Научно-практическая конференция "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (4 класс)

Седых Наталья Игоревна

ОТЗЫВ

на проектную работу Ласкиной Алины Алексеевны,

ученицы 4 класса

МКОУ «Александроневская средняя школа»

по теме: «В гостях у зимующих птиц»

Тема, выбранная учеником для проекта, является актуальной - птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи.

Цель работы - изучить образ жизни, поведение зимующих птиц, живущих рядом с человеком и оказать им необходимую помощь для выживания в неблагоприятных для них условиях.

Задачи проекта:

 1. Расширить  представления о жизни зимующих птиц нашего села.

 2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

 3. Изготовить кормушки из подручного материала, заготовить корм.

 4. Сделать анализ и обобщить результат наблюдений за птицами.

 

Объектом исследования стали зимующие птицы нашего села. Была изучена методическая литература, объяснено происхождение, проведена систематизация. В ходе работы над проектом были использованы разнообразные методы исследования.

Проект состоит из нескольких частей. Во введении говорится об актуальности работы, намечаются цели, задачи, определены предмет и объект работы.

В основной части излагается теоретическое содержание проекта, ученик знакомит нас с  перелетными и зимующими птицами, о том как зимуют  птицы,  не покинув родные края;  как правильно организовать подкормку птиц?.

На основании систематизированного материала создана презентация с диаграммами и иллюстрациями.

В практической части проекта ученик  изготовил кормушку. В каникулярное время вел наблюдение за погодой и птицами,  отмечал полученный результат  в дневнике - подсчитывал число птиц, прилетающих к кормушке в течение 2-х часов; наблюдал за поведением птиц.                                               

В заключении сделаны выводы:

1. В нашей местности зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.

 2. Сытой птице мороз не страшен. А быть  ей сытой может помочь человек.

 3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

 

В целом работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения, об умении самостоятельно мыслить. Продемонстрирована способность приобретать новые знания.

 

У автора выявлена способность к сотрудничеству и коммуникации. В ходе выполнения проекта показала себя инициативным, самостоятельным и ответственнымУровень сформированности навыков проектной деятельности базовый.

Вывод: проектная работа по теме «В гостях у зимующих птиц» Ласкиной Алины отвечает требованиям к проекту и рекомендуется к защите.

 

Директор школы: ______________/Артемьева Яна Владимировна

 

Руководитель проекта: _____________/Седых Наталья Игоревна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt._laskina_alina.doc826.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_proektu._laskina_alina.pptx1007.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Александроневская средняя школа»

(МКОУ «Александроневская средняя школа»)

Убинского района Новосибирской области

проект

Выполнила: Ласкина Алина Алексеевна, 4 класс

Руководитель: Седых Наталья Игоревна

учитель начальных классов

село Александро-Невское, 2023

Оглавление


I. Введение ………………………………………………………………………………..3


II. Основная часть


1.Знакомство с перелетными и зимующими птицами ………………………………...
5


2.Как зимуют птицы, не покинув родные края? ……………………………………...
5


3.Как правильно организовать подкормку птиц? ……………………………………. ..
6


III. Практический этап …………………………………………………………………7


IV. Заключение ………………………………………………………………………..9

V. Список литературы ………………………………………………………………...10

Приложение 1…………………………………………………………………………….11

Приложение 2…………………………………………………………………………….12

  1. Введение


Птицы – неотъемлемая часть природы, они придают прелесть роще, лесу, степи. Они лучшее украшение городских парков и садов. Птицы совершенно преображают даже самый унылый ландшафт и своими яркими красками, звучной песней делают его радостным и приметным. В населенных пунктах птицы охраняют от вредителей зеленые насаждения от насекомых - переносчиков заразных болезней. Птицы - постоянные спутники человека. При выполнении данной работы я знакомился с жизнью птиц в условиях  села.
Я задалась вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем селе? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Речка  покрылась льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму

из 10 синичек выживает только одна. Особенно трудно приходится маленьким птичкам, у них метаболизм происходит быстрее, чем у крупных птиц, и им требуется относительно больше пищи. К тому же маленькие птицы питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается слоем снега или льда, а вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма для  птиц:  овес, семечки тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья,  пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные),  сушёные ягоды шиповника,    крошки белого хлеба,  несолёное свиное сало, говяжий жир.

Нельзя давать чёрный хлеб.

Регулярная и длительная подкормка на зимних кормушках приводит к увеличению числа посещающих их птиц.

Актуальность темы.

Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи.

В зимние месяцы нередко я замечала во дворе своего дома, возле школы,  по дороге в школу и во время прогулки воробья, синицу, снегиря. Они стайками облетали кусты , чтобы найти корм. Мне было интересно наблюдать за ними. Они быстро перелетали с ветки на ветку, некоторые в поисках корма слетались во  двор, подбирая крошки. Я решила облегчить им участь. Помочь пережить холодную зиму и одновременно вести за ними наблюдение. Так как мне чаще приходилось встречаться  со снегирём, синицей и воробьем, поэтому в первую очередь решила наблюдать за ними, а подкармливать всех птиц, прилетающих на кормушку.

Гипотеза - вероятно, птицы зимой больше страдают от бескормицы, чем от холода.

Объект исследования - зимующие птицы нашего села.


Предмет исследования - зимующие птицы на кормушке.

Цель работы - изучить образ жизни, поведение зимующих птиц, живущих рядом с человеком и оказать им необходимую помощь для выживания в неблагоприятных для них условиях.

Задачи проекта:

     1. Расширить  представления о жизни зимующих птиц нашего села.

     2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

     3. Изготовить кормушки из подручного материала, заготовить корм.

     4. Сделать анализ и обобщить результат наблюдений за птицами.

Ожидаемый результат.

  • В ходе реализации проекта я ожидаю, что мой опыт используют в своей деятельности ребята из других классов нашей школы.
  • Моя работа будет служить примером заботы о птицах детям и взрослым нашего села.

Местообитание птиц.

 Деревья  и кусты на территории нашего села, сад около моего дома, территория  вокруг школы.

 Методы и приёмы.

        1. Наблюдения;

         2. Сбор информации;

         3. Работа с литературой;

         4. Экскурсии.

II. Основная часть.

1.Знакомство с перелетными и зимующими птицами.

     Летом большее количество птиц. Всюду для них обилие корма жуков, бабочек, мошек, комаров и других насекомых, разнообразных плодов и семян растений.
     Но вот приходит зима. Корма для птиц практически нет. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми (ласточки, стрижи, трясогузки), затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Позднее улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоёмы.
    Часть птиц от нас не улетает. Остаются зимующие птицы. Некоторые из них запасают себе корм на зиму. Например, синицы прячут насекомых, плоды и семена растений в трещины коры, в развилки ветвей деревьев, но этих запасов недостаточно, поэтому уже с осени  все чаще птицы прилетают к жилью человека, так как здесь им проще отыскать корм.

Зимующие птицы в нашем селе.

 Поползень,  синица,  дятел, снегирь, воробей,  серая ворона, голубь,  поползень, свиристель и другие.                                                                                

                                                                                                                 (приложение 1)

                 

  1. Как зимуют  птицы,  не покинув родные края?

       В начале я изучила литературу и узнала с Интернета, чем питаются наши зимующие птицы, и какие кормушки чаще предпочитают они посещать. Затем взялась за изготовлением кормушек.
     Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Зима для оседлых птиц – период жесткого выживания. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет мелко птичье население в наших краях. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько кормов, сколько им надо. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.
    Круглый год с нами живут бок о бок голуби, дятлы, воробьи. Воробьи маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание! Потому-то так важны кормушки.

  1. 3.Как правильно организовать подкормку птиц?

  2. Главные правила при подкормке птиц:

  • Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!
  • Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
  • Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
  • Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
  • По возможности корм должен быть защищён от непогоды!
  • Кормушку необходимо регулярно чистить!


Чем накормить пернатых гостей:
 
Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!
Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки вы можете использовать:

  • Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни
  • Шишки, желуди, орехи, например, арахис
  • Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!)
  • Пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха  
  • Гроздья ягод калины, рябины
  • Крошки чёрствого пшеничного хлеба
  • Кусочки несолёного сала, мяса и жира
  • Яблоки

Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо желательно начинать еще с лета, заготавливая корм.

III. Практический этап

Задачи:

  1. Сделать кормушки для птиц.
  2. Следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
  3. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
  4. Провести выставку рисунков «Зимующие птицы нашего села»

           

    (приложение 2)

         

Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.

Наблюдение.

Задачи:

В каникулах отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение 2-х часов; наблюдать за поведением птиц.                                               

Таблица наблюдений за погодой и птицами в январе.

 

Дата

Температура воздуха в °по С

Количество птиц

Какие птицы прилетают

Наблюдение за птицами в новогодние каникулы

05.01

-5°

7

4 синицы, 1 воробей, 2 голубя.

06.01

-17°

10

5 снегирей, 3 синицы, 2 воробья

07.01

-14°

7

4 синицы, 2 воробья, 1 сорока

08.01

-4°

8

1 воробей, 4 синицы, 3 снегиря

09.01

-1°

9

4 синицы,3 воробья, 2 снегиря

Наблюдение за птицами при очень низкой температуре

10.01

-28°

5

2 синицы, 3 воробья

11.01

-33°

4

2 голубя, 2 воробья


12.01

-36°

5

2 синицы, 3 воробья

13.01

-32°

5

2 воробья, 1 синица, 2 голубя

Диаграмма (№ 1)  посещаемости птицами кормушек.

Наблюдение проводилось  в период с 5  по 13 января 2023 года.                                                       Дневные температуры ниже с -1 по - 36 С.

Вывод.

 Я наблюдала за поведением воробьёв, синиц, сорок. В холодную погоду, особенно при очень низкой температуре на кормушку прилетало мало птиц, они прятались вблизи жилья и меньше двигались с целью экономии энергии. Чаще всего посещали кормушку синицы, воробьи, реже голуби, сорока.

 Таким образом, наша гипотеза подтверждается, птицам в первую очередь страшен голод. Сытая птица перенесёт и очень низкие температуры, поэтому их необходимо постоянно подкармливать, тем самым помочь им пережить холодный период года и сохранить их численность.

IV. Заключение

   Проведя наблюдения, я сделала следующие выводы.

 1. В нашей местности зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.

 2. Сытой птице мороз не страшен. А быть  ей сытой может помочь человек.

 3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Во время работы над проектом я поняла:

- чтобы в нашей местности было как можно больше птиц, нужно их подкармливать, т.к. птицам больше страшен не холод, а голод. Чем больше птиц выживет в зимний период, тем больше потомства они принесут, и тем больше пользы будет от них.

Мой проект имеет большую теоретическую и практическую значимость, так как он не только расширил мой кругозор, познакомил с жизнедеятельностью  птиц  в зимний период, их ролью в природе и жизни человека, но и помог мне и моим одноклассникам понять, что нужно бережно и с любовью относиться к природе и братьям нашим меньшим – птицам.

Птицы наши друзья! Мы нужны друг другу!  Всем нам надо заботиться о наших пернатых помощниках!

V. Список литературы

  1.  А.А. Плешаков атлас-определитель «От земли до неба»    М.  «Просвещение» 2021

2. В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.

3. Материалы журналов: «Юный натуралист», «Шишкин лес», «Начальная школа».

4. Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.

5.  Серия «Что есть что», «Птицы» - 1998г.

6.Акимушкин И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1973

7. Волина В.В. Мир животных.

8. Естествознание: Учебник для 1 кл., трехлет. нач. шк. / Авт.-сост. Дмитриева Н.Я., Товпинец     И.П..- М.: Просвещение, 1995.-239 с.

9. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир 2-3 классы/ авт. сост. Е.М Елизарова.

10. Костелов Н.. Стихи и рассказы о животных: Хрестоматия. – М.: АСТ – С80 ПРЕСС КНИГА, 2001. – 352с.

11. Корабельников В.А. Краски природы: Кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1989. – 160с.

12. Льямас А., Гарсия Э., Пикс Ж., Санчес И.. Секреты живого мира. Издательский Дом «Корвус» 190068, Санкт – Петербург, 1994.-180с.

13. Мультимедийная энциклопедия « Кирилла и Мефодия».

14. Растительный и животный мир: сборник загадок 1-4 классы/ сост. Е.М. Тихомирова

15. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.П.Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

Приложение 1

Зимующие птицы в нашем селе

   

               

                                     

Приложение 2

Практическая часть- изготовление кормушек

     

 

 

       

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «В гостях у зимующих птиц» МКОУ «Александроневская средняя школа» Убинского района Новосибирской области Выполнил: Ласкина Алина Алексеевна, 4 класс Руководитель проекта: Седых Н.И. с . Александро-Невское, 2023

Слайд 2

Цель работы. Изучить образ жизни, поведение зимующих птиц, живущих рядом с человеком и оказать им необходимую помощь для выживания в неблагоприятных для них условиях . Задачи проекта. 1. Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего села. 2 . Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц. 3. Изготовить кормушки из подручного материала. 4.Сделать выставку рисунков . Ожидаемый результат. - В ходе реализации проекта я ожидаю, что мой опыт используют в своей деятельности ребята из других классов нашей школы. Моя работа будет служить примером заботы о птицах детям и взрослым нашего села.

Слайд 3

Актуальность проекта В зимние месяцы нередко я замечала во дворе своего дома воробья , синицу, снегиря. Они стайками облетали кусты, чтобы найти корм .Мне было интересно наблюдать за ними. Они быстро перелетали с ветки на ветку, некоторые в поисках корма слетались во двор, подбирая крошки. Немало времени у них уходило на поиски пищи. Я решила облегчить им участь. Помочь пережить холодную зиму и одновременно вести за ними наблюдение. Так как мне чаще приходилось встречаться со снегирём, синицей и воробьём, поэтому в первую очередь решила наблюдать за ними, а подкармливать всех птиц, прилетающих на кормушку.

Слайд 4

Эпиграфом к моему проекту стали слова Эмилии Николаевны Головановой «Так живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?»

Слайд 5

Чем накормить пернатых гостей? Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб! Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки вы можете использовать: Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни Шишки, желуди, орехи, например, арахис Пшено, просо, овес, пшеница.

Слайд 6

Зимующие птицы нашего села: Снегирь , свиристель, воробей, синица, поползень, голубь, серая ворона, сорока и другие .

Слайд 7

Как зимуют птицы, не покинув родные края? В начале я изучила литературу и узнала с Интернета, чем питаются наши зимующие птицы, и какие кормушки чаще предпочитают они посещать. Затем взялась за изготовление кормушек. Круглый год с нами живут бок о бок голуби, дятлы, воробьи. Воробьи маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей ! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание! Потому-то так важны кормушки.

Слайд 8

Следующим этапом стало изготовление кормушек из подручных материалов и мне в этом помогли одноклассники. На слайде вы видите результат нашей работы

Слайд 9

В каникулярное время я провела наблюдение за поведением птиц и сделала следующий вывод: Дата Температура воздуха в °по С Количество птиц Какие птицы прилетают Наблюдение за птицами в новогодние каникулы 05.01 -5 ° 7 4 синицы, 1 воробей, 2 голубя. 06.01 -17 ° 10 5 снегирей, 3 синицы, 2 воробья 07.01 -14 ° 7 4 синицы, 2 воробья, 1 сорока 08.01 -4 ° 8 1 воробей, 4 синицы, 3 снегиря 09.01 -1 ° 9 4 синицы,3 воробья, 2 снегиря Наблюдение за птицами при очень низкой температуре 10.01 -28 ° 5 2 синицы, 3 воробья 11.01 -33 ° 4 2 голубя, 2 воробья 12.01 -36 ° 5 2 синицы, 3 воробья 13.01 -32 ° 5 2 воробья, 1 синица, 2 голубя

Слайд 10

Вывод. В холодную погоду, особенно при очень низкой температуре на кормушку прилетало мало птиц, они прятались вблизи жилья и меньше двигались с целью экономии энергии. Чаще всего посещали кормушку синицы, воробьи , реже голуби, сорока. Таким образом, моя гипотеза подтверждается, птицам в первую очередь страшен голод. Сытая птица перенесёт и очень низкие температуры, поэтому их необходимо постоянно подкармливать, тем самым помочь им пережить холодный период года и сохранить их численность.

Слайд 11

Заключение : Проведя наблюдения, я сделала следующие выводы. 1. В нашей местности зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы. 2. Сытой птице мороз не страшен. А быть ей сытой может помочь человек. 3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы наши друзья! Мы нужны друг другу! Всем нам надо заботиться о наших пернатых помощниках!

Слайд 12

«О птицах много знаем мы И в то же время мало, И нужно всем: и нам и вам- Чтоб их побольше стало!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"

Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"...

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...

Статья -публикация в сборнике- Материалы Республиканской научно-практической конференции "Научный потенциал-XXI"

Принимала участие в республиканской конференции Научный потенциал в 2020г....

Статья.Выступление на городском научно-практическом семинаре "Практические методы развития инновационного образовательного поведения школьника"

Потенциал УМК "Школа России2, как ресурса формирования функциональной грамотности школьника. Формирование читательской грамотности ( от читательских действий к пониманию текста)...