муравью вопроснику нужна помощь. Он не может понять к какому труду умственному или физическому относятся некоторые профессии. Поможем Муравью вопроснику?

У вас есть карточки с изображением умственного труда и физического труда. Я буду называть вам профессию, а вы должны определить и повернуть свою карточку в ту сторону, к какому труду эта профессия относится.

Профессии: сталевар (физ.труд), тракторист (физ.труд), программист (умс.труд), ученый (умст.труд), строитель (физ.труд), архитектор (умст.труд), переводчик (умст.труд), сантехник (физ.труд), экскурсовод (умст.труд), учитель (умст.труд),  комбайнёр (физ.труд),   электрик, писатель (умст.труд),  футболист (физ.труд).

Молодцы ребята. Помогли Муравью вопроснику.

Ребята, а скажите пожалуйста, нужны ли нам всё эти профессии.? Могут ли люди справиться без профессий, связанных с физической или умственной силой?

Задание «Как появился предмет?»

Мудрая черепаха предлагает нам выполнить такое задание. Вам нужно по группам подумать, как появился у людей данный предмет и коротко описать «рождение» этого предмета: какие природные богатства и оборудование использовались, люди каких профессий трудились над этим.

1 группа – пуговица

2 группа – ложка

3 группа – тетрадь.

Выступление одно ученика из каждой группы.

Представляют свою работу.

Капитал – это имущество, благодаря которому производят новые товары. Капиталом могут быть и деньги.

Представляют свою работу.

Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и оказания услуг. В экономике нужен труд людей самых разных профессий. Труд может быть умственным и физическим.

В слове труд – орфограмма парная по звонкости-глухости согласный звук на конце слова. Проверить написание этого слова мы можем, подобрав к нему однокоренное слово так, чтобы после буквы д стояла гласная буква. Это слово труды, поэтому на конце слова пишется буква Д.

Слушают учителя.

Показывают карточку с ответом.

Отвечают на вопросы.

Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность (личностные УУД).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: кубик Блума.

Приём  «Кубик рефлексии Блума».

6-7 мин

Ну что же, ребята. Вы все хорошо поработали и теперь подведем итоги урока.

– С какой темой мы познакомились на уроке?

– Что составляет основу экономики?

– Для чего нужен труд людей?

– От чего зависит успех людей в экономике?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Достигли мы этой цели?

Хорошо, ребята.

Теперь перед вами кубик Блума. Он нам нужен для того, чтобы определить собственные границы знания или незнания.

Мы познакомились с темой «Три кита экономики»

Основу экономики составляют природные богатства, капитал, труд человека.

Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства.

Успех труда зависит и от здоровья людей.

Цель узнать, какие три кита входят в основу экономики.

Ученики кидают кубик и продолжают фразу, которая им выпала.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД). Самоанализ и самоконтроль результата (личностные УУД).

8. Домашнее задание.

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: корзина со свертками.

Приём  «Корзина заданий на выбор».

1 мин

А теперь домашнее задание. Перед Вами снова корзина со свертками. На каждом свертке разное домашнее задание. То, что вы вытяните, то и будет вам задано на дом. Выбрать сверток я разрешаю самому активному ученику урока.

1 сверток –пересказ стр.42-44.

2 сверток – составить небольшое сообщение «Какова роль профессии ваших родителей в экономике?»

3 сверток– выполнить задания в рабочей тетради стр.26-27

Молодцы, ребята. Мудрая Черепаха и Муравей вопросник вами очень довольны.

Наш урок окончен, спасибо за внимание!!

Каждый ученик выбирает домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Природные богатства и труд людей – основа экономики". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о факторах, составляющих основу экономики – природные богатства и труд людей.Планируемые результаты: Предметные: знать: классификацию ...

«План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики".

laquo;План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики"....