Урок окружающего мира в 4 классе "ТРудные времена на Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Метелёва Ирина Геннадьевна

Урок построен по технологии СДП, соответствует требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока43.13 КБ
Файл Приложение36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 45. ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с героическими страницами истории Отечества; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о военном деле на Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, исторической картой, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru                        http://festival.1september.ru/articles/517777/

http://www.fast-torrent.ru/film/aleksandr-nevskij.html

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; видеофрагмент «Александр Невский»; историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо-татар», схема «Битва на Чудском озере»

Основные
понятия

Монголо-татары, Александр Невский

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала.

Целеполага-ние

1.Приветствие

Ребята, мы начинаем урок окружающего мира. Сегодня у нас гости, повернитесь, поприветствуйте их.

Садитесь на места.

2.Эмоциональный настрой

Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет чудес необычайных

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!».

- Покажите какое у вас сегодня настроение (тучка, солнышко). Я бы хотела, чтобы к концу урока оно улучшилось.

3. Тема урока, целеполагание.

-Ребята, а теперь послушайте, я вам прочитаю стихотворение. (Читает стихотворение):

Русь

Под большим шатром голубых небес –

Вижу – даль степей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!..

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

– Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

Когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?

О чем пойдет речь на уроке?

-Итак, тема урока «Трудные времена на русской земле»

-Давайте сформируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.

-По данной теме я хотел бы узнать…

-Для этого я должен на уроке…

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Дети оценивают свое настроение.

-Тяжелые, ужасные, голодные.

-Каким испытаниям подвергалась Русь в 13 веке? Почему люди воюют?

-Почему времена трудные?

-Быть внимательным, анализировать текст.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Фронтальный блиц-опрос.

Самостоятельная работа

1.В каком веке была создана Славянская азбука?   - в IX веке

2. Как назвали славянскую азбуку?

 - кириллица

3. Славянскую азбуку создали:

-  Кирилл и Мефодий

4. Летопись – это:

А) запись важнейших событий

5. На Руси первые книги писали на:

В) пергаменте

6. Киноварь – это краска:

- оранжево-красного цвета

7. Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть временных лет»

- Какие крупные города были известны в Древней Руси?

- Чем они славились? Почему укреплялись?

- Кто управлял городами?

-Молодцы, я вижу вы все помните.

Отвечают на вопросы учителя.

-Летопись - это запись исторических событий по годам, которые происходили в стране, городе или местности. Это слово появилось в Древней Руси.

 -Братья из Византии, создатели старославянской азбуки и церковно-славянского язык.

-Это материал, на котором писали книги и документы, делали из телячьих шкур. 

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мне-

ниями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к предмету

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение
нового материала

Беседа.

Работа
по учебнику.

– Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое.

– Что вы можете сказать о некоторых князьях?

– Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?

– В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. Откройте учебники на стр.61  Давайте рассмотрим карту в учебнике.

Посмотри на карту Русского государства XIII века. Почему одно государство обозначено на карте множеством цветов?  

Миновали времена князей-строителей государства и богатырей-защитников Русской земли. Их дети и внуки - новые князья - больше сил тратили на борьбу друг с другом, чем на защиту родного края. Русь была разрознена на многие княжества, в каждом был свой князь, своя дружина.

С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.

– Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

(Время для подготовки 3 минуты.)

Предлагает вопросы для каждой группы .

– Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

– Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?

- Нам встретились новые слова: (С. 60-61 учеб)

- Что такое Золотая Орда?

- Кто правил Золотой Ордой?

- Что такое дань?

– Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

– Вспомните, какой город не пострадал от нашествия хана Батыя.

– В то время как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.

– Подумайте, почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?

Шведский военачальник Биргер послал послов

в Новгород к молодому князю Александру Ярославичу со словами: «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле». Вы хотите узнать, что было дальше?

Предлагает задание детям .

– Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда. В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, в историю оно вошло как Ледовое побоище

Отвечают
на вопросы.

Работа с картой.

Работают в парах.

Выполняют
задания.

Отвечают
на вопросы.

-Золотая Орда – государство, созданное монголами после завоевания Руси.

- Хан – правитель Золотой Орды.

- Дань – налог, взимаемый победителем с побежденных.

Выполняют
задания

Работа с документом

Отвечают на вопросы

Фронтальная, групповая

Устные ответы

Работа
в парах/группах.

Беседа.

Работа
в группах
(продолжение)

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

Работа с видеофрагментом.

Фронтальный опрос.

Работа
по учебнику.

Демонстрирует видеофрагмент «Александр Невский».

– Почему русские воины сумели победить рыцарей?

– Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

– Что вы можете сказать о событиях XIII века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события XIII века.

– Кто напал на Русь в XIII веке?

– Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь?

– Какой первый русский город оказался на их пути?

– Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление?

– Что случилось с Киевом?

Смотрят фильм.

Отвечают
на вопросы.

Читают текст
в учебнике.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении

практической работы

следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют

цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми
и сверстниками.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Устные ответы,

записи
в тетради

Составление схемы.

Работа с датами

–– Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города?

– Какая появилась угроза с северо-запада для Руси?

– Кто выступил против них? (Новгородский князь Александр с дружиной.)

– Как разбил шведов князь Александр?

– Какое прозвище он получил за эту победу? (Невский.)

– Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?

– Как строились крестоносцы? С какой целью?

– Как разбил крестоносцев Александр?

Откройте тетрадь стр.22 выполните зад 4.

Заполняют
схему.

Отвечают на вопросы

Фронтальная.

Индивидуальная

 V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Вас заинтересовали события Древней Руси XIII века?   Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете.

– Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова: 

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

Оцените свою работу на уроке

Рефлексия настроения

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собствен-ную деятельность
на уроке.
 

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполне-нию дом зад

Учебник, с. 59–64, пересказ. Выполнить задания на тетрадь  с.20-21. Сообщение о Александре невском; кроссворд по теме.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Ресурсный материал

Работа в группах/парах

1-я группа. Рассказать о монголо-татарах.

План:

1) Кто такие монголо-татары?

2) Какие у них были жилища?

3) В чем заключалась сила монгольских племен?

2-я группа. Рассказать о походе монголо-татар на Русь.

План:

1) Кто возглавлял войско завоевателей?

2) Какое княжество подверглось первому удару?

3) Почему пала Рязань?

3-я группа. Рассказать об обороне русских городов.

План:

1) Какие еще города заняли монголо-татары?

2) Что вы узнали об обороне Козельска?

Работа в группах/парах (продолжение)

1-я группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?

2-я группа: Почему Александр одержал победу над шведами?

3-я группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу?

Документ 1

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С Азии пришло монголо-татарское войско. Монголо - татары – это кочевые (переезжавшие с места на место) монгольские  племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два – три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух – трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.

Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, а на шестой – пала. Крепко бились горожане, но не смогли одолеть врага. Взяли монголы город и убили всех жителей, не пожалев ни женщин, ни детей. Людей рассекали мечами, поражали стрелами, бросали заживо в огонь.

Вслед за Рязанью монголо – татары заняли Владимир, Тверь, Москву. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города.

Следующей целью монголов был Новгород. Этот богатый город очень привлекал захватчиков. Но началась весенняя распутица, растаяли ледяные дороги, широко разлились реки. И хан решил поберечь силы своего войска. Оно было все еще очень велико, но понесло большие потери. Завоеватели повернули на юг. На пути их встал городок Козельск. Этот маленький город враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. С тех пор монголы стали называть Козельск «злым городом».

Русь покорилась монголо-татарам, потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности – его воинская сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Врага нужно было встречать кулаком, а Русь встретила  «растопыренными пальцами». Двести лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести лет платили русские люди дань Золотой Орде. Двести лет понадобилось русским людям собрать силы и прогнать врага со своей земли.

Документ 2

Летом 1240 года шведский отряд на 100 кораблях вошел в устье реки Невы.

Шведы послали гонцов в Новгород, где в это время княжил 19-летний Александр, правнук Юрия Долгорукого, сказать ему: «Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже на земле твоей».

Александр не стал терять время на сбор большого войска, а сказал своим дружинникам: «Нас немного, а враг силен. Но Бог не в силе , а в правде: идите следом за вашим князем».

Утром, воспользовавшись туманом, русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь.

Благодаря смекалке, мужеству, храбрости и отваге молодого полководца, к вечеру шведы были на голову разбиты.

За эту победу не Неве князя Александра прозвали Невским.

Документ 3

Обычно немецкие рыцари перед боем строятся тупым клином, «кабаньей головой». Острие и стороны «кабаньей» головы составляют закованные в железо рыцари на конях. Внутри «кабаньей головы» стоят пешие воины. В бою обычно мощным ударом клин рассекает строй противника, дробит его на части и обращает в бегство. Далее пешие воины преследуют и по частям уничтожают убегающих.



Предварительный просмотр:

Текст с ошибками

5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились рыцари, а за ними тяжеловооруженные прочие воины. Киевский князь Александр Невский все свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.

Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва».

Тест

  • В каком году произошла Невская битва?
  1. в 1242 году
  2. в 1240 году
  3. в 1613 году
  • С кем была эта битва?
  1. с немецкими рыцарями
  2. с монголо-татарами
  3. со шведскими рыцарями
  • Какое прозвище получил князь Александр после битвы?
  1. Донской
  2. Невский
  3. Красное Солнышко
  • В чём причина победы русских воинов?
  1. лучшее вооружение
  2. численное превосходство
  3. талант полководца

Что относится к истории Древней Руси, а что — к истории монголо-татар? Укажи стрелками.

К истории Древней Руси

К истории монголо-татар

Восточная Европа

Азиатская часть Евразии

Страна городов

Хан

Великий князь

Кочевники

Впиши даты событий и обведи их на «ленте времени».

Начало нашествия Батыя на Русь —                         

Битва на реке Неве —                                         

Ледовое побоище —                         

D:\DOCUME~1\9226~1\LOCALS~1\Temp\FineReader11\media\image2.jpeg

D:\DOCUME~1\9226~1\LOCALS~1\Temp\FineReader11\media\image2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Времена года"

Урок окружающего мира по теме «Времена года» по программе « Планета знаний». На этом уроке дети узнают о том, как происходит смена времен года на Земле, какие изменения в природе происходят со сменой ...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Урок окружающего мира "Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цель:     -формировать представление о возникновении славянской азбуки,о появлении письменности на Руси;Задачи:-формирование учебно-познавательных компетенций: дать представле...

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси".

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси"....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Во времена Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Времена года" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: создание условий для представления учащихся о смене времен года, распознавания сезонных яв­лений.Задачи урокаДидактические:Познакомить с причиной смены времен года;Научить распознавать...