Доклад "Применение икт технологий на уроках окружающего мира"
статья по окружающему миру (4 класс)

Донгак Чинчи Канчыыр-ооловна

Даны рекомендации учителям начальной школы по использовании икт на уроках окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_primenenie_ikt_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция

«Применение ИКТ на уроках окружающего мира.»

Донгак Ч.К.-учитель начальных классов

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим.

С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и формирование и развитие таких ключевых компетенций, как учебно – познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных [ 4 ].

Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Компьютер помогает лучше оценить способности и знания ребёнка, побуждает искать новые формы и методы обучения [ 1 ].

Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков [ 3 ].

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

В своей работе можно использовать различные виды компьютерных программ.

Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Отобранная информация из текста учебника в виде текста к слайдам является планом рассказа и помогает лучше запомнить и усвоить нужный материал. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Иллюстрации, видеофрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие в прошлое, ярче представить образы. Microsoft Power Point можно также использовать и для тестирования. Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знаний учащихся.

     Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал  для записи учащимся в удобной форме,

2) уроки – мультимедиа по темам, при изучении которых  существует необходимость введения ярких зрительных образов,  

3) уроки  изучения нового материала, служащие образцами для использования   учащимися подобных работ самостоятельно.

 Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира, погрузиться в мир каждой природной зоны, природного сообщества.

Очень много материалов при подготовке к урокам можно брать на различных сайтах. Особенно интересны электронные ресурсы на таких сайтах:

Okrmir.ru: занимательные вопросы для викторин и олимпиад по школьному предмету "Окружающий мир"

info@nachalka.info.

http://school-collection.edu.ru

http://www.it-n.ru

http://www.proshkolu.ru

http://www.openclass.ru

Ресурсы включают в себя фотографии, готовые презентации, слайды, видеофильмы, игры, кроссворды. Благодаря всем этим материалам, учителю легко подготовить свои собственные презентации, проверочные работы, тесты, разработки для использования интерактивной доски и многое другое.

Еще одно из направлений использование ИКТ — использование готовых программных продуктов. Так мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир» включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников.

 Электронное пособие «Природа, человек, общество» обеспечивает поддержку образовательного процесса. Оно дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения чувственного опыта обучающегося (демонстрации, анимации), обеспечивают условия для индивидуализации процесса обучения (упражнения, тесты, игровые сюжеты).

Мультимедийный компакт-диск «Природа России» - справочно-информационная система с широкими возможностями представления аудиовизуальной и текстовой информации. Диск наглядно демонстрирует биологическое разнообразие природы России. Его цель – содействовать формированию у пользователей экологического сознания и воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

Очень важно, чтобы учащиеся были не просто пассивными пользователями информации. Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение компьютерных технологий на ранних этапах обучения, ведь у детей 6 – 7 лет есть некоторый опыт общения с компьютером [2]. Целью учителя становится формирование у учащихся навыков поиска и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов (индивидуальных и групповых), тема которых может быть связана с учебными дисциплинами, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Кроме того, защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументировано  отстаивать собственную позицию.

Дети могут сами создавать электронные презентации и работы по темам предмета «Окружающий мир». Например, ребята получают задания: написать эссе и сочинения по материалам экскурсии, подготовить фотографии, сделать журнал или газету, проект по теме, сообщение по теме с иллюстрациями, таблицами, кроссвордами и т.д. Многие дети с огромным интересом относятся к этим заданиям. На основе полученных материалов с помощью родителей и учителей дети делают электронные презентации, которые потом используются на уроках окружающего мира.

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость. Ведь это позволяет привлекать большее количество дидактического материала, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне, обеспечивает наглядность. Применение ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и учителю развиваться творчески.

Литература

  1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.// Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7- с.32 – 34
  2. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.// Начальная школа. – 2008. - №1- с. 31 - 33
  3. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера.//Начальная школа плюс До и После. – 2007.- №7 – с. 30 -32
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....

Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира

Данный материал представляет отзыв учителей МОБУ о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира в начальной школе....

Статья "Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную ...

статья "Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках окружающего мира.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования. В связи с зтим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно - коммуни...

Игровые технологии на уроках окружающего мира

Презентация о значимости игры в образовательном процессе...

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....