Технологическая карта урока "Народы России. Мы - Россияне".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Букаткина Лариса Михайловна

Урок соответствовал содержанию программы, цели и задачам урока, способствовал формировать умение у детей работать с различными видами информации. Данное умение обозначено в ФГОС НОО как одна из целей образования. Цель урока: создать условия для  формирования представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных традиций, костюмах, быта. Урок был построен с использованием современные образовательных технологий: проблемное обучение, здоровьесберегающие, «технология сотрудничества». Учитель применил позицию учителя-фасилитатора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф. И. О. учителя:    Букаткина Лариса Михайловна

Класс: 3

Предмет: окружающий мир.

Тема урока: «Народы России. Мы – Россияне».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цели урока: создать условие для формирования представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных традициях, костюмах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  (в соответствии с ФГОС)  УУД

Метапредметные: 

Р.:- самостоятельно или с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Р.:- выполнять задание по составленному плану, сверять свои действия с ним; 

Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Р.: -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Р.: - проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

Р.: - оценивать правильность выполнения заданий.

П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

П.: - понимать значение справочников, словарей, энциклопедий; пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта

П.: - понимать значение знаков и символов в жизни общества.

К.: - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебных заданий;

К.:- осуществлять взаимопроверку при выполнении учебных заданий;

К.:- ставить вопросы друг другу.

К.:- слушать и понимать речь других.

Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности:

- оценка результатов учебной деятельности, используя знаково-символические средства.

Межпредметные связи: технология.

Учебно-методический комплекс урока: 

Дидактические сопровождение:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2020.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2020.

Оборудование: персональный компьютер, мультимидиа-проектор, карточки для работы, клей.

Материалы для познавательной деятельности обучающихся: Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ.  ред. Проф. Л.И. Скворцова. -  «Издательство «Мир и Образование», 2005.

Интернет – ресурс

  1. https://ru.wikipedia.org 
  2. gufo.meТолковый словарь Даля 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задачи: развития

универсальных учебных действий

I.

 Мотивация.

Самоопределение к учебной деятельности учащихся

Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите одну из «мордашек», соответственно своему настроению.

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас.
Улыбка, уверенность!

Что ж, «Так держать!»
За парты вы сели?
Пора начинать!

- Сегодня мы будем работать с вами в группах. Какие качества нам необходимы, чтобы работа была слаженной, интересной: товарищество, взаимопомощь, ответственность, уверенность

- Но перед работой,  я предлагаю повторить правила работы  в группе. (Памятка на доске!)

-Вы в своей группе  самостоятельно выберите главного командира-консультанта? Задача консультантов. Каждый член в группе самостоятельно оценивает свою работу в карточке, затем консультант оценит ваш в клад в общее дело.   «Светофор».

Есть такие пословицы - не трать время попусту. Время выиграно, всё выиграно.

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Устное сообщение учителя.

Корректирует настроение одной - двумя фразами, дополнительно настроев на работу

Подготовка класса к работе

Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Выбирают командира-консультата.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р.: целеполагание;

Л.: самоопределение

II.

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности  к построению учебных действий

Выявление уровня знаний.

1. Фронтальная беседа

1)Повторение понятий «малая родина»  и «большая Родина»

- Поэт Владимир Александрович Степанов, написал стихотворение в котором объединил две родины.

Послушайте и ответ те на вопрос о какой ещё Родине говорится  в  его стихотворении?

Правильно о «большой Родине» и «малой родине». Как называется наша большая Родина? 

А, чем отличается одно государство от другого?

1.Организовывает повторение знаний и умений, для погружения в проблему.

2. Активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.

3. Организовывает самопроверку учащимися своих ответов по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

- Мы живем в России, говорим на русском языке

Наше государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи.

 - У каждого государства есть своя символика (герб, флаг и гимн). Эти символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей. Каждый россиянин может сказать: «Это наш герб. Это наш флаг. Это наш гимн».

П.: развитие логического мышления;

П.:- подведение под понятие;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения;

К.:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Р.:- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

 Р.:- с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

III. Выявление места и причин затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Прочитайте слова первого и второго столбика нашего гимна.

- Чем гордятся  россияне?

- А, что мы подразумеваем под словом «народ»?

- Из каких источников мы можем узнать об толковании этого слова?

- Я предлагаю обратиться в толковые словари. Народ – население государства, жители страны. Нация, национальность или народность. Народное искусство. Народное торжество. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Народ – люди народившиеся на известном пространстве; говорящие одним языком; обыватели государства, страны. (Толковый словарь В.Даля).

- Вы хотите узнать о братских народах нашей страны?

- Задайте вопросы, что вы хотите узнать?

- Сформулируйте тему урока.

Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва.

Народ –

население государства или жители страны,

единый язык,

единая культура,

единый внешний вид (одежда).

Пытаются решить проблему, опираясь на личный опыт и на свои уже имеющиеся знания и умения.

Фиксируют проблему.

-Свободой, братскими народами, мудростью народной.

- Сколько народов живут на территории нашей страны? Как они называются? Как они живут? Где они живут.

Тема урока «Мы - россияне».

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

IV.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

  1. Работа по теме урока.

- Откройте учебник с. 25.

- Какие народы представлены в учебнике?

- Это народы: русский, мордовский, татарский, ненецкий.

- Сегодня мы рассмотрим самые многочисленные и малочисленные народы нашей страны.

- У вас на столах лежат один конверт с вопросительным знаком.  В этом конверте находится еще тайна и загадка для вас, которую вы на этом уроке должны разгадать.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

 План изучение темы.

  1. Раскрыть и изучить тайну.
  2. Подобрать иллюстрации к вашей страничке.
  3. Подобрать пословицу к страничке книги.

Поделиться с ребятами из других групп.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Работают со словарями и  карандашом, отмечают «что я знаю ..» и «что я нового узнал …»

Совместно с учителем формулируют понятия и способы действий, которые  им нужно уточнить и научиться правильно их применять.

П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

 Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Р.:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Р.: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания.

V.

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: построения учащимися нового способа действий и формирований умений его применять

Первый пункт плана вы изучаете вместе, а 2,3,4 части консультант распределяет поручения, чтобы сэкономить время. Группа получит дополнительный балл, если члены группы успешно справятся с тестом. Пословица находится во втором конверте на другом столе.

Организует учебное исследование, для выделения понятия.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Совместно с учителем проводят коллективное исследование с опорой на схему.

Читают каждый этап и выполняют задания с комментированием во внешней речи в группе.

Р.:- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

Р.: - контроль, коррекция, оценка;

К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

П.: - выполнение действий по алгоритму;

VI.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач

 Практическая работа Дети выполняют задания.

Организует самостоятельную коррекционную работу.

Самостоятельно выполняют задание небольшого объёма на новый способ действий.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства.

VII.

Этап включения в систему знаний и повторений.

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

Один ученик или в паре демонстрируют работу  группы, сопровождая ее рассказом.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Организует коррекционную работу, практическую работу,

Решают задания на включение нового знания в систему знаний.

Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка.

П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П.: планирование работы по устранению неуспеха;

Р.: планировать работу по устранению ошибок.

VIII.

Этап рефлексии деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Оцените свои достижения на уроке.

- Что получилось?

- Что не получилось?

- Почему не получилось?

- Оцените своё настроение по результатам работы.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, деятельности на уроке, проговаривают способ «открытия» нового знания. Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. В карточках «Рефлексия» командир выставляет оценку деятельности каждого члена грумы (индивидуальный вклад в общее дело), затем член группы выставляет отметку себе. Анализируют совпадения оценок.

П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?

-Что было интересным?

- Над чем надо поработать?

 

Контрольно-оценивающая деятельность. Участвует в обсуждении оценки при расхождении оценки командира и члена группы.

Определяют типичные недочёты, причины неудач, отмечают положительное в работе, обращают внимание на индивидуальное творчество.

Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка.

П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П.: планирование работы по устранению неуспеха;

Р.: планировать работу по устранению ошибок.

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Объясняет сущность домашнего задания.

Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную разных источниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Россия – наша Родина»

Урок соответствует стандартам нового поколения. Цель урока: Формирование представления учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве, воспитание патриотизма....

Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"

Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...

«Технологическая карта урока «Россия - наша Родина» по учебному модулю «Основы православной культуры»

4 класс ОРКСЭ. Основы православной культуры. Подробная разработка урока "Россия – наша Родина"....

Технологическая карта урока "Россия-наша Родина"

  Технологическая карта урока "Россия-наша Родина" комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль ОПК) - 4 класс...

Технологическая карта урока «Россия вступает в XX век» (Окружающий мир)

Цели деятельности учителя:  формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX векаПланируемые результаты:Предметные:·...

Технологическая карта урока Россия и ее соседи.

Технологическая карта разработана для урока окружающий мир. 4 классАвтор УМК: ОС «Начальная школа 21 век»: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир». Учебник для 4го класса в 2х частях....