Урок на тему: "Как правильно тратить деньги"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Дементьева Елена Витальевна

Урок на тему: "Как правильно тратить деньги" Урок направленный на формирование финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kak_pravino_tratit_dengi.docx30.37 КБ
Файл prezentatsiya_1.pptx2.05 МБ
Файл materialy_dlya_raspechatyvaniya.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как правильно тратить деньги»

Цель урока: способствовать пониманию учащимися необходимости планирования семейного бюджета в целях разумной траты денег.

Задачи урока:

1. Через представление конкретной ситуации сформулировать понятия

«расходы и доходы», «лишние деньги».

2. Организовать работу с текстами в группах и сформировать понятие «расходы и доходы», «лишние деньги».

3. Объяснить, как можно экономить.

Овладение предметными умениями: знать основные понятия по теме: деньги, источники доходов, виды доходов и расходов, ознакомить с принципами формирования личного дохода, его сохранения и преумножения.

Метапредметные образовательные результаты: учащиеся научаться

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Развивать умение работать в группе,
  • Воспитание рационального отношения к личным финансам,
  • Формирование социальной активности и самостоятельности,
  • Выработка навыков культурного общения.
  • Предметные:
  • Ознакомить учашихся с понятиями «расходы и доходы», «лишние
  • деньги»;
  • Усвоение (применение, и тп.) понятий по теме: деньги, источники
  • доходов, виды доходов и расходов.

Метапредметные:

  • Умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей:
  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и
  • индивидуально.

Коммуникативные:

  • Развитие коммуникативной культуры учашихся;
  • Выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе
  • информацию.

Ход урока

1.Организация класса на работу

2. Мотивационный этап.

Отгадайте загадку- Слайд1

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет,

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

Приём «Ассоциативный ряд»

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «СЕМЬЯ»?

 (Мама, папа, бабушка, дедушка, добро, любовь, тепло, труд и т. д.)

- Каждый член семьи трудится. Для чего он это делает?

(Для того, чтобы зарабатывать деньги.)

- А для чего зарабатывать деньги?

(Чтобы иметь возможность покупать продукты, одежду, игрушки и т.д..)

Слайд2

Отгадайте загадку:- Слайд 3

Коль трудился целый год

Будет кругленьким… (Доход)

- Вспомните, что обозначает это слово.

(Доход – это сколько денег все члены семьи зарабатывают вместе за это время в среднем. В доход включается не только зарплата, но и, например, стипендии или пособие.)- Слайд 4

 Придумайте антоним к слову  «доход»  (трата, расход)- Слайд 5

Таблица  с терминами  вывешивается на доску.  

- Что обозначает это слово? (Трата денег.)  - Слайд 6

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    3. Актуализации опорных  знаний

Слушают и анализируют стихотворение.

«Три копейки на покупку»

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей дает: « Вот!

Купи мне самолет.

А еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

- Ребята, а вы любите совершать покупки?  С чем они связаны? (С деньгами.)

- Всегда родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)

Почему? (Деньги нужно тратить с умом.)

Просмотр видеоролика- Слайд 7 ссылка на мультик

4. Постановка практической и учебной задач

- Определите тему нашего сегодняшнего занятия. (Как с умом управлять своими деньгами)

- Правильно! Сегодня мы с вами постараемся понять, как с умом управлять своими деньгами, на что их лучше потратить.

5. Освоение нового знания через решение практических задач.

Доходы

   

Расходы

   


Понятия: -
Слайд 8

Промтовары, коммунальные услуги, стипендия сына/дочери, бытовые услуги, зарплата мамы/папы, приусадебный участок, путешествия, транспорт,  налоги,  пенсия бабушки/дедушки,  выигрыш в лотерею, питание,  пособия на детей, ценные бумаги.

- А что же складывается из доходов и расходов семьи?

- Конечно - это БЮДЖЕТ семьи - Слайд 9

Слайд 10

Если получится, что первая величина больше второй (то есть доходы больше, чем расходы), то это значит, что после необходимых расходов в семье ещё останется сколько-то денег. Бюджет будет положительным.

- Но что же делать с этими лишними деньгами (хотя деньги ни когда не бывают лишними)?. Может, все их потратить на разные удовольствия? Нет, это было бы не очень мудро – ведь могут случиться не предвиденные расходы, а денег на них уже не останется. Поэтому часть денег из этой суммы лучше отложить, а оставшуюся – можно и потратить на что-нибудь приятное.

Если же первая величина (то есть доходы) меньше второй (то есть расходов), то, значит, семья получает денег меньше, чем тратит, и это плохо. Бюджет семьи – отрицательный.  Что же делать в этом случае? Ответ прост: надо стараться больше зарабатывать и экономить.  Для того чтобы больше зарабатывать, есть много вариантов. Можно подыскать другую работу, где заработная плата выше. А можно найти дополнительную работу. И хорошо бы такую, которую вполне реально делать дома или неподалёку от него в удобное время: раздавать, например, рекламные листовки у входа в метро или магазин, зарабатывать с помощью Интернета, подрабатывать в кафе быстрого питания.

Но и ты можешь немного подработать и помочь семье в трудной

ситуации, когда денег не хватает. Так, можно выгуливать чью-то собаку

или собирать жестяные банки из-под разных напитков и обменивать их в специальном автомате на деньги семье помощь, и мир вокруг станет немного чище.

- Но деньги имеют свойство куда – то исчезать. А куда? И почему? Как этого не допустить? Давайте разберёмся.

6. Освоение нового знания через решение практических задач.

- Ребята, кто знает, что это такое? (Квитанция)

 -Для чего она нужна?  (Для оплаты электроэнергии, водоснабжения, газа и т.д.)

-Как называют эти платежи? (Коммунальные)

-Как вы считаете, обязательно ли оплачивать эти квитанции? Почему?

-Все ли расходы являются обязательными?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разделимся на группы.  

Слайд 11- Из предложенного списка понятий 1 группа находит обязательные расходы,  2 группа –дополнительные расходы, 3 группа – то, что можно не покупать.

Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?

1) хлеб
2) сахар
3) минеральная вода
4) масло сливочное
5) кукурузные хлопья
6) масло растительное
7) рыба
8) кальмар сушеный
9) газированные напитки
10) попкорн

11) яйцо
12) крупа: гречневая, рисовая и т.д.

13) картофель

14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.)
15) сухофрукты
16) соль
17) креветки
18) кондитерские изделия

19) молоко

20) орешки соленые
21) конфеты
22) чипсы

23) мясо

24) кукурузные палочки

25) мороженое

Заполни таблицу

Необходимо

Время от времени

Не нужны

Заполни таблицу

Необходимо

Время от времени

Не нужны

1) хлеб

3) минеральная вода

8)кальмар сушеный

2)сахар

5) кукурузные хлопья

9) газированные напитки

4) масло сливочное

15) сухофрукты

20) орешки соленые

6) масло растительное

17) креветки

22) чипсы

7) рыба

18) кондитерские изделия

10) попкорн

11) яйцо

21) конфеты

12) крупа: гречневая, рисовая и т.д.

24) кукурузные палочки

13) картофель

25) мороженое

14)овощи(морковь, лук,свекла,капуста и др.

16) соль

19) молоко

23) мясо

Слайд 12-13-14

7. Подведение итогов урока

- Пусть сегодняшнее занятие принесёт вам пользу. Хотелось бы его закончить изречением  Бертольда  Авербаха:

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость,                                                      а умело расходовать – искусство».  

8. Рефлексия

Мне было легко…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Мне было трудно…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадайте загадку Это слово каждый знает, Ни на что не променяет, К цифре «семь» добавлю «я» - Что получится? Семья Отгадайте зага : Коль трудился целый год Будет кругленьким дку … ДОХОД

Слайд 2

Понятия: Промтовары, коммунальные услуги, стипендия сына/дочери , бытовые услуги, зарплата мамы/папы, приусадебный участок, путешествия, транспорт, налоги, пенсия бабушки/дедушки, выигрыш в лотерею, питание, пособия на детей, ценные бумаги https://fincult.info/teaching/multiki-o-finansakh-5/

Слайд 3

1) хлеб 2 ) сахар 3) минеральная вода 4) масло сливочное 5) кукурузные хлопья 6) масло растительное 7) рыба 8) кальмар сушеный 9) газированные напитки 10) попкорн 11) яйцо 12) крупа: гречневая, рисовая и т.д. 13) картофель 14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.) 15) сухофрукты 16) соль 17) креветки 18) кондитерские изделия 19) молоко 20) орешки соленые 21) конфеты 22) чипсы 23) мясо 24) кукурузные палочки 25) мороженое Необходимо Время от времени Не нужны Необходимо Время от времени Не нужны 1) хлеб 3) минеральная вода 8)кальмар сушеный 2)сахар 5) кукурузные хлопья 9) газированные напитки 4) масло сливочное 15) сухофрукты 20) орешки соленые 6) масло растительное 17) креветки 22) чипсы 7) рыба 18) кондитерские изделия 10) попкорн 11) яйцо 21) конфеты 12) крупа: гречневая, рисовая и т.д. 24) кукурузные палочки 13) картофель 25) мороженое 14)овощи(морковь, лук,свекла,капуста и др. 16) соль 19) молоко 23) мясо



Предварительный просмотр:

 РАСХОД

  ДОХОД

БЮДЖЕТ

Необходимо

Время от времени

Не нужны

Доход

Сумма

Расход

Сумма

Общий доход

Общий расход

Доход

Сумма

Расход

Сумма

Общий доход

Общий расход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему"УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ"

Конспект урока по математике. Программа "Перспективная начальная школа"...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Как правильно тратить деньги" (2 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с тем, как правильно распределять семейный бюджет; решение практических задач на основе изученного; создание кластера.Задачи урока:Дидактические...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как правильно копить деньги» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование общего представления о денежных накоплениях.Задачи урока:Дидактические:1. Актуализировать знания детей о том, как разумно делать покупки в магазине;2. Сформировать з...

Технологическая карта урока финансовой грамотности "Как правильно копить деньги" (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование общего представления о денежных накоплениях.Задачи урокаДидактические:актуализировать знания детей о том, как разумно делат...

Технологическая карта урока "Как тратить деньги рационально?"

Представленна технологическаая карта урока по финансовой грамотности во 2 классе на уроке математики....

"На что семья тратит деньги"

Текст видео-урок на тему: "На что семья ьратит деньги"...